Казахстанские экономисты раскрывают секреты расчета валового внутреннего продукта в нашей республике

Правда и ложь о ВВП Казахстана

Известно, что развитие производства прямо пропорционально отражается на таком жизненно важном для любого государства показателе как валовой внутренний продукт. Производство – это процесс внутренний. Однако, как отмечают казахстанские экономисты, пока в росте ВВП заметную роль играют внешние факторы. Так, сохраняется сильная зависимость от мировых цен на нефть. Есть и другие моменты, как например, покрытие потребности внутреннего рынка за счет импорта. Естественно, долго подобное продолжаться не может. Есть слабая надежда на госпрограмму форсированного индустриально-инновационного развития (ФИИР). Сможет ли она вкупе с другими внутренними экономическими показателями послужить толчком промышленного роста Казахстана и соответственно ВВП?

Торговля – наш удел

Валовой внутренний продукт рассчитывается несколькими методами: методом производства, методом конечного использования, методом доходов.

В методе производства используются такие статьи, как производство товаров, услуг, косвенно-измеряемые услуги финансового посредничества, чистые налоги на продукты и импорт.

Статистика вещь занудная, но без нее здесь не обойтись. Так, по данным, предоставленным старшим аналитиком Агентства по исследованию рентабельности инвестиций Гульнур Рахматулиной, объем ВВП за 9 месяцев 2010 года, рассчитанный по данному методу, составил 14 639 271,1 млн тенге. Индекс физического объема ВВП РК в 2010 году (январь-ноябрь 2010 года к январю-ноябрю 2009 года) был равен 107,1%.

При расчете ВВП методом конечного использования учитываются следующие показатели: расходы на конечное потребление, валовое накопление, чистый экспорт. Объем ВВП Казахстана по данному методу за 9 месяцев 2010 года составил 14 057 711,2 млн тенге.

При использовании метода доходов в расчет берутся такие показатели, как оплата труда за отчетный период, чистые налоги на производство и валовой смешанный доход. По данному методу объем ВВП республики за 9 месяцев 2010 года составил 14 639 271,2 млн тенге.

По словам экономиста, торговля, безусловно, является одним из компонентов ВВП: “Ее доля в общем объеме ВВП, в соответствии с данными Агентства РК по статистике, за 9 месяцев 2010 года составляла 12,5%. Это, безусловно, значительный удельный вес в структуре ВВП. Но при всем при этом отмечу, что республиканский ВВП формируется в большей степени за счет горнодобывающей промышленности, удельный вес которой в объеме валового внутреннего продукта в 2010 году составил 17,7%”.

Производственный фактор

Чтобы понять ситуацию с производством в Казахстане, давайте вернемся к статистике. По итогам 2010 года индекс физического объема (ИФО) промышленной продукции составил 110%, при этом в горнодобывающей промышленности – 105,3%, обрабатывающей – 118,4%.

Примечательно, что довольно высокие темпы показывают такие направления, как производство продуктов питания (ИФО по итогам 2010 года составил 112,9%), напитков (ИФО – 125%), текстильных изделий (ИФО – 130%), производство продуктов химической промышленности (ИФО – 137,1%). Объем производства машиностроения увеличился на 58,6%.

Совершенно очевидно, что обрабатывающая промышленность нашей страны демонстрирует высокие темпы ввиду низкого базового уровня развития отраслей перерабатывающего сектора, — говорит Гульнур Рахматулина. – Вместе с тем, следует отметить, что важным фактором промышленного роста страны станет реализация программы форсированного индустриально-инновационного развития (ФИИР), главной целью которой, как известно, являются модернизация экономики республики и повышение ее конкурентоспособности”.

Между тем, как отмечает другой экономист, директор Центра макроэкономических исследований Олжас Худайбергенов, если говорить о доходах, как одного из методов расчета ВВП, классифицируются три основных денежных потока – оплата труда, прибыль компаний и налоги, собираемые государством, что позволяет видеть степень эксплуатации труда. В развитых странах оплата труда составляет 65-70% от ВВП, тогда как в Казахстане в два раза меньше. Что касается второго метода – производства, последняя статья выросла в 72,5 раза за 10 лет, тогда как номинальный ВВП вырос всего в 11 раз. Дисбаланс очевиден.

И, наконец, если взглянуть на конечное потребление, экономика рассматривается сквозь призму спроса в разрезе домохозяйств, некоммерческих организаций, государства (не налоги, а именно спрос), инвестиций в накопление и складские запасы, а также отражается динамика экспорта и импорта. “Агентство по статистике ведет подсчет валового продукта всеми тремя методами, однако при публикации итоговых данных упор делает на последний, — констатирует Олжас Худайбергенов. — Сбор первичной информации формирует номинальный ВВП, после чего начинается расчет других показателей с применением тех или иных коэффициентов. Так, для определения реального ВВП используется дефлятор: если происходил рост цен, то реальный ниже номинального, и наоборот, если наблюдалось удешевление”.

Независимая зависимость

По словам Гульнур Рахматулиной, анализ экономического развития Казахстана позволяет сделать вывод, что по-прежнему сохраняется сильная зависимость от мировых цен на нефть. “Нефтегазодобывающий сектор является основным локомотивом экономики. Потребность внутреннего рынка Казахстана по многим позициям покрывается за счет импорта. Спрос на нефтегазовое оборудование лишь на 3% удовлетворяется за счет собственного производства. 40% потребляемых в республике нефтепродуктов завозится из России. Сохраняется большая зависимость от импорта продовольственных товаров”, — отмечает экономист.

Поэтому важное значение для Казахстана, — продолжает она, — имеет создание адекватных условий для нормального развития бизнеса. И хотя наша страна активно проводит реформы в интересах бизнеса, но в мировом рейтинге по наличию благоприятного бизнес-климата Казахстан пока занимает 59 место среди 183-х стран мира. Т.е. есть поле для улучшения ситуации. А бизнес – это решение вопросов промышленного развития государства, это социальное развитие и устранение безработицы, это перспектива формирования среднего класса”.

Человеческий капитал

В развитии экономики далеко не последнюю, а быть может, и самую первую роль играет уровень человеческого развития, который напрямую связан с ростом ВВП. Доходы экономики напрямую влияют на такие сектора, как образование, здравоохранение, наука. Однако в случае с Казахстаном эти три сектора, по мнению старшего аналитика Агентства по исследованию рентабельности инвестиций, сегодня серьезно хромают.

В области здравоохранения весьма низкий уровень оказания медицинских услуг, на высоком уровне заболеваемость туберкулезом, диабетом, онкологическими болезнями. Учреждениями здравоохранения очень слабо поставлена работа по их профилактике, выявлению на начальных стадиях. Достаточно низкий уровень оказания первичной медико-санитарной помощи в регионах, сельской местности. Состояние туберкулезных, онкологических диспансеров не соответствует современным требованиям. Сохраняется высокий показатель смертности из-за наличия указанных диагнозов.

В сфере образования главной проблемой является несоответствие современным требованиям, довольно низким остается уровень подготовки специалистов. Нет пока связи между образованием и производством. Высшие учебные заведения должны ориентироваться на запросы крупного и среднего бизнеса. Бизнес-структуры, в свою очередь, должны предоставлять гранты для обучения наиболее талантливой части молодежи.

Также на низком уровне подготовка кандидатов и докторов наук. Президентом РК Н.А. Назарбаевым неслучайно было подчеркнуто: “200 научных советов штампуют кандидатов и докторов наук”. При этом в науку идет 1 из 60 кандидатов наук и 1 из 37 докторов наук. И главной причиной является мизерная оплата труда ученых и преподавателей вузов. Т.е. получается замкнутый круг: с одной стороны неконкурентоспособность образования и науки, с другой – низкий уровень зарплаты работающих в данных сферах”, — говорит Гульнур Рахматулина. По ее словам, государством должен быть разработан новый, более совершенный механизм развития университетского образования и науки, деятельность которых должна быть ориентирована на потребности крупного бизнеса.

При этом она отмечает, что указанные выше факторы представляют определенную угрозу для развития человеческих ресурсов страны, потенциала нации.

Индекс человеческого развития включает в себя не только ВВП, но и другие показатели. Например, коэффициент расслоения доходов населения, степень доступности Интернета, наличие политических свобод и т.д. Конечно, при большем ВВП есть шансы, что и остальные показатели подтягиваются, но иногда бывает, что страна с меньшим ВВП на душу населения демонстрирует более высокий уровень человеческого развития”, — констатирует Олжас Худайбергенов.

Каждому – по полкурицы

Рост ВВП, как видим, дело совершенно благовидное, как внутри страны, так и вне ее пределов. Но есть некоторые факторы, тормозящие его рост.

На мой взгляд, на это влияют неразвитость ненефтяного сектора экономики. Как было отмечено выше, значительную часть ВВП составляют доходы горнодобывающей промышленности. Поэтому экономика республики полностью зависит от ценовой ситуации на мировых сырьевых рынках, — говорит Гульнур Рахматулина. — В связи с этим диверсификация экономического развития Казахстана остается приоритетом №1 государственной политики республики”.

Что мешает? Коррупция и культ легких денег, высокое административное давление на бизнес, теневая экономика, низкая производительность труда, малая численность населения. Если устранить эти проблемы, то ВВП взлетит в небеса”, — уверен Олжас Худайбергенов.

По его словам, рост ВВП может концентрироваться в отдельных отраслях, например, в добывающих. А остальные отрасли могут стоять на месте. Плюс есть еще – эффект расслоения населения по доходам. Как говорил Марк Твен: “Рокфеллер съел сегодня курицу, а я лег голодным. Вместе мы съели по полкурицы в среднем”.

***

© ZONAkz, 2010г. Перепечатка запрещена