Турецкий марш

Старший научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений РАН Виктор НАДЕИН–РАЕВСКИЙ – об истории пантюркизма и сегодняшних отношениях Турции и государств Центральной Азии

— Виктор Анатольевич, на постсоветском пространстве вы один из самых известных экспертов по Турции. Думаю, казахстанским читателям будет интересно услышать мнение российского специалиста относительно тех непростых и весьма актуальных вопросов, которые сегодня вызывают у одних людей воодушевление, у других беспокойство. Давайте, если не возражаете, начнем с истории. Когда возникли идеи Великого Турана и тюркского единства?

— Если говорить об идеях пантюркизма и его более широкой версии – пантуранизма, то хотелось бы отметить, что они появились в XIX веке и вовсе не в Турции, тогдашней Османской империи, а за ее пределами. Первые “туранские клубы” возникли в Венгрии и Финляндии. Позже этой идеей заинтересовались немецкие политики. Тогдашняя Османская империя была нужна им в качестве союзника против России, а иногда и против других держав.

Первоначально пантуранизм не находил отклика в Османской империи. Империя переживала период распада, от нее как раз в это время отваливались одно за другим арабские государства, а на Балканах добивались независимости славяне. И шансов укрепить позиции Турции в регионе и даже в собственных владениях было немного, хотя распадающееся государство и пытались усилить попытками пропаганды панисламизма. Это не помогло, и турки теряли владения одно за другим. В империи начали распространяться идеи собственного, чисто турецкого национализма. Именно эти течения и получили подпитку позже, в начале XX века причем, со стороны тюрко-мусульманских националистов Российской империи.

Вы посмотрите на эту блестящую плеяду турецких философов, политиков, или, скорее мыслителей в области политики, которые в конце XIX — начале XX века пропагандировали идеи пантюркизма. Это были, как правило, очень хорошо образованные люди, получившие образование в университетах России или на Западе. Я насчитал более 20 имен видных турецких пантюркистов, выходцев из Российской империи. Это такие люди как, например, Исмаил Гаспринский (Гаспаралы), крымский татарин по присхождению, блестяще образованный публицист и мыслитель, это Ахмед-бек Агаев (Агаоглу), азербайджанец, это известный востоковед и политик, башкир Заки Валидов, известный в Турции под именем Ахмет-заки Валиди Тоган и многие другие. Валидов, кстати, после революции несколько месяцев даже возглавлял советское правительство в Башкирии.

— Большевики на первом этапе поддерживали тех, кто помогал им разрушать империю.

— Не только в предреволюционный период. В первые годы после прихода к власти, например, Сталин, благоволил к так называемым “тюркским коммунистам”, какое-то время им помогал. Потому что те опирались на некие марксистские догмы, пытались сплести что-то общее из марксизма с исламом, как это ни странно может показаться. Например, такую позицию занимал М.Султангалиев. В общем-то, в то время было много подобных экзотических теорий. Потом уже возник арабский социализм, но это случилось гораздо позже. А первенство в поисках особого исламского пути и неких объединительных концепций принадлежало именно мыслителям из числа российских тюрок. Кстати сказать, Казахстан в начале XX века сыграл достаточно большую роль в становлении общетюркских идей.

Но проблема в том, что разница между турками-османами и “нашими” тюрками была огромной. Это потом сказалось практически по всем направлениям. Во-первых, конечно, самое главное было то, что свое гражданство и свою принадлежность к тому или иному государству они понимали очень по-разному. Для российских тюркских народов Россия все-таки была родиной. В том числе для казахов. В свое время, чтобы поднять образование, там использовались мугалимы из Татарии. Этим официально занималась российская казна, существовала огромная, грандиозная программа, которая поднимала образование в Казахстане. Я понимаю, сейчас об этом забыли и не хотят вспоминать.

— Мы говорим о XIX веке?

— Да-да, конечно, это было еще при царе-батюшке. Откуда появились великие казахские просветители? Из вот этих самых школ. Российская казна строила мечети в Казахстане, в Киргизии, особенно в регионах с кочевым населением. Для чего? Ну, казалось бы, зачем это нужно православному царю или царице? Но эти программы начинались еще со времен Екатерины, это был политический вопрос, именно тогда был учрежден муфтият, начали активно строить мечети. У Екатерины, кстати, была своя печать для посланий мусульманам – тамга, отличавшаяся от европейской. На этих печатях совершенно по-разному перечислялись титулы монарха, например, на тамге титул российского императора начинался с Востока: хан казанский, хан астраханский и так далее.

Так вот, российская казна содержала мечети, казна платила имамам мечетей зарплату. Они, в свою очередь, давали клятву верности императору. Так что это был очень серьезный, интересный симбиоз.

Надо еще обязательно отметить, что в XIX веке и начале XX века российский ислам, условно его так назовем, прошел реформацию. То, чего не случилось, например, в Аравии. В качестве официальной доктрины, официальной религии там утвердился ваххабизм, потом он закрепился в Саудовской Аравии. Здесь же, в России все было по-другому. Здесь была попытка, причем удачная попытка, привнести в ислам европейский научно-технический прогресс и сохранить при этом корни, национальные и религиозные. И попытка эта, повторяю, была удачная. В результате наши образованные мусульмане серьезно отличались от единоверцев с отсталого зарубежного Востока.

И вот в этой среде, образованной и самобытной, в конце XIX — начале XX века происходило постоянное брожение, поиск каких-то объединительных концепций. Именно тогда случился своеобразный бум “панисламизма”, как его тогда называли. В начале XX века Петербурге состоялся первый съезд “панисламистов”. Его разогнала полиция, но затем был нижегородский съезд, его организаторы действовали уже хитрее. Съезд проходил на Волге, на арендованном пароходе. Участники съезда сверстали планы относительно того, каким они видят будущее государство “Великий Туран” проработали соответствующие документы. Туран – это как раз территория нынешней Центральной Азии. Ну, еще добавьте Урумчи, какие-то части Ирана и Афганистана, и пожалуйста – вот это то, что подразумевалось под понятием – “Великий Туран”.

Почему появились термины “туранизм”, “пантуранизм”? Да потому, что, в отличие от европейской науки, которая относит тюркскую языковую группу к алтайской семье языков, а угро-финскую группу – к уральской семье, пантуранисты говорят о единой урало-алтайской семье, объединяющей не просто всех тюрок, но и гораздо более широкий круг народов. Включая венгров, финнов и другие народы уральской языковой семьи.

Впрочем, единственное, что сближает языки двух семей – это так называемая агглютинация, присоединение к корню слов аффиксов. Проще говоря, вся грамматика в этих языках идет в конец слова. Это, конечно общее в двух семьях, но языки в них отличаются. К тому же в этих языках совершенно разный словарный запас.

— Российских сторонников панисламизма, насколько я помню, царское правительство выслало из страны.

— Да, после 1907 года, когда власть, с подачи Третьего охранного отделения, выслала из России активных панисламистов, они осели в Каире, в Стамбуле, в Салониках и т.д. Впрочем, где их только не было. Среди покинувших пределы России было немало блестящих имен: выдающиеся мыслители, просветители, поэты, писатели, и, конечно, талантливые журналисты. Я считаю, что их отъезд, в общем-то, был потерей для России. Наверное, как-то можно было этих людей оставить, выстроить отношения в новых условиях.

И вот, собственно говоря, тогда-то эти семена, брошенные на османскую почву, и укрепили течение, которое стало известно как пантюркизм. Первоначально как видите, появился пантуранизм. И еще раз подчеркиваю, что основные элементы будущей пантюркистской доктрины прорабатывались на территории России. Однако именно турецкий национализм стал благодатной почвой для развития этих идей в Турции после младотурецкой революции.

— Я правильно понимаю, что реализация этих планов подразумевала создание моста между Турцией и Центральной Азией? Нужно было проложить его через чужие территории.

— Ну, идея была еще более масштабная. Это мыслилось даже не как мост, а как создание государства “Великий Туран” от Адриатики до Тихого океана. Эта идея, по мнению многих востоковедов, привела и к вступлению Турции в первую мировую войну на стороне Германии, и к массовому кровопролитию, и к геноциду армян, который всячески отрицают турки. Они признают, что были массовые убийства, но, дескать, это происходило в условиях войны и так далее. То есть турки в данном случае категорически против самого термина “геноцид”. Вы понимаете, чисто географически армянский клин мешал. Он как бы разрезал тюркский мир, не позволял создать мост, о котором вы упомянули.

— В это время шла первая мировая война, потом случилась революция сначала в России, затем в Турции…

— Да. Что характерно, в пантюркизме были разные течения, были даже тюркские коммунисты, как я уже говорил. Но были и сторонники халифата, исламисты. Причем, одни и те же люди по несколько раз меняли окраску. Так, небезызвестный Энвер-паша когда прибыл на территорию бывшей Российской империи начинал, например, с революционера. В то время Туркестан еще не был ни автономией, ни республикой. И вот именно там Энвер-Паша поднимает там знамя “туркестанского халифата”. Он действительно собирался создать здесь огромное исламское государство. Но большевики его разгромили. В Турции в это время началось освободительное движение под руководством Кемаля Ататюрка. В тот период турки отказались от идей панисламизма, хотя, по крайней мере, формально халифат в лице последнего халифа еще существовал. Однако позже кемалисты дали приют бежавшим из Туркестана пантюркистам и панисламистам. В турецкий парламент в 1920-30 годы входили представители тюркских народов России, тогда уже Советского Союза. Они продолжали спорить, обсуждать, как им правильно построить великое государство Туран.

В эти же годы в Турции была проведена реформа языка. Это была широкая государственная программа. Турецкий язык стремились сделать “общетюркским”, хотя прямо эта идея не провозглашалась. Но разговоры о том, что язык должен стать ближе к языкам тюркских собратьев, велись. И турецкий язык, с которым мы имеем дело сейчас, это реформированный язык. Они перевели его на латиницу и ввели в около 6 000 неологизмов. Язык от этого полностью изменился. Исчезли арабские и персидские слова и грамматические конструкции. При этом язык стал, на мой взгляд, благозвучнее.

Идеи пантюркизма получили новый подъем во время Второй мировой войны. Их попытались взять на вооружение немцы. Этим занималось ведомство Розенберга. Был создан так называемый Туркестанский комитет, который возглавлял Вели Каюмов, узбек по национальности. Немцы организовывали национальные формирования из числа военнопленных тюрок, впрочем, в основном под командованием немецких офицеров.

В “Туркестанский легион” кроме выходцев из Центральной Азии входили татары, башкиры, крымские татары и так далее. В Крыму немцы попробовали даже развернуть очень серьезную программу по национальному расколу населения на территории Советского Союза используя крымских татар.

— Создавались так называемые отряды татарских добровольцев.

— Да. Ну, потом, конечно, когда стало ясно, что Красная армия одерживает победу, они стали переходить на сторону партизан, на сторону Красной армии. Но свое дело они сделали.

Агитацией и пропагандой среди мусульман у немцев занимались некоторые турецких генералы. В лагерях военнопленных уговаривали татар, казахов, узбеков и других тюрков вступать в Туркестанский легион. В это же время на Кавказе у границ СССР была сконцентрирована почти миллионная армия. Турки ждали победы немцев под Сталинградом, чтобы можно было вступить в войну. А после разгрома Паулюса очень быстро сообразили, что лучше им в это дело не лезть. Потом, в 1945 году, когда Турция вступила в антигитлеровскую коалицию — буквально за пару месяцев до окончания войны — маршала Февзи Чакмака отправили в отставку, обвинив его в том, что он в 1942 году сам, по своей инициативе, сконцентрировал армию у границ СССР и собирался вторгнуться на Кавказ.

— Простодушная восточная хитрость.

— Ну да, такие турецкие штучки. Когда Турция вступила в антигитлеровскую коалицию, пантюркистские организации, которые выступали за создание “Великого Турана” были запрещены. Одну из них, “Боз курт” (“Серый волк”), возглавлял Альпарслан Тюркеш, вторую — “Гювен” Заки-Валиди Тоган. В 1945 году пантюркистов арестовали, посадили в тюрьму, но уже в 1946 выпустили.

После войны идея пантюркизма муссировалась уже в крайне правых кругах. Но муссировалась постоянно. “Институт турецкой культуры”, например, издавал книги о единстве всех тюрок, о “горных турках”, как пытались называть курдов и прочее. Честно говоря, эти издания выглядели наивно. В Турции в то время очень мало знали о других тюркских народах. Думали, что можно приехать в любую тюркскую республику и говорить свободно, как у себя на родине, и все тебя поймут. Но это не так. Языки все-таки разошлись, и довольно прилично. Языки развивались в разных условиях, например, турки заимствовали европейские слова напрямую из западных языков. А в наши тюркские языки они попадали через русский язык. Многие схожие слова у разных тюркских народов имеют разные значения, не говоря о более поздних заимствованиях из сферы техники, названий машин, оборудования. На бытовом уровне сходство тюркских языков еще более ли менее сохранялось. И то, здесь диалектная разница очень приличная.

То есть “единый турецкий язык”, о котором говорили турки, это миф. Вот они сейчас создали общий алфавит. Причем, если в турецком 29 букв, так они в него вынуждены были, скрепя сердце, что называется, но добавить еще 6 букв. Почему? Потому что у других тюркских языков даже буквы и звуки отличаются. А это уже серьезно. Есть даже различия с азербайджанским, хотя это, казалось бы, самый близкий к турецкому язык. Вообще-то, самый близкий к турецкому все-таки гагаузский. По произношению и лексике. Но, извините, гагаузы не мусульмане.

Еще один миф – это миф о единой культуре. Так, литература на турецком языке, а не на османском, появилась только в конце XIX века. Ранее стихи писали, например, на персидском, делопроизводство велось на арабском и т.д. Только в конце XIX века появились писатели и поэты, которые стали писать на турецком. Это был культурный прорыв.

Но к тому времени в Российской империи тюркская интеллигенция успела гораздо больше. Уже были и выдающиеся татарские, башкирские, казахские писатели и поэты. Сами прекрасно знаете — и Абай Кунанбаев…

Чокан Валиханов, Ибрай Алтынсарин…

— И целый ряд других блестящих литературных имен, родившихся в Казахстане. Такого даже в Османской империи не было. Но вспомним еще и советский период. Мы его можем ругать сколь угодно долго. Я знаю, что сейчас это особенно принято в Казахстане. Но что греха таить, письменность казахи получили. Вообще, сейчас уже не любят вспоминать, что письменность многих тюркских народов России и СССР была разработана русскими учеными. Мне еще довелось застать почтенных сотрудников из Института востоковедения Академии наук, которые принимали участие в этой работе. То есть на территории России была очень сильная востоковедческая наука. Восточный факультет Санкт-Петербургского университета, Лазаревский институт восточных языков. Конечно, и за рубежом были серьезные центры и специалисты – в Англии, в Германии, во Франции — но они, как правило, хуже знали реалии тогдашней России, “большой России”, если уместно такое выражение.

В общем, повторяю, единой тюркской культуры, конечно, не было. И речи о ней быть не могло. Вот, кстати, в Турции сейчас зачитываются, например, произведениями великого Чингиза Айтматова. Он один из любимейших авторов в этой стране. Но Айтматов-то писал свои произведения не только по-киргизски, но и по-русски. Мне, кстати, довелось познакомиться с Чингизом Торекуловичем, когда он был послом в Люксембурге.

— На турецкий Айтматова переводят с русского?

— Разумеется. Кто бы знал этих выдающихся писателей, великих тюркских просветителей, если бы они не писали по-русски. Русский язык стал культурным мостом между тюркскими народами Центральной Азии и Западом, западноевропейской культурой. Причем национальная культура не подавлялась ни в царской России, ни в СССР. Наоборот. Конечно, можно было бы добиться большего. Меньше воевать, а больше учить людей, но это уже историческая судьба, которая от нас не зависит. Но, тем не менее, в тюркских регионах на местных языках издавались учебники, книги, журналы, газеты. И никто их не запрещал. Кстати, в Османской империи, а потом в Турции, только недавно разрешили выпуск газет не на турецком языке. Раньше это было запрещено. За пение курдских песен, например, люди получали от 10 лет тюрьмы, как за сепаратистскую пропаганду. И не только курдских, там всем доставалось. Так что разница в подходах к развитию национальных культур была огромная.

(Окончание следует)

***

© ZONAkz, 2013г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.