Война Миров. Саудовская «Перестройка»

Династийные распри, ваххабиты, нефть и геополитика

Дворцовые репрессии в Саудовской Аравии – это только видимая часть айсберга борьбы за власть. В реальности ситуация гораздо сложнее и кардинальнее, чем смена одной ветви династии Саудитов на другую. Современная эпоха тем и характерна, что граница между внутренними и внешними факторами часто лишь пунктирная. Рост мировых нефтяных котировок на фоне арестов и гибели саудовских принцев яркое тому подтверждение. Между тем Эр-Рияд из-за огромных запасов нефти и бурлящего Ближнего Востока такая фигура, которая оказывает влияние на игру сразу в серии партий. Где-то игра вроде шашек, где-то шахматы, но есть и нарды, и покер команда на команду.

Саудовская Аравия имеет архаичную структуру престолонаследия. Нечто похожее существовало в Киевской Руси эпохи Рюриковичей с их лествичной системой. Только если биомасса Рюриковичей привела к тому, что Русь погрузилась в эпоху феодальной раздробленности, а потом попала под власть Золотой Орды и вскоре перешла на формат передачи власти от отца к сыну, то у саудитов число принцев, получающих прямое финансирование из бюджета, на сегодняшний день исчисляется многими сотнями.

Саудовская Аравия

С того времени, как Абдель Азиз ибн Сауд основал в 1932 году государство Саудовская Аравия, власть передавалась от брата к брату среди его сыновей. После того, как ни одного из них не останется в живых, престол должен занять старший в следующем поколении Саудитов. Однако король Салман ибн Абд аль-Азиз аль Сауд (шестой из «семерки Судайри»), ставший хранителем двух святынь 23 января 2015 года, изменил систему престолонаследия. С июня текущего года наследником престола официально назначен Мухаммад ибн Салман Аль Сауд (1985 г. р.), один из двенадцати сыновей действующего монарха.

Ясное дело, что такая гипертрофированная активность на властном поле одной ветви правящей династии не нравится другим. Учитывая гигантские ресурсы (в первую очередь финансовые), которыми лично владеют многие принцы, угроза для позиций короля Салмана и его наследника Мухаммада более чем реальная. Поэтому правящая ветвь сыграла на упреждение. Обвинения в коррупции, да еще на Востоке, мало что могут объяснить. А вот то, что у «неблагонадежных» планируется изъять активов где-то на $800 млрд – это весьма серьезное обстоятельство.

В свете последних событий новыми красками заиграл конфликт Саудовской Аравии с Катаром. Из сегодняшнего дня видно, что одной из целей как бы неожиданного возникновения напряженности между Эр-Риядом и Дохой были кадровые вопросы, ибо предыдущий официальный наследник престола связан династийными узами с королевским домом Катара.

«Зачистка» принцев проходит на фоне изменяющегося политического ландшафта Саудовской Аравии. Кронпринц Мухаммад считается непосредственным автором нововведений, разрешивших женщинам сесть за руль автомобилей в королевстве и посещать футбольные стадионы. У наследника престола есть своя программа «Видение 2030», согласно которой Саудовскую Аравию ждет грандиозная модернизация. Помимо стандартных парков высоких технологий планируются большие экстерриториальные зоны, где можно будет ходить в мини-юбках и употреблять алкоголь.

Идея построения «ваххабизма с человеческим лицом», которая включает и отказ от финансирования экстремистских группировок, сложна в принципе. Потому что ваххабизм сросся с правящей династией Саудовской Аравии и Эр-Рияд из десятилетия в десятилетие тратил миллиарды нефтедолларов на поддержку суннитских фундаменталистов. Разгром Исламского государства в Сирии и Ираке объективно ослабил те круги королевства, которые стоят на идеях экспорта махрового ваххабизма за пределы королевства.

Арестованные принцы в основной своей массе экспертами позиционируются как проамерикански настроенные. Однако США – это сверхдержава, и групп влияния в ней много. Фактически нейтрализуют тех членов саудовской династии, которые связаны с кабинетом Барака Обамы – Хиллари Клинтон и теми, кто поддерживает контакты с кланом Бушей. Что касается Дональда Трампа, то наследник престола Мухаммад чуть ли ни его фанат.

Здесь нужно кое-что разъяснить. Команда президента Обамы намеревалась нормализовать отношения с Ираном, чтобы в перспективе можно было выйти на формат, чем-то похожий на сотрудничество США с шахским Тегераном. В этом случае у Вашингтона отпала бы нужда тесно дружить с Саудовской Аравией. К тому же США теперь фактически контролируют ливийскую нефть, на многих месторождениях которой себестоимость барреля нефти составляет $2. Поэтому при необходимости цену «черного золота» можно обвалить и без Эр-Рияда, где себестоимость в основном в коридоре $5-10 за бочку.

Но Дональд Трамп к Ирану настроен враждебно, тогда как с Саудовской Аравией общий язык находит и оружие ей продает на огромные суммы. Отсюда намерение разорвать «ядерную сделку» с Тегераном и постоянные угрозы применения силы в адрес ИРИ.

Иранский фактор между тем более чем существенный. В первую очередь Тегеран стоит за хуситами в Йемене, против которых кронпринц Махаммад в качестве министра обороны Саудовской Аравии уже два года ведет агрессию во главе коалиции суннитских государств. Хуситы (шииты, кстати) во время арестов принцев запустили по аэропорту Эр-Рияда ракету, явно иранского происхождения, но ПВО саудовцев ее перехватила. За эту ракету Эр-Рияд обвинил Тегеран в акте прямой агрессии. Иранские официальные лица обвинения отвергают и саму Саудовскую Аравию называют провокатором. Цены на нефть тем временем ползут вверх, поскольку династийные распри саудитов могут в очередной раз всколыхнуть шиитов Саудовской Аравии, где те компактно проживают в первую очередь в главных нефтяных районах страны. Несмотря на все гигантские закупки Эр-Риядом современных систем вооружений, факт остается фактом: в военном отношении Иран значительно превосходит Саудовскую Аравию.

Отдельно стоит рассматривать китайский фактор. Китай уже договорился с Ираном о покупке нефти за юани. Судя по всему, Саудовская Аравия сопротивляться переходу с долларов на юани в торговле с Пекином сможет не долго. С июля этого года в тестовом режиме работает Шанхайская международная энергетическая биржа, которая продает нефть за юани, а номинированные в юанях фьючерсы можно обменять на физическое золото. Когда биржа заработает на полную мощность, то уже не будет смысла менять юани на доллары, так как китайская расчетная единица становится мягким золотым стандартом. В 2016 году садовская нефть в Китае замещалась на российскую, иранскую, ангольскую и бразильскую. Судя по динамике 2017-го года, данный процесс продолжается. В общем, в вопросе «нефть – деньги» Эр-Рияд сегодня стоит на разрыве между Китаем и США (между юанем и долларом). С одной стороны для Саддама Хуссейна и Муаммара Каддафи отказ (во втором случае больше даже намерение) от доллара в расчетах за нефть стоил жизни, а с другой стороны Поднебесная сегодня очень много весит.

Спокойная реакция России на события в большой королевской семье Саудовской Аравии свидетельствует о том, что они не стали сюрпризом для Кремля. Эр-Рияд в ходе визита в Москву короля и кронпринца подтвердил сделку по сокращению добычи нефти, не мешает процессам деэскалации в Сирии и не требует ухода Башара Асада. Еще и комплексы С-400 у России покупают. Может, в качестве завуалированной взятки за дружественный нейтралитет, а может и правда пригодятся. Отказ от доллара США в расчетах за нефть при поставках в Китай мало ли к чему может привести. 

***

© ZONAkz, 2017г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.