Лица Фейсбука. Дамир Баймолдин: общество ещё не готово к экономическим реформам

Подобно морю, казахстанский сегмент Фейсбука периодически выбрасывает на поверхность новые имена, оставаясь площадкой для выражения гражданской позиции. Дамир Баймолдин называет себя «социоэкономистом» и объясняет это так: "сегодняшней задачей стоит подготовить общество к тому моменту когда экономические реформы будут возможны

Подобно морю, казахстанский сегмент Фейсбука периодически выбрасывает на поверхность новые имена, оставаясь площадкой для выражения гражданской позиции. Конечно, зелёные трусы в сочетании с обсуждением актуальных проблем произвели однажды эффект взорвавшейся бомбы, но не все сумели за эпатажной декорацией разглядеть проблемы, затронутые нарушительницей покоя. А кому-то и не столь радикальные меры дают устойчивое положение на гребне волны.

Дамир Баймолдин называет себя «социоэкономистом» и объясняет это так: "сегодняшней задачей стоит подготовить общество к тому моменту когда экономические реформы будут возможны. Интервью с Дамиром Баймолдиным.

***

— Экономические реформы всегда исходили от власти, правительства. Но Вы как бы оправдываете ошибки правительств и обвиняете граждан в несознательности… Китай значительно окреп экономически вовсе не потому, что рядовые китайцы построили информационно открытое общество и организовали контроль над деятельностью госорганов…

— Просто надо объективно понимать, что наша система госуправления очень замкнутая в себе и не принимает альтернативного мышления. Можно опубликовать хоть тысячи статей, написать тома аналитики, получить нобелевскую премию, но система не примет, если ты находишься вне ее. Поэтому именно экономисты первые должны понимать, что нет никакого профита писать публицистику для государства. Единственное, с чем остается работать — с населением. Путь долгий, сложный, эволюционный, но возможно единственный на сегодня. Ведь проведи завтра открытые выборы, выберут того, кто громче пообещает больше халявы, национализировать все месторождения, списать все кредиты и выгнать всех китайцев из страны. А тот, кто озвучит экономические реформы, которые действительно нужны стране, фактически будет политическим самоубийцей. Возьмем, к примеру, наше «бесплатное» здравоохранение: Во первых, Вы платите налоги, за которые медицина и финансируется, потом в больнице отдельно платите за лечение в хозрасчетном отделении, а если по квоте, то даете финансовую благодарность врачу, в третьих, вы отдельно покупаете лекарства, сами оплачиваете дополнительные расходы. В итоге получается уж точно не бесплатная медицина и страдают все: бюджет от коррупции при закупках медикаментов, профессия от недостатка престижа, врачи и медсестры от низких зарплат, пациенты от неполноценного лечения, либо долгого листа ожидания. Все это понимают, но любой политик, кто озвучит «бесплатной медицины не будет», в тот же день вылетит с политической арены.

— Вы утверждаете, что "если всех жителей США перекинуть в страны бывшего СССР и наоборот, то через 50 лет мы опять будем в конце поезда, а они в начале". А что с нами не так?

— Очевидно, что экономическое развитие страны на сегодняшний день не столько зависит от базовых условий (наличия природных ископаемых, доступом к торговым путям, климата), сколько от уровня развития общественных институтов. Развитое общество формирует более прогрессивные институты и их многообразие, а уже они формируют успешную экономику. Так уж устроен человеческий мозг, что ученые, новаторы, стартаперы, дизайнеры, разработчики не могут эффективно работать в закрытых, маргинальных, репрессивных обществах. Экономика развитой страны сегодня не может существовать без интеллектуальной экономики. Это не обязательно наука, это может быть и дизайн, музыка, искусство. Если век назад, чтобы нарастить ВВП, надо было просто больше копать, то сегодня именно Человек стал главным фактором в развитии. В высокоразвитых странах экономика знаний составляет до 80%. С точки зрения экономики — это очень легко объясняется. В мире правит низкая доходность: классические для прошлого века предприятия сегодня имеют рентабельность близкую к нулю. Свойство же денег искать высокую доходность, а такая доходность возможна только в инновациях.

— Допустим, что «уровень социального развития нашего общества тормозит экономическое развитие страны» (Ваша цитата). А что изменилось за последние лет сто? Те же самые жузовость и трайбализм, сменились только декорации. Может, стоит всё-таки переложить часть ответственности за нашу экономическую беспомощность на правительство? Союз Советов хвалить не модно, но тогда здесь были налаженные производства, бесплатные медицина и образование. Экономика Китая заметно окрепла в последнее время, но ведь не за счёт перестройки в сознании населения?

— Всего 2 поколения назад, большая часть казахов занималось скотоводством, по сути за несколько десятков лет шагнули из средневековья в индустриальную эпоху. Другое дело, что за последние 20 лет мы не не сильно ушли от экономики СССР — она по-прежнему сырьевая. Если же брать развитие общества — то происходят огромные сдвиги. Жузовость и трайбализм — были много веков основой выживания в кочевом укладе, поэтому рано пока требовать от общества полного отказа. Думаю, пройдет всего одно поколение, и мы получим совершенно другие ценности. Конечно же, важно при этом требовать от Правительства успехов в экономике, ведь пока большая часть населения находится в нижней части «пирамиды Масслоу» — удовлетворение базовых потребностей (еда, одежда, жилье) ни о каком развитие речи не может быть. Для современной высокоразвитой экономики выявлены базовые требования, часть из них должно вести государство: эффективные государственные институты, доступ к высококачественному образованию, создание условий для инвестиций. Другую часть должно вести общество: построение информационно открытого общества, общественный надзор над деятельностью государственных органов, высокий уровень гражданской активности, свободно формирующиеся общественные мнения, терпимость между отдельными группами, требования к правовой защищенности. Развитие должно идти комплексно, одна часть не возможна без другой. Самое интересное, что наличие демократии, является желательным, но не обязательным фактором. Достаточно либерализации экономики и социалки. Это можно увидеть на примере Эмиратов, или опять же Китая в отдельно взятых экономических зонах.

— Вас возмущает та же готовность наших мужчин "защитить девушку на улице, а потом побить свою". Это тоже как-то сказывается на экономике страны? Хотя, если рассуждать отвлечённо, бьют наших женщин за то же, за что и любят… За привычку "глядеть тебе в глаза, когда ты говоришь умные вещи, и делать вид, что она их не знает, за способность притвориться, что не слышала эту историю, и искренне смеяться, хотя ты ее рассказываешь уже пятый год" (ещё одна Ваша цитата). Идут в добровольное подчинение к мужчине. Мужчина и бьёт по негласному праву "хозяина"…

— Сегодня же все намешалось в кучу: советская идеология, казахский традиционный уклад, влияние исламизма, и каждый вытаскивает оттуда все что удобно в данный момент. Так уж сложилось, что в экономике СССР ведущую роль играли мужчины. Больше заводов, еще больше заводов, а потом еще больше заводов. К заводам нужны шахты, карьеры, сырье. Все это экономика ранней индустриализации требовала большого количества тяжелого труда, в котором традиционно заняты мужчины. Всю идеологию того времени можно сложить в короткий стих Маяковского: «Вы любите розы. А я на них срал. Стране нужны паровозы. Стране нужен металл». Таким образом женщине оставалась лишь второстепенная роль на сервисе рабочих. Ведь если даже сегодня посмотреть структуру занятости в таких промышленных городах как Темиртау или Рудный, то видны дичайшие диспропорции. А отношения между полами ровно отражает экономические участие мужчин и женщин в бюджете семьи. В сегодняшних реалиях ручной труд уже фактически ничего не стоит, а дальше будет снижаться стоимость и более интеллектуального труда. Например, те профессии, которые в 70-х годах относились к интеллектуальному труду, и соответственно оплачивались, на сегодня находятся в низу трудовой иерархии. По тем же профессиям, которые на сегодня считаются «элитарными», в ближайшее десятилетие выпустятся сотни миллионов выпускников (того же Китая и Индии), что можно будет нанять «инвестаналитика» за чуть больше, чем за еду. Сегодня в мировой конкуренции важен каждый экономически активный человек. Например, в странах Ближнего Востока, где женщины не работают, из экономики страны фактически выпадает половина экономически активного населения. В Казахстане же на 17 млн человек у нас итак всего около 9 млн. экономически активного населения, и, исключив женщин, мы получим три иждивенца на одного работающего. Именно поэтому права женщин — это первое и основное направление, в котором следует двигаться Казахстану. Тем более исторически женщины занимали равную экономическую роль.

— Может, всё-таки, экономические причины оказывают большее влияние на уровень социального развития, чем наоборот?

— Хотя за последние годы за счет развития Интернета несколько уравнялся уровень доступа к информации, но по-прежнему экономические причины оказывают очень высокое влияние на уровень социального развития. Доступ к качественному образованию, возможность путешествовать, продолжительность активного жизненного периода — это все основа роста человеческого капитала. Средний класс — по-прежнему основа интеллектуальной экономики. Даже экономически, чтобы начать какое-то дело, человеку нужен стартовый капитал. Большинству людей у нас его брать неоткуда, а те люди, у которых капитал накоплен, предпочитают рентэкономику, т.е. просто покупают недвижимость, и сдают в аренду.

— Спасибо за интервью.

***

© ZONAkz, 2016г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.