Беженцы из Афганистана в неустроенности и растерянности

Вопрос по пятистам человек власти не могут решить в течение 20 лет

“Трудно заставить человека понимать что-либо,
если ему платят за то, что он этого не понимает”.

Эптон Синклер

Среди принятых на себя Казахстаном международных обязательств есть и такое, как закон РК “О беженцах”. Принят он на основании Конвенции о статусе беженцев 1951 года. На бумаге все вроде бы понятно и последовательно, но если перейти к практике, то из примерно пятисот беженцев из Афганистана, оказавшихся в Казахстане после падения режима Мохаммада Наджибуллы, никто не получил местного гражданства. Эти люди остаются в положении временно пребывающих в стране иностранцев, что своим продолжением имеет фактически парализацию в правах и неустроенность.

В соответствии с законом РК “О беженцах” удостоверение беженца выдается только сроком на 1 год (во многих других странах обычно на 3-5 лет). Несмотря на то, что в соответствии с Правилами регистрации населения де-юре удостоверение беженца является документом, удостоверяющим личность, де-факто большинство организаций, включая государственные учреждения, такого не признают.

В связи с тем, что беженцы по законодательству Казахстана не признаются постоянно проживающими иностранными гражданами, их статус временного проживания не дает им права приобретать недвижимое имущество.

Конвенция и закон “О беженцах” гарантируют беженцам право на труд и предпринимательскую деятельность. Но сложности доступа к рынку труда возникают из-за необходимости предоставлять работодателю СИК, РНН, прописку и т. д., которые беженцы в силу их временного статуса предоставить не в состоянии. Возможности нелегальной занятости лимитированы. Более того, подобная занятость грозит им задержанием, штрафами и иными санкциями.

Работая на местных рынках, беженцы из Афганистана не вправе осуществлять свою деятельность через ИП, а создание юридических лиц – это довольно сложный и длительный процесс.

Бесплатное высшее образование на конкурсной основе для детей беженцев недоступно. Даже если они родились в Казахстане, знают казахский и русский языки, чувствуют себя жителями этой страны – высшее образование только на платной основе и без каких-либо скидок.

За последние годы доступ беженцев и лиц, ищущих убежище, к бесплатной медицинской помощи был снижен и в настоящее время у них есть право только на неотложную скорую помощь и заболевания, представляющие опасность для населения. Все остальные медицинские услуги – лишь на платной основе.

В соответствии с Конвенцией, беженцы, законно проживающие на территории страны, имеют те же права, что и граждане этой страны на получение государственной помощи и поддержки. Однако из-за временного характера проживания они лишены возможности получения социальной адресной помощи (пенсионное обеспечение, льготы для инвалидов, компенсация за потерю кормильца в семье и другое).

Отсутствие возможности получить банковский заем для беженцев также обусловлено формальными требованиями документов, которые могут предоставить только иностранцы, имеющие статус постоянно проживающих в стране.

По стандартной схеме беженец в стране проживания проходит следующие стадии: вид на жительство – лицо без гражданства – гражданство. Но в случае с 507 беженцами из Афганистана (всего в Казахстане зарегистрировано 600 беженцев) – таджики, пуштуны, хазарейцы – у них двадцать лет нет возможности получить вид на жительство. Потому что им необходимо предоставить в органы миграционной полиции документы, которые предоставить невозможно. К примеру, письменное согласие государства его гражданства, документ об отсутствии судимости, документ о платежеспособности (около $13 тысяч). Таких денег у беженцев нет, а если бы и имелись, то по распоряжению Нацбанка временно проживающие иностранцы не вправе открывать банковские счета.

Фактически большинство беженцев, включая их детей рожденных в Казахстане, являются очень уязвимой категорией людей без надежды на будущее. Государство в отношении их дальнейшей судьбы ничего внятного не говорит, а своими практическими действиями делает жизнь беженцев еще сложнее. Те в растерянности и не знают чего ожидать в будущем.

Когда Казахстан шел на председательство ОБСЕ-2010, то государства-партнеры указывали на необходимость скорейшего решения, среди прочих, вопроса о беженцах. Астана обещала, однако ничего не сделала. Отсутствие прогресса в отношении нескольких сотен человек выглядит тем более нелепо, что за эти же годы было принято более миллиона оралманов. За все годы жизни в Казахстане беженцы из Афганистана никого не убили, не изнасиловали, не ограбили. Если и возникают проблемы с полицией, то лишь на почве различных документов. От исламского экстремизма они тоже находятся далеко в стороне, так как были причастны к светскому режиму.

Чтобы облегчить положение беженцев для начала не требуется никаких серьезных изменений в законы РК. На первом этапе достаточно признать беженцев в качестве постоянно проживающих иностранных граждан и наделить соответствующими правами. Это вполне может быть достигнуто путем внесения изменений в Совместный приказ министра внутренних дел РК от 9 апреля 2004 года №215, министра иностранных дел РК от 14 апреля 2004 года №8-1/93 и председателя Агентства РК по миграции и демографии от 14 апреля 2004 года №35-п “Об утверждении Инструкции по применению Правил въезда и пребывания иностранцев в Республике Казахстан, а также их выезда из Республики Казахстан и организации оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел по предупреждению и пресечению незаконной миграции иностранцев на территории Республики Казахстан”. Надо вроде бы немного, но года идут, люди страдают и ничего не меняется.

***

© ZONAkz, 2012г. Перепечатка запрещена