Улет KLM

Ни новые назначения на ключевые посты, ни дежурные рокировки, ни даже многодневная забастовка карагандинских шахтеров – ничто не стало новостью номер один в нашем государстве. А вот объявление нидерландской авиакомпанией KLM о том, что она по весне не вернется в Казахстан – это перевернуло все информационное пространство. Хуже новости в национальном масштабе в уходящем 2017-м – не сыскать

Еще недавно мы были уверены, что KLM, сообщившая о прекращении зимнего авиасообщения с Казахстаном, чего-то кочевряжится: ну не будет летать с ноября по март, но ведь в апреле ее самолеты ведь снова начнут бороздить воздушные просторы Казахстана. Единственная уважительная причина этого решения, которая была озвучена: «это изменение в расписании внесено в результате оптимизации маршрутной сети в соответствии с динамикой спроса на рейсы из Казахстана».

Но мы-то видели, что рейсы были заполнены, пустыми борты не летали, и понимали, что настоящая причина кроется в другом.

Сейчас понятно: королевские авиалинии взяли тайм-аут, чтобы договориться с авиационными властями Казахстана о новых условиях авиаполетов (или отстоять действующие), но, видно, не договорились.

Ни тогда, в июле этого года, мы не дождались каких-то комментариев от Комитета гражданской авиации, ни теперь, с большой долей уверенности, не дождемся.

KLM

***

Предмет взаимных претензий – это великая тайна. Нам скажут – коммерческая.

И будут сто раз не правы – разногласия подобного порядка вышли далеко за пределы экономических условий, раз принимаются решения уже политического порядка. Оставить ведущую в центральноазиатском регионе страну без сообщения с ведущим европейским авиахабом, откуда можно легко и совершенно недорого попасть в любую точку на карте мира – это разве не политика, не ущемление наши потребительских прав?

Некоторые диванные эксперты уже говорят о том, что прекращение полетов KLM в Казахстан – это наша плата за поддержку политики России, и в первую очередь – в отношении Крыма. И то ли еще будет.

Можно было бы легко поверить в эту версию, если бы авиакомпанию принудило к блокаде Казахстана европейское лобби всевозможных санкций. Но KLM об этом не говорит ни слова.

Значит, в первую очередь экономические причины заставили в общем-то успешного авиаперевозчика, способного просчитывать свои риски и выгоды, распрощаться с нашей страной.

***

Тут попался на глаза один комментарий: «В Астану пришел Wizz, у которых рейс Астана-Будапешт стоит​ 39 евро. Lot летает 3 раза в неделю, а за 230$ можно на МАУ в Прагу слетать и вернуться. Просто КЛМ понял, что не выгребет со своими конскими тарифами».

Лоукостеры – отдельная история. Новое слово в международной авиации. Но, как показывает практика, они недолговечны и ненадежны. Даже на самых прибыльных направлениях, поставив своей целью завоевать сердца потребителей недорогих авиауслуг, они подчас не выживают. Оптимизация всех затрат легко превращает их в банкротов: закона о себестоимости услуг и норм рентабельности еще никто не отменял.

А потому уповать на то, что придут дешевые авиалинии и всех желающих доставят в пункты назначения, а тем более, вернут обратно, немного странно. Точно также глупо рассчитывать на чартерные перевозки: в этом сегменте вообще много лет творится беспредел. И не только в Казахстане. Сколько было историй о том, что туристы не могут вернуться на родину, потому что авиакомпания – банкрот, и сколько еще будет…

Кроме того, нужно учитывать, что большинство пассажиров хотели бы пользоваться регулярными и достаточно безопасными, и достаточно комфортными авиалиниями.

***

Авиакомпания KLM этим потребительским предпочтениям соответствовала вполне. И она, кстати, с каждой девальвацией тенге пересматривала свои тарифы в сторону понижения, стремясь быть выгодной для граждан Казахстана.

Более того, она, имеющая статус старожила, летала в Казахстан 22 года, обладала, видимо, куда большим терпением и финансовой жировой прослойкой, чем другие авиакомпании. С рынка Казахстана в последние годы ушел ряд ведущих авиакомпаний – British Airways, Austrian Airlines, эмиратская Etihad.

Авиационные власти Казахстана не только не извлекли уроки из ошибок – они, видимо, продолжали гнуть свою линию. Свою руку приложили и принимающие аэропорты – в первую очередь, Алматы.

***

По крайней мере, в глазах обывателей, но и здесь не обходится без инсайда, главная причина улета – это значительное удорожание услуг по обслуживанию судов, а также по навязыванию новых, безусловно, убыточных, направлений, не обошлось. А, возможно, еще какие-то дополнительные требования, очень похожие на откаты, тоже имели место: многие потенциальные иностранные инвесторы жалуются на то, что работать в стране просто невозможно из-за коррупционных аппетитов «принимающих решения чиновников».

***

Казалось бы – коль KLM печально помахал нам крылом, вот он, единственный шанс для нашей Air Astana покрыть своим присутствием все европейское, очень удобное пространство для перелетов по всему миру. Но у нашей авиакомпании есть только скудное разрешение посещать Париж. А это значит, что доступных и весьма удобных авиаперелетов ожидать не стоит. Отсутствие конкуренции никогда не было в интересах потребителей.

И увеличить трафик очень проблематично – нет разрешений, нет интереса. Да и физические возможности по перемещению огромного потока пассажиров, чего уж там, у нашей национальной компании очень ограничены.

***

Между тем становится известно, что Комитет гражданской авиации Казахстана якобы договорился с авиационными властями Шри-Ланки увеличить количество разрешенных частот между двумя странами с 3 до 7 рейсов в неделю, а уже во второй половине 2018 года будет обеспечено открытие прямого сообщения между Астаной и Миланом.

Ура! Но все равно хуже, чем KLM с авиабазой в Амстердаме, где стыкуются рейсы едва ли не со всего мира.

Сколько нас кормили и кормят грядущими и туманными перспективами. Многие так и остались на бумаге.

А чем была авиакомпания KLM плоха, скажите? Альтернативы ей вообще нет.

***

© ZONAkz, 2017г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.