Эту страну погубит ЖКХ

“Двадцать лет независимости могут рухнуть, так как люди не получили собственность”

“Лиса меняет шкуру, но не нрав”.

Светоний

Идея от государства. Вместо КСК (кооперативы собственников квартир) в многоквартирных домах создаются кондоминиумы. Жильцы собирают 15% от суммы, необходимой на капитальный ремонт и термомодернизацию жилья, после чего государство добавляет 85% (через СПК – социально-предпринимательские корпорации – или специально созданные при акиматах компании) и проводятся работы. Потом жильцы обязаны вернуть эти деньги (“Нур Отан” в парламенте утвердил механизм взыскания платежей). Таким “самофинансированием” до 2020 года планируется освоить 1,1 трлн. тенге.

Многие участники круглого стола “Правительственная программа модернизации ЖКХ на 2011-2020 годы: реалистичность и исполнимость” (проводилась под эгидой ОСДП “Азат”) полагают, что на этом “кидке” населения власть наверняка сломает себе хребет.

“Государственные органы как воровали, так и будут воровать. Нужно к контролю подключать общественность”, – подчеркнул Владимир Пермин, президент Общества защиты прав нанимателей жилья. Сам он в советские годы работал в домоуправлении и на этом опыте отметил, что “деньги были государственными и доходило непосредственно до жителей не более 20%”. В условиях, когда коррупция из бокового тренда государственного управления перешла в стержневой ситуация еще больше ухудшилась, а разворовываемые деньги теперь стали частными.

“Если на меня положат эти расходы, а я буду видеть, что на дом потрачены не 2 млн., а 200 тыс., то я могу и взорваться, – акцентировал г-н Пермин. – Я плачу деньги и хочу быть хозяином положения. Деньги как проходили мимо меня, так и проходят. Я нигде не могу проверить”. Действующий закон “О жилищных отношениях” “написан хорошо, но механизм его исполнения разработан не более чем на 5%”.

“Никакой модернизации тарифов в “Программе” нет”, – заявил Петр Своик, член президиума ОСДП “Азат”. Парадокс ситуации заключается в том, что “энергетика и “коммуналка” ближе всего находятся к индустриализации и инновациям” и по идее озвучиваемых деклараций государство должно активно заниматься данной сферой. “Потеря тепла в наших домах в 2-2,5 раза выше, чем европейский стандарт”, – заметил специалист.

“Тарифы ЖКХ – один из главных мультипликаторов инфляции”, – особо выделил г-н Своик. Поэтому странно выглядит, когда правительство заявляет о своей обеспокоенности ростом инфляции и само же каждый год повышает цену электроэнергии на 11-17%. Механизм тарифообразования: “У нас это делается в кабинетах научно-футурологическим методом”. “А потом мы платим живые деньги за не всегда научную фантастику”, – подчеркнул он.

Хоть “Нур Отан” и принял поправки в законы, согласно которым никто из членов кондоминиумов не отвертится от оплаты навешиваемых на них 85% государственного займа, Петр Своик считает, что “кампания захлебнется, поскольку реально эти деньги никто платить не будет”.

“Если честно разговаривать – все получится”, – уверен г-н Своик. КСК пытаются подменять отсутствующую правосубъектность дома. Это плохо, но хоть какая-то замена. Перед тем как создать кондоминиум государство должно отремонтировать дом и передать его в собственность жильцам. Сейчас жильцы являются только собственниками квартир, а крыши, подвалы, лестничные пролеты и лифтовое хозяйство им не принадлежит. “Государство должно вложиться в “хрущебы” – это не благотворительность, а высокоэффективные инвестиции в экономику страны”, – отметил эксперт.

Серикбай Алибаев, председатель филиала ОСДП “Азат” в Астане, напомнил, что в 1996-1997 годах государство брало на себя обязательство отремонтировать общедомовой фонд перед его передачей в КСК, но потом о нем “забыло”. “Кондоминиумы не надо торопиться создавать, пока государство свой долг не отдаст”, – настаивает г-н Алибаев. Он также сообщил, что со стороны акимов началось активное продвижение своих людей на должности председателей КСК “чтобы воровать деньги”. Поскольку 1,1 трлн. тенге – внушительная сумма.

“Государство просит оплатить ремонт государственной собственности, после чего обещает зарегистрировать кондоминиум – это нечестно”, – подчеркнула Олеся Халабузарь, представитель “Центра жилья и развития самоуправления”. – Если государство признает свою неспособность содержать жилой сектор, пусть автоматом регистрирует кондоминиумы”. Г-жа Халабузарь обратила внимание на то, что инициативных людей в стране вообще мало, а государство еще и противодействует тем, кто готов создать кондоминиум и взять ответственность на себя. Фактически кондоминиумы означают разгосударствление жилого фонда и эти сообщества будут сами решать что делать с крышей, подвалом, коммерческой недвижимостью на первом этаже. Сейчас данные вопросы в компетенции связки КСК-акимат.

“В основном революции в странах происходили тогда, когда люди теряли собственность или ей наносился урон, – акцентировала Олеся Халабузарь. – Двадцать лет независимости могут рухнуть, так как люди не получили собственность”. Насчет модернизации ЖКХ 2011-2020 она отметила, что “контроль нужен с самого начала программы”. “Подобная кредитная система несет в себе большие политические угрозы. Будут люди платить – не будут, они все равно окажутся в долговой кабале у государства”, – предупредила г-жа Халабузарь.

Гульдан Тлегенова, КСК “Жандосова 34а”, обратила внимание на то, что жилые дома в Казахстане управляются не только КСК. Действует масса управляющих структур различных форм собственности и профиля деятельности (коммерческие, некоммерческие, потребительские кооперативы). “Государственный, коммерческий и некоммерческий сектор мы не сможем разовым решением привести к одному формату. Людям надо дать право выбора”, – считает г-жа Тлегенова. Она согласна с Петром Своиком, что “момент завязывания в один узел нескольких программ очень важен” и “пришло время новых, грамотных управленцев”. Также г-жа Тлегенова считает обязательным разработать стандарты содержания жилья.

Александр Пак, пенсионер, против действующей практики, когда деньги ежемесячно копятся на будущий капитальный ремонт, а потом разворовываются. Он предлагает в случае необходимости замены труб, например, в начале года представить смету, и чтобы за 8-10 месяцев жильцы собрали требуемую сумму. “Слово “кондоминиум” я не понимаю. Что мне нужно – чтобы были услуги дворника, сантехника, электрика. Нам не нужно играть в передовые страны – надо руководствоваться здравым смыслом”. Шамиль Мендыгалиев, Ассоциация КСК г.Алматы, поддержал идею с предложенной формулой ремонта: “Вентиль в 1996 году стоил 30 тенге, сейчас 700 тенге. Смысл копить на ремонт?”.

Геннадий Джангельдин, Общество защиты прав потребителей, указал на то, что по Алматы переплата всех потребителей услуг ЖКХ составляет 40%. Главную вину за это он возложил на жителей, потому что “сколько им в квитанции напишут – столько и платят”. А надо разбираться и подавать в суд за незаконные поборы.

“У нас совершенно отсутствует законодательная база, которая защищает права потребителей”, – констатировала Канагат Такеева, президент ОФ “Общественный комитет по защите прав потребителей электроэнергии и коммунальных услуг”.

***

© ZONAkz, 2011г. Перепечатка запрещена