“Кто здесь?!”

Марат Шибутов: “Народ смотрит информационные каналы других стран, власть смотрит “Хабар”

“Не все ошибки могут быть прощены”.

Пабло Эскобар

“Высказываться можно много, но разработчик не обязан прислушиваться. Это сводит механизм к нулю”, – обратил внимание на проблемы в диалоге власти и предпринимательского сообщества Рустам Акбердин, первый заместитель председателя Инновационного комитета НДП “Нур Отан”. Прозвучало это на заседании КИПРа (Клуб Института политических решений) по теме “Госорганы и общество: диалог или монолог?”. Марат Шибутов, Ассоциация приграничного сотрудничества, отметил следующее: “Если в сфере бизнеса у нас более-менее устоялись формы общения, то религиозного, трудового и межэтнического диалога вообще нет”.

Айдар Алибаев, председатель совета Ассоциации пенсионных фондов, предложил свою методику оценки работы государственного аппарата: “Если предположить, что чиновникам дана вводная “создать цветущую страну” – логика их действий не понятна. Если вводная “разрушить страну” – тогда все логично, последовательно, целенаправленно. Много чего разрушили за двадцать лет”.

Жулдыз Алматбаева, эксперт ИПР, выступила с презентацией “Опыт взаимодействия Клуба ИПР с государственными органами”. Из 66 заседаний представители государственного и квазигосударственного (“институты развития”, “СамрукКазына”) секторов посетили 20. При этом на “Народное IPO” звали 12 функционеров, пришли 4. Вроде бы немного, но если сравнивать с заседанием по торговле алкогольной продукцией, где приглашали 12, подтвердили участие 2, а пришли 0, то показатель вполне приличный.

Участие представителей “казенных” структур неодинаково. Одни спорят и объясняют свою позицию, конструктивно выслушивают критику. Другие придерживаются формата “статистика и общая философия”, где сообщают про “80% хороших тротуаров”. “Зовем за две недели, говорят “слишком сжатые сроки” и просят приглашать за 30 дней”, – сообщила г-жа Алматбаева. “Министерство индустрии и новых технологий письма в электронном виде не принимает. Требуют бумажный носитель”, – дополнил картину Ерлан Смайлов, модератор КИПРа.

Сотрудники КИПРа объяснили, почему им на диалоговой площадке нужны представители государства. Свою миссию Клуб видит в трансформации существующих проблем в задачи с последующим их решением, а при такой заданности эксперты, представители бизнеса и гражданского сектора должны находиться в контакте с чиновниками. “Нет госорганов, которые отвечают за развитие диалога, – констатировал модератор. – Позитивные примеры есть”. Последний момент позволил ему высказать надежду на то, что в конце концов “капля камень точит”.

“Мы и Они” – так называлась презентация Марата Шибутова. В Казахстане около 9 млн. избирателей, которые делятся на три “сорта”. “Первый сорт” – это члены выигравшей на выборах партии (6,8% от общего числа). “Второй сорт” – это проигравшие партии (10,3%). А все остальные, то есть беспартийные – “третий сорт”. Они по действующему законодательству не могут быть избранными в парламент, не имеют возможности влиять на формирование партийных списков.

Что касается самих “народных избранников”, то 34 депутата (заработная плата – 700 тыс. тенге в месяц) с 2007 года не написали ни одного депутатского запроса (один запрос – это одна страничка текста). Один только мажилисмен Нуртай Сабильянов со своими 136 запросами выглядит как белая ворона. В целом же у парламентариев перед избирателями “ответственности – нет, показателей эффективности – нет”.

В профсоюзах формально находятся 2,1 млн. человек – это 38% от количества наемных работников и 24% от экономически активного населения. В реальности официальные профсоюзы самостоятельной роли не играют и выступают на стороне работодателя, а неофициальным профсоюзам чинятся препятствия в регистрации и работе.

НПО, после того как госзаказ увеличился с 59,7 млн. тенге в 2005 году до 1 млрд в 2010-ом стали сильно зависеть от власти. Такая структура, например, как Союз мусульман Казахстана даже не зарегистрирована, но это не мешает ей активно выступать на медийном поле.

“Когда деньги зависят не от читателей – СМИ не заинтересованы в достоверной информации”, – подчеркнул г-н Шибутов. СМИ скатились в состояние неконкурентоспособности и теперь им нужны госзаказ либо олигархическая поддержка. В итоге: “Народ смотрит информационные каналы других стран, власть смотрит “Хабар”.

Из-за того, что работающие в развитых государствах формы диалога и посредников в Казахстане не работают или выполняют свои функции неэффективно – появляются новые формы. Для иллюстрации докладчик привел фото с родового собрания племени канглы в ЮКО.

Политкорректность не является “фишкой” Марата Шибутова, поэтому использованная им картина художника Васи Ложкина для объяснения того, каким народ в своем массовом сознании видит чиновников, вызвала неоднозначную реакцию. Михаил Глухов, президент Ассоциации предприятий мебельной и деревообрабатывающей промышленности РК, по этому поводу заметил, что если КИПР хочет атмосферу диалога, то к представителям государства должен относиться уважительно.

Гайса Букетов, управляющий директор ТОО “J Consulting”, заступился за докладчика: “Это же чиновник в массовом сознании. Если бы он был розовым зайцем – тогда и иллюстрация была бы другой”. В кулуарах участники КИПРа заметили, что после первого же рейдера г-н Глухов изменит свое отношение к государственным управленцам. Михаил Глухов акцентировал внимание на том, что государство – оно как пианино и на нем надо уметь играть. “Диалог возможен. Когда действуешь с позиции здравого смысла – работает”, – заявил он.

Рустам Акбердин указал на необходимость изменения цепочки регулирования бизнеса государством. Пока же ситуация такова, что “проверки ради проверок, лицензирование ради лицензирования”. В Китае, например, коррупция делится на два вида: украсть из бюджета и обобрать коммерсантов. “Там и за воровство из бюджета запросто расстреливают, а за “обжимание” предпринимателей наказания еще более жесткие”, – особо отметил г-н Акбердин.

“Зачем нам столько контролеров? Мы их не можем прокормить. А дети в школах и детских садах травятся, государственные объекты горят, шоп-туристы налоги не платят”, – подчеркнул Евгений Бессонов, член совета Форума предпринимателей РК. Он предлагает ограничение функций чиновников, сокращение их числа и снижение финансирования на содержание государственного аппарата.

Питер Хауз, ФНБ “СамрукКазына”, как представитель “с той” стороны заметил: “Внутри государства диалог тоже не получается. Пишешь-пишешь – ничего не принимается”.

Политолог Андрей Чеботарев напомнил о том, что при правительстве, разных министерствах и акиматах есть всевозможные экспертные советы. “Но они толком не работают”, – констатировал г-н Чеботарев. Режим работы – неясный, принцип отбора участников – непонятный, куда уходят рекомендации – неизвестно.

“Все, что мы ни делаем – госчиновники всегда найдут способ сделать так, чтобы им было удобно”, – отметил Тимур Назханов, исполнительный директор Независимой ассоциации предпринимателей. Так что конкретно у него на этот счет никаких иллюзий нет.

“Кто представляет 3,6 млн. самозанятых?! Про этнические моменты я вообще боюсь говорить, – подчеркнул Марат Шибутов. – У нас должен быть диалог не там, где хоть какие-то рельсы проложены, а где вообще ничего не понятно. Ассамблея народа Казахстана – это ансамбль песни и пляски”.

Петр Своик, член президиума ОСДП “Азат”, настроен оптимистично. “Для власти пришло время слушать”, – считает он. Наблюдаемые и грядущие катаклизмы заставят власть пойти на диалог с гражданским обществом. С ним в определенной степени согласен экономист Шамиль Дауранов: “В 90-ые годы, когда у государства не было денег, реформа государственного управления шла более целенаправленно”.

Участники заседания сошлись в том, что участие экспертного сообщества и заинтересованных негосударственных участников при планировании государственных решений должно стать реальным и действенным. Саму управленческую цепочку необходимо сделать короче. Здесь по аналогии с физикой, когда на передаточных звеньях теряется энергия и падает эффективность. “Необходимо процедурно внедрять тест на здравый смысл”, – акцентировал Ерлан Смайлов.

***

© ZONAkz, 2011г. Перепечатка запрещена