Бермудский треугольник, или Кому достанутся 2 миллиарда долларов?

Мировая пресса о событиях в Казахстане и вокруг него

Главное политическое событие года, судя по всему, не предвещает особых неожиданностей. Однако в экономике и ее главном — углеводородном — секторе продолжается перегруппировка сил, причем последние заявления стали неожиданными и даже сенсационными. Российская компания \»Лукойл\» предлагает очень серьезную сумму за приобретение среднего не только по мировым, но и по казахстанским масштабам нефтяного производителя — фирмы Nelson Resources.

Итак, сезон громких сделок с компаниями, добывающими нефть в Казахстане, не завершен. До сих пор не утихли страсти вокруг приобретения фирмы PetroKazakhstan китайской государственной нефтяной корпорацией CNPC за рекордные 4 с лишним миллиарда долларов, о чем стало известно полтора месяца назад, а сами договоренности еще не получили окончательного одобрения ни правительства Казахстана, ни общего собрания акционеров. Однако ведущие зарубежные издания и агентства спешат поведать миру о новой сделке на миллиардные суммы. И ее масштабы, и геополитическое значение достаточно велики, поэтому ни одно из уважающих себя деловых изданий не оставило это событие без комментариев. У обозревателей появился повод вновь написать о растущей роли Казахстана на рынке углеводородов и усилении конкуренции мировых держав за контроль над этим рынком. Все это привело к тому, что нефтяные залежи республики наконец-то обретают реальную цену.

Крупнейшая частная российская нефтяная компания \»Лукойл\» в конце минувшей недели объявила о намерении приобрести зарегистрированную на Бермудах компанию Nelson Resources Ltd., осуществляющей несколько углеводородных проектов в Казахстане. Кстати, до этого в течение нескольких месяцев руководство \»Лукойла\» неоднократно опровергало сообщения об интересе к покупке PetroKazakhstan.

В заявлении Lukoil Overseas, дочерней компании \»Лукойла\», контролирующей ее зарубежные активы, говорится, что за 100 процентов акций Nelson Resources предложено 2 миллиарда долларов. Представители \»Лукойла\» подчеркивают, что согласие на сделку дали основные акционеры Nelson. Что касается миноритарных акционеров, то переговоры с ними будут продолжены. Пока представители Nelson заявляют о привлечении высококвалифицированных аналитиков и консультантов, а завершение переговоров между сторонами ожидается к 12 октября. Затем сделку должно одобрить общее собрание акционеров нефтяной компании.

Nelson Resources Ltd., в прошлом канадская золотодобывающая фирма, работает ныне в богатом подземными залежами Казахстане, где разрабатывает пять нефтяных месторождений на западе страны и осуществляет разведочные работы на двух блоках в Каспийском море. Доказанные и вероятные запасы компании, по данным разных источников, составляют от 235 до 270 миллионов баррелей нефти, и теоретически могут достичь 2 миллиардов баррелей (эта едва ли не фантастическая цифра фигурирует в газете Independent). Суточная добыча на месторождениях Nelson достигла во втором квартале 2005 года почти 30 тысяч баррелей.

Влиятельная британская газета Times поместила следующий комментарий: \»Казахстан до сих пор известен в Англии скорее как родина Бората — неполиткорректного персонажа комика Саши Барона Коэна. Но обширная бывшая республика размерами с Западную Европу быстро превращается в экономический локомотив Центральной Азии и глобального игрока в нефтегазовой индустрии. \»Лукойл\» — последний в очереди энергетических гигантов, стремящихся вложить инвестиции в Казахстан, в то время как мировые державы конкурируют за контроль над неразработанными энергетическими ресурсами региона\».

Сумма в два миллиарда долларов оказалась рекордной для России. \»Поглощение станет крупнейшим зарубежным приобретением, когда-либо совершенным российской компанией\», — подчеркивает агентство Bloomberg. Об этом же пишут буквально все издания, освещающие эту тему. Также отмечается, что это будет вторая по масштабности сделка по продаже компании, добывающей нефть в Казахстане, после недавней продажи PetroKazakhstan.

\»Лукойл\» приобретает активы в Казахстане, поскольку российский президент Владимир Путин ужесточает правительственный контроль в промышленности и увеличивает налоги, распугивая инвесторов, — полагают аналитики Bloomberg. — В этом году отмечен самый низкий рост производства с 1999 года. Казахстан, занимающий второе место после России по добыче нефти среди бывших советских государств, планирует утроить поставки сырья до 3 миллионов баррелей в день к 2015 году. Страна добилась удвоения производства по сравнению с 1999 годом, причем темы роста вдвое превышают российские… Согласно данным на конец 2004 года, опубликованным компанией BP Plc., Казахстану принадлежит 3,3 процента мировых залежей нефти\».

Другие ведущие мировые компании также считают приоритетной свою деятельность в Казахстане и каспийском бассейне. Так, американская корпорация Chevron планирует удвоить количество своей рабочей силы до 4 тысяч человек и дополнительно инвестировать 3 миллиарда долларов с целью увеличить в пять раз нефтедобычу в стране до 2025 года.

Между тем интересы \»Лукойла\» не ограничиваются приобретением Nelson. Россияне, как сообщают мировые агентства, ведут переговоры с китайской корпорацией CNPC по поводу месторождения Тургай. Как известно, 50 процентов акций ОАО \»Тургай Ойл\» принадлежит \»Лукойлу\», а оставшаяся половина — фирме PetroKazakhstan, которая вскоре перейдет под контроль CNPC. До завершения этой сделки, \»Лукойл\» хотел бы выкупить долю PetroKazakhstan в Тургайском месторождении, предлагая китайцам за это 700 миллионов долларов.

Казахстан — ключевой рынок для нашей зарубежной экспансии. Приобретение Nelson значительно усилит принадлежащие нам активы в каспийском регионе\», — цитирует заявление президента \»Лукойла\» Вагита Алекперова нью-йоркская газета Newsday. Издание замечает, что \»Лукойл\» настойчиво расширяет свою деятельность в Казахстане, который в ближайшие десять лет войдет в число лидеров мировой нефтедобычи. Совместно с государственной компанией \»Казмунайгаз\», российская фирма ведет разведочные работы на двух участках в казахстанском секторе Каспия.

Однако вернемся к сделке с Nelson Resources. Представители \»Лукойла\» заявляют о том, что получено согласие основных акционеров, которые готовы продать принадлежащие им 65 процентов акций компании по цене предложения, которую многие специалисты сочли достаточно высокой. Так, лондонская газета Independent пишет, ссылаясь на мнение аналитиков, что эта цена соответствует уровню последних нефтяных сделок в Казахстане, таких, как покупка PetroKazakhstan, ставшая одной из самых дорогих в истории нефтяного бизнеса в Казахстане.

Стивен Дашевски, специализирующийся на углеводородном секторе аналитик московской брокерской фирмы \»Атон\», в интервью Financial Times сказал, что цена оправдана благоприятным налоговым режимом в Казахстане, что позволяет компаниям поддерживать высокую доходность на уровне до 80 процентов, по сравнению с примерно 35 процентами в России.

Но, отмечает Financial Times далее, \»заявление обеспокоило миноритарных акционеров, которые утверждают, что цена предложения слишком низкая\». Харвей Савикин, ведущий менеджер американского инвестиционного фонда Firebird, заявляет: \»Сейчас не тот момент, когда мы хотели бы продавать нефтяные акции. \»Лукойл\» выступил со своим предложением, когда Nelson начинает реализацию проекта Жамбай\». Компании Nelson принадлежит 25 процентная доля в прибыльном шельфовом проекте Южный Жамбай. Миноритарные акционеры рассчитывают на то, что \»Лукойл\» либо предложит справедливую цену (которая, по их мнению, примерно на треть выше объявленной), либо позволит им сохранить свои пакеты акций.

Противоречия между основными и миноритарными акционерами могут поставить под угрозу сделку с \»Лукойлом\». Чем же вызвано желание держателей контрольного пакета продать компанию именно сейчас, когда нефтяные цены достигли своего пика и аналитики не прогнозируют их скорого снижения?

Для начала попытаемся разобраться, кому же принадлежит зарегистрированная на Бермудских островах Nelson Resources Ltd. Корреспондент New York Times Эндрю Кремер пишет о том, что \»58 процентов Nelson принадлежит консорциуму из трех казахстанских банков, а остальные акции находятся в свободном обращении на фондовом рынке\». Газета, ссылаясь на неназванного российского аналитика и некие средства массовой информации, указывает на то, что за компанией стоят \»бывшие казахстанские правительственные чиновники и люди, близкие к президенту Нурсултану Назарбаеву\». Официальный представитель Nelson отказался дать комментарии газете по поводу такого рода утверждений. Однако, отмечается далее, \»согласно информации, представленной на веб-сайте компании, в состав ее правления входит бывший министр энергетики\».

К сожалению, точный состав казахстанско-бермудского банковского треугольника в публикации не приводится, поэтому назвать тех людей, кому достанутся два миллиарда долларов, достаточно сложно. Впрочем, в зарубежной прессе все же промелькнуло одно имя. По сведениям британской Times, в тройку основных владельцев Nelson, в совместном ведении которых находится 58 процентов акций, входят не банки, а такие финансовые группировки, как Central Asian Industrial Holdings, Energy Investments International и Cott Holdings. Все они поддерживают сделку с \»Лукойлом\». Причем Cott Holdings, как пишет газета, принадлежит президенту Nelson Балтабеку Куандыкову. В другой публикации этой же газеты Куандыков назван бывшим заместителем министра энергетики Казахстана и консультантом компании Chevron. Остальные две стороны этого треугольника пока остаются безымянными. Впрочем, треугольник — самая устойчивая фигура, и мнение прочих акционеров, грозящих проголосовать против сделки, вряд ли окажется решающим.

Поскольку акции Nelson находятся в свободном обращении и торгуются на фондовых биржах Торонто и Лондона, то число миноритарных акционеров может быть достаточно велико. Причем среди них могут быть как инвестиционные компании, так и частные лица. И именно эта категория совладельцев, по вполне понятным причинам, не хочет расставаться с выгодными акциями, приносящими неплохой доход и сулящими в будущем сверхприбыли.

Однако на общем фоне укрупнения компаний, усиления государственного контроля над нефтяной отраслью и все чаще раздающихся призывов к пересмотру приватизационных сделок нынешний момент может представляться вполне удачным для бизнесменов и экс-чиновников, чей путь к многомиллионным состояниям многим может показаться туманным. Посмотрите на соседнюю Россию: Ходорковский не захотел делиться с государством, и где он теперь, зато Абрамович верно уловил сигналы из Кремля, и получил неплохой куш. А в Казахстане призывы к пересмотру нефтяных контрактов накануне выборов раздаются даже из уст дочери президента Дариги Назарбаевой (по поводу PetroKazakhstan и не только). Поэтому капиталы родом из Казахстана, за последние годы осевшие в таких компаниях, как Nelson Resources и все та же PetroKazakhstan, меняют свою прописку и перетекают из углеводородного сектора в другие отрасли.

В Астане вряд ли пойдут против новых владельцев месторождений, таких, как CNPC или \»Лукойл\», которые к тому же предлагают очень неплохую и вполне рыночную цену. Да и усилившаяся северо-восточная ориентация в экономике вполне отвечает нынешним геополитическим пристрастиям руководства страны.

Правда, не совсем понятно, почему государство не использует представившуюся возможность для реального осуществления курса на усиление национальной доли в месторождениях на собственной территории. До сих пор заявления о том, что Казахстан будет контролировать не менее 50 процентов новых углеводородных проектов, остаются лишь словами. И государство (в лице Национального фонда), и национальная компания \»Казмунайгаз\» располагают достаточными активами для выкупа как минимум половины акций компаний Nelson Resources или PetroKazakhstan, к тому же такие действия обеспечены юридической базой. Согласно действующим законам, государство имеет приоритетное право на приобретение долей в казахстанских месторождениях.

Пока же главными игроками на местном рынке энергетических ресурсов остаются крупные зарубежные корпорации Chevron, ExxonMobil, ConocoPhillips, Total, BP и малоизвестные широкой общественности компании непонятного происхождения с канадско-бермудской пропиской, к числу которых пока еще относятся Nelson Resources и PetroKazakhstan. Однако последние, похоже, доживают в своей нынешней форме, последние дни.

Кстати, на днях по каналам агентства Bloomberg поступило еще одно сообщение, касающееся судьбы компании PetroKazakhstan. Крупнейшая индийская энергетическая корпорация Oil & Natural Gas Corporation (ONGC) не оставляет попыток пересмотреть итоги конкурса, победителем которого стала китайская CNPC. 28 сентября секретарь министерства нефтяной индустрии Индии С.К. Трипати заявил, что индийская корпорация может попытаться выдвинуть повторную заявку. Как известно, CNPC, предложившая 4,18 млрд. долларов, 22 августа была объявлена победителем конкурса. Индийская корпорация уступила совсем немного, а ее представители намекали на нечестную игру со стороны организаторов конкурса и китайцев. Впрочем, жажда реванша не настолько велика, чтобы индийцы предлагали безумную цену. \»Если это будет экономически оправданно, — заявил Трипати в интервью, — ONGC может подать обновленную заявку\».