Монстры наших сомнений

“Клик!”

Сакен ТАУЖАНОВ

12 -14 сентября – даты проведения II съезда мировых и традиционных религий. Другое название, мелькнувшее на лентах информационных агентств — “II съезд лидеров мировых и традиционных религий”. С точки зрения казахов оригинально, конечно, рассуждать о “принципах диалога” и “безопасности” на фоне кровопролитного конфликта между суннитами и шиитами в Ираке, возникшего вследствие агрессии в эту страну США. Этот военно-политический акт США, как известно, активно поддерживает Казахстан. И сегодня, будучи соучастником в пролитии крови мусульман Ирака, Казахстан проводит съезд “Лидеров мировых религий”. Между тем очевидно, что организаторы форума давно доказали отсутствие у них самого понятия “человеческой нравственности”. Как могут быть декларированы такие высокие “согласие” и “единство”, если руководителем оргкомитета “II съезда мировых и традиционных религий” является господин Абыкаев – политик, замешанный в скандале с контрабандой оружия в “горячие точки”? Понятное дело, тот случай с господином Абыкаевым уже покрыт толстым слоем новых грехов. Но если мы ни разу не слышали покаяние из уст этого чиновника, то, какое может быть “согласие”? Или пресловутое “единство”?

И, тем не менее, это произошло: т.н. “лидеры мировых религий” сели за один стол с господами из руководства Казахстана. А это, согласитесь, уже показатель кризиса у нынешних функционеров от религий, признак отсутствия у них самих нравственных ориентиров. Вот и получается, что на фоне этих любителей дармовой кормёжки и пустопорожней риторики, настоящие религиозные лидеры, такие как, например, руководитель движения “Хезболла”, выглядят образчиком добродетели.

Разумно задаться вопросом: чем же вызвана стагнация или упадок роли религии? Но, наверное, это будет не совсем корректно. Скорей всего надо говорить о “человеческом факторе” — группах “посредников”, иначе говоря, жрецов. Среди множества причин и факторов, хочется упомянуть некоторые из них. Во-первых, это падение влияния служителей культа на окружающий мир. Покойный Папа Иоанн Павел II неоднократно делал попытки повлиять на ход важнейших событий, но кто из светских руководителей слышал его голос? В кино образ служителя культа, спасающего мир, кажется, в последний раз был представлен как киношный пастор Шлагг. После этого случая, даже киноиндустрия утратила интерес и желание генерировать “лицо” жреца какой-либо религии, останавливающий своим духовным словом кровопролитие. Таким образом, можно предположить, что еще в начале прошлого века мы потеряли этот общественный институт в его традиционном значении. Религия, бывшая некогда необходимым “страхом”, мерилом ценностей, скрепой общества и человека, превратилась для жрецов в выгодный бизнес, основанный на бесконечных съездах, форумах, в том числе, со светскими лидерами. Вот и получается, что индивидуум, по сути, вернулся к исходной точке эволюции и вынужден строить (искать) “храм” самостоятельно.

Урбанизация также немало влияет на религиозность населения. Любопытный факт привели социологи, свидетельствующий о том, что после трагедии “9/11” многие американцы стали селиться подальше от городов, опасаясь последствий загрязнения, терактов. Среди следствий этой миграции из городов отмечается и рост религиозности молодежи страны. Это объяснимо: США и весь “западный мир” находится в состоянии войны, да и удаленность от благ города и его соблазнов, стимулирует рост религиозных настроений. И когда мы говорим о несостоятельности или неподготовленности традиционной религии к современным реалиям, не надо забывать, что “точкой отсчета” может быть период 3-й мировой (“холодной”) войны, когда в большом числе стали множиться террористы, экстремистские организации всевозможных направлений и видов. Сегодня, на примере ряда стран, мы можем прийти к выводу, что т.н. “Успех” имеет религиозный лидер, который своё слово может подкрепить установкой реактивных минометов или другим оружием массового уничтожение (ОМУ). Неспокойный Средний и Ближний Восток перед глазами: аятолла с потаенной идеей обладания ядерным чемоданчиком и раввины – ортодоксы, с тщеславием обладателей ядерного ОМУ.

В самом деле, формулу Киплинга, увы, еще никто не смог опровергнуть. Пожалуй, самую исчерпывающую характеристику современной ситуации дал духовный лидер Тибета Далай-Лама XIV. По мнению духовного лидера Тибета, истоки современного терроризма следует искать в зависти, которую Восток испытывает к западному образу жизни. “Этот терроризм взращивается годами. Люди на Востоке завидуют западному образу жизни, впечатление о котором у них формируется из телепрограмм, где общество выглядит развитым и счастливым. Лидеры стран Востока пытаются противопоставить этому религию, сплотить народ при ее помощи”. При этом Далай-Лама указал, что лично он не считает западное общество счастливым: “У вас большие дома, но в них живут маленькие семьи. Вы можете ездить по всему миру, но вам сложно пересечь улицу, чтобы зайти к соседу. Легкая жизнь вредит людям. Они становятся менее гибкими, их запросы все выше, они постоянно сравнивают себя с окружающими, кроме того, у них слишком широкий выбор, который в действительности означает отсутствие свободы”.

Приведенные выше слова подтверждают одно: нынешнее противостояние – это столкновение “осколков” былой системы под названием “Религия”. Создается впечатление, что заканчивается время духовного учения, скрепы общества. Наверное, поэтому сегодня востребованы секты вроде “учеников Порфирия Иванова”, “Ак Жол” и т.п.

Излишен вопрос: кто победит в борьбе между представителями религий “общества потребления” и “справедливости”? Религиозные группы отчаянно борются за право существования, пытаются взять реванш за вытеснение из сферы принятия государственных решений, распределения ресурсов и т.п. вещи.

Отсюда вытекает следующая причина: нарушение гармонии между численностью жрецов и их ролью в общественной жизни. В принципе, любой истинно верующий человек, мягко говоря, испытывает чувство личной неприязни к этим посредникам. Ибо служители культа давно уже не являются носителями знаний о мире. Более того, по степени своего духовного разложения казахские имамы, например, сравнялись с государственными служащими. А, возможно, даже превзошли их. Ибо у имамов, нет даже иллюзии контроля: духовного или материального. Они разделяют ценности своих “близнецов” из госструктур: пикник, сауна, алкоголь, “любовь за деньги” и прочие стандартные опции выходного дня. А голова духовного лица, между тем, занята размышлениями о насущном. Например, о том, какой марки джип приобрести? Это серьезная проблема, так как надо найти грань между жаждой новых ощущений и стремлением не мозолить глаза обывателей броскими вещами. “BMW X-5”, “Nissan X-Trail”, “Lexus RX-300” остались в истории. Душа чиновника от религии разрывается между “Porsche Cayenne”, “Audi Q7” и “Hammer”. Понятное дело, коробчатый “Hammer” будет выглядеть слишком “топово”, но деваться некуда, так как нынешний “Land Cruiser Prado” уже не веселит его душу. В итоге, в качестве компромисса, имам областного масштаба приобретает “VW Touareg”, дав себе честное слово поменять его на что-то более стоящее в ближайшие три месяца. Ради интереса, постарайтесь вспомнить: кто из духовных лиц Казахстана был когда-нибудь в центре событий? Нет таких примеров. Примеры государственного террора в Казахстане встретишь на каждом шагу: 2004 г.: пытка в Саздинском отделе полиции семьи Т., мужа и жену, когда полицейские выбивали ударами из них признания в убийстве, вымогая деньги… 2006 г.: Алматинские микрорайоны “Бакай”, “Шанырак”… Где фланируют эти господа в халатах, с жиденькими бородками, “включенным” “умным” видом и носящими громкий статус — “имам”?

***

Выводы по данной теме неизбежно покажутся попытками наставить людей на “путь истинный”. И, тем не менее, очевидно, что актуальность диалога между Востоком и Западом растет изо дня в день. Исходя из логики столкновений, такая встреча должна произойти на Среднем или Ближнем Востоке. Так как многие стереотипы и политические теории генерируются в т.н. “западном” мире.

В том плане, Казахстан – одна из самых неудачных “площадок”, учитывая отсутствие политического, военного авторитета страны, её удаленность от центров мировых религий, удаленность от зон религиозного противостояния, преобладание среди населения религиозного дуализма. А главное, философия руководителей этого “государства” не имеет прецедентов рождения таких вещей как “раскаяние” или “сострадание”. Поэтому картинка “II съезда мировых и традиционных религий” выглядит со стороны, как экзотическое путешествие по саванне.

И традиционный риторический вопрос, который будет звучать следующим образом: “Сумеют ли жрецы традиционных религий перестроиться и вернуть своё “лицо” или мы и впредь обречены поклоняться телевизионной картинке с джином “нефтяных войн” — бессмертным образом Осамы?”.