ОТАН в капкане самоуправления

Sinoptikus

Ну что же, дорогие мои, за то время, что мы с вами не общались, самым заслуживающим нашего внимания политсобытием было, разумеется, стремительное поглощение партией “Отан” всех неосторожно приблизившихся к ней сателлитов. В астрономии, кстати, это явление хорошо изучено: если некий сгусток материи набирает слишком большую массу, он начинает неотвратимо втягивать в себя всю межзвездную пыль и разные космические обломки, потом собственные планеты, а с перебором критической массы – даже и соседние звезды.

Что характерно: в такую “черную дыру” падает все – что ни попадя, а вот назад вырваться даже какой-нибудь проворный фотончик уже не может. Между нами говоря, даже лучик света уже не вылетает обратно из этого мертвого мира материи. Дыра – она и есть дыра.

И это – научный факт.

Заканчивается же существование любой “черной дыры”, как известно, гигантским взрывом, разбрасывающим свет и освобожденную материю по всей Галактике. Хотя точной формулы, – в какой именной момент перебор массы взрывает сам себя, физики еще не вывели (одно можно предполагать более-менее уверенно – если товарищи из братской КПК, впечатлившись судьбой “Асара”, Гражданской и Аграрной партий, соберут в Пекине свой съезд и тоже попросятся в “Отан” — тогда вспышки “сверхновой” точно не избежать!).

Если же от космогонических перейти к политическим аналогиям, то ничего кроме исторического феномена, вошедшего в учебники истории СССР под названием “триумфальное шествие советской власти” для нынешней всепоглощающей поступи “Отана” на ум не приходит. Для тех, кто уже не помнит подробности тех событий, напомним, что после Октября 1917-го весь 1918 год Советская власть как бы сама собой, не встречая сопротивления, распространялась-устанавливалась на всем гигантском пространстве недавней Российской Империи. Причем революционные события начали стремительно накатываться и на Европу. Так что в тот исторический момент тезис о скором установлении диктатуры пролетариата во всемирном масштабе казался наблюдателям, по всей видимости, гораздо более вероятным будущим, нежели прогноз, что через год сама Россия окажется в пекле Гражданской войны.

Признаемся, параллель с 18-м годом мы привели не для красного словца, а чтобы вывести разговор на одну такую важную аналогию, которая сработала тогда, и которая “светит” нам теперь.

Мы хотим сказать, что новая власть так триумфально прокатилась тогда по царской России еще и потому, что никаких властей на местах, кроме назначенцев Государя-Императора, в губерниях, городах и весях не было. Поэтому когда Николай-II отрекся, в Империи мгновенно образовалось то, что по-современному мы можем назвать вакуумом легитимной власти. Потому-то гениальный Ленин первым делом и захватил столичный телеграф, откуда в регионы ушли точки-тире, что вся власть переходит в руки петроградского Совдепа. После чего вакуум власти начал заполняться без особого сопротивления.

Однако вскоре кризис отсутствия всеми признанной власти развернулся другим своим концом, и большевикам пришлось разрушить полстраны и истребить четверть населения для того, чтобы доказать собственное право на правление.

История, впрочем, учит, что она ничему не учит. И вот сильно разбухшая (материально) партия власти опять стоит перед вызовом “зацикливания” всего и вся исключительно на одной правящей единице. Более того, сама по себе необходимость хоть что-то делать в политическом поле, при том, что все официальное поле партия “Отан” сплошь заполонила только собой, оборачивается идеологическим проигрышем для нее же. И наиболее наглядно это проявляется сейчас как раз на законотворчестве в области управления на местах.

Черт попутал партию власти вновь, после безуспешных попыток 1996-2000 годов, попытаться-таки принять закон “О местном самоуправлении”. В самом деле: в преддверие председательствования в ОБСЕ надо же продемонстрировать хоть какое-то движение к европейским стандартам, и самоуправление, казалось бы, дает не просто отличную, но и единственную возможность для этого. Единственную, потому что “сдавать” контроль за избирательной системой (за “подсчетом” голосов) Администрация, разумеется, не собирается, а что касается парламентской реформы, то предстоящие изменения имеют количественный, но не качественный характер.

Однако как раз с этим на вид таким простеньким законопроектом и получился полный конфуз. Поскольку даже совершенно выхолощенный Минюстом вариант помимо желания разработчиков (и как раз благодаря своей пустоте тоже) перевел стрелки на святая святых – систему акимовской власти на местах.

Как говорится, не буди лихо, пока оно тихо. Не было в Казахстане признанного Основным Законом 1995 года местного самоуправления, не было и проблемы. А теперь, хочешь — не хочешь, в поле общественного внимания попала необходимость как-то корректировать Конституцию еще и с этой стороны.

Дело в том, что у прямолинейных европейцев “Хартия местного самоуправления” начинается такими роковыми словами:

Под местным самоуправлением понимается право и реальная способность органов самоуправления регламентировать значительную часть государственных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного населения.

Здесь ключевые слова “государственных дел”. То есть, у них МСУ – это не общественная самодеятельность, а – полноценная часть государственной власти. А именно – государственной власти на местах, в областях, районах, городах-поселках и на селе.

И, само собой, “Европейская Хартия…” принципиально расписывает, что такое самоуправление должно иметь собственную независимую компетенцию, полученное от государства имущество, и самостоятельный бюджет, наполняемый, в том числе, за счет госналогов.

Не говоря уже о том, что власти МСУ (включая и областной уровень) должны избираться населением.

В нашей же Конституции соседствуют понятия местное государственное управление и местное самоуправление, и тут что-нибудь одно – лишнее. И так оно на практике и было: все полномочия, до последней мелочевки, были расписаны по акимовской вертикали, и ниша для самоуправления фактически ликвидирована. По факту же политической необходимости учредить хоть какое-то самоуправление, полномочия для него Минюсту пришлось искусственно выдирать назад у акимов. По принципу – чего не жалко. Типа отлов бродячих кошек и собак.

В результате законопроект получился хотя и пустой, но заполненный разного рода юридическими ляпами. К примеру, по минюстовской задумке, инициативную группу по учреждению МСУ образуют акимы, и они же полностью контролируют процедуры сбора подписей и регистрации. Тогда как Конституция обещает, что все вопросы создания самоуправления граждане решают сами. Но если этот и другие “косяки” разработчиков еще как-то лечатся, то есть такие конституционные нестыковки, которые принципиально не устранимы. К примеру, Основной Закон утверждает, что власть в РК едина и осуществляется путем разделения ее на представительную, исполнительную и судебную ветви. И в системе местного госуправления это, худо-бедно, соблюдается. Но вот такая “четвертая власть”, как МСУ – это конституционный нонсенс, и здесь, не поправляя Конституцию, ничего поделать нельзя…

Одним словом, приводить к европейским демократическим стандартам надо акимов и акимчиков, а также ничего не решающие сейчас маслихаты, а не упражняться с МСУ, отлавливающими бездомных кошек.

И забавно, что эта проблема высветилась сейчас именно эксклюзивными усилиями партии “Отан”. А куда деваться, если министр юстиции – пламенная “отановка”, руководитель рабочей группы Госкомиссии по демократизации – зампред “Отана”, руководитель рабочей группы Мажилиса – зампред партийной фракции, и т.д., и т.п…