“Вы не представляете, насколько я низкого мнения о себе –
и до какой степени это мнение незаслуженно”.
Уильям Гилберт
В казахстанском парламенте вновь заговорили о местном самоуправлении.
На днях спикер сената Кайрат Мами провел в Усть-Каменогорске выездное заседание совета по взаимодействию с местными представительными органами (маслихатами) при верхней палате парламента на тему: “Местное самоуправление в РК и перспективы совершенствования законодательного регулирования”.
Касаясь вопросов модернизации политической системы страны, он отметил, что важными ее компонентами являются расширение полномочий парламента и укрепление роли местных органов власти.
В этом плане Восточно-Казахстанская область, возможно, станет экспериментальной площадкой формирования и развития современной модели местного самоуправления.
Так, первые в республике комитеты местного самоуправления появились в Усть-Каменогорске еще в 1996 году. Как здесь полагают, в городе наработан положительный опыт участия граждан в решении вопросов местного значения. Изучение этой позитивной практики послужит совершенствованию казахстанской модели местного самоуправления, считает спикер сената.
— Развитие местного самоуправления будет способствовать развитию гражданских инициатив и социальной активности местного населения, их коллективной ответственности за состояние дел на территории проживания, — сказал он на заседании, которое прошло в режиме on-line.
Передача части государственных полномочий местным органам самоуправления, децентрализация форм управления государственной властью, самостоятельность территориальных сообществ, только через местное самоуправление народ сможет реализовать принадлежащую ему по Конституции власть, в идеале органы государственной власти и местного самоуправления должны поддерживать и уравновешивать друг друга – это из программных заявлений казахстанской оппозиции, с которыми она шла на все выборы в течение последних десяти лет.
Полемика вокруг проблемы децентрализации государственной власти и формирования института местного самоуправления как важной составляющей демократических реформ в Казахстане всегда характеризовалась высоким градусом накала.
Находящиеся у власти политические оппоненты оппозиции твердили одно и то же: наш народ еще “не созрел” до такой степени самостоятельности и демократии, чтобы управлять собственной судьбой на местном уровне. Что, мол, органы государственной власти и органы местного самоуправления пока не могут стать равноправными партнерами.
Исторически модель самоуправления существовала и при советской власти: районный Совет народных депутатов, райисполком; сельский Совет и его исполком. Возглавлял эти органы человек, избранный населением в депутаты местного органа представительной власти. В основе этой модели был принцип “демократического централизма”, и местные Советы были как бы подножием пирамиды государственной власти.
Местные Советы вместе с формально подчиненными им исполкомами выполняли в основном те же функции, что и центральные органы. Именно так обеспечивалось единство государственной власти и государственного управления.
В основе нынешней казахстанской модели формирования местного самоуправления, скорее всего, встанут районные маслихаты. Однако насколько это будет оправдано, если, не секрет, маслихаты как местные представительные органы в силу несовершенства законодательства таковыми еще не стали?
***
© ZONAkz, 2011г. Перепечатка запрещена