Война Миров. Вравший о Путине глава МИД Нидерландов ушел в отставку

На Западе тоже нет государственных деятелей, чьим словам можно безусловно доверять

Серьезный имиджевый урон понесли Нидерланды – одно из самых развитых государств мира. Тамошний глава МИДа Халбе Зейлстра признался, что «подслушанных» им в 2006 году на даче у Владимира Путина высказываний, про которые он много рассказывал всем подряд, в реальности не было. Потому что и самой встречи не существовало. В случае Голландии получается, что высочайшие технологии в кораблестроении или сельском хозяйстве не спасают от деградации политического истеблишмента эпохи глобального кризиса.

Ложь Халбе Зейлстра раскрывалась не сразу, однако к моменту февральского визита в Москву для переговоров с главой российской дипломатии Сергеем Лавровым стала совершенно очевидной. В сложившейся ситуации руководитель МИД Нидерландов во всем признался и ушел в отставку.

Владимир Путин
Надпись на табличке: Владимир Путин. Попытка захватить мир

Рассказы г-на Зейлстра о том, что Путин собирается завоевать Казахстан, Украину, Беларусь и Прибалтику в рамках концепта «Великая Россия», примечательны в первую очередь страной, в которой он возглавлял внешнеполитическое ведомство. Если бы подобные истории распространяли представители Польши или Эстонии, то никто бы не удивился. В первом случае у политической элиты комплекс народа-жертвы, а во втором издержки карликового государства. Однако Нидерланды – это витрина не только Евросоюза, а Запада вообще. Когда немецкие и канадские специалисты посещают голландские сельхозпредприятия, то испытывают шок от обилия и качества передовых технологий, перед которыми меркнут космические. А глава МИД при этом врет, как типовой псевдокапитан дальнего плавания.

Кризис доверия к словам людей появился не сегодня. Держать свое слово – традиционно является одним из проявлений добродетели. Вспомним хотя бы Омара Хайяма: «Муж, чье слово прочнее гранитной скалы, выше почестей, выше любой похвалы». Когда слово утратило прежний вес и смысл – придумали клятвы. Но и нарушение клятв в какой-то момент стало обыденностью. Им на смену по мере развития цивилизации пришли договоры с печатями и подписями. Однако и договоры проблему надежности не решают, вспомнить хотя бы советско-германский пакт о ненападении от августа 1939 года.

Между тем функциональная потребность в переговорах, согласовании позиций и профессиональных переговорщиках никуда не делась. Тот же брексит Великобритании сопровождается сложным и многоступенчатым переговорным процессом, генсек ОПЕК поедет переговорить с американскими производителями сланцевой нефти. В ситуации, когда к дипломатам в принципе относятся с подозрением, воспринимая их деятельность в чем-то граничащей с мошенничеством, объективно повышаются требования к персоне переговорщика. В этом отношении Халбе Зейлстра принципиально не повезло. Ехать на переговоры в статусе сертифицированного лжеца даже в XXI веке считается неприличным. Как результат, пришлось подавать в отставку и оставлять место лицу с чистым пунктом по доказанному вранью в биографии.

В обычной жизни обман – это плохо. А на войне – воинская доблесть, ведь ввести в заблуждение противника давно стало проявлением военного искусства. Вот только гибридная война с ее пунктирной границей между конфронтацией и взаимодействием еще больше путает карты. С точки зрения информационной войны Запада с Россией г-н Зейлстра действовал оправданно, раскрывая «агрессивные» планы Путина. А вот по дипломатической линии с той же Москвой данное поведение оказалось из ряда вон выходящим.

Экс-глава нидерландского МИДа оказался в двойственном положении не только по линии «гибридная война – сотрудничество». Современный Евросоюз представляет собой весьма неоднозначную конструкцию. В нем есть центр в Брюсселе, чьи общеевропейские функционеры уполномочены по широчайшему кругу вопросов. И был Халбе Зейлстра, который в качестве министра иностранных дел Нидерландов, например, не имеет права вести внешнеторговые переговоры с тем же Казахстаном. Внешнеполитические ведомства стран-участниц ЕС уверенно дрейфуют в сторону декоративности, на манер конституционной монархии.

Министры иностранных дел, финансов (в зоне евро), обороны (при действующем НАТО и «военном Шенгене») в странах-членах Евросоюза превращаются в министров без полномочий с непонятным предназначением. У их коллег, занимающихся вопросами городской инфраструктуры или изящных искусств, имеется хотя бы предмет работы. А чем серьезным могут заниматься главы МИДов при действующей Федерике Могерини, еврокомиссару по иностранным делам и политике безопасности? Находясь на посту, где ничем реальным не занимаешься и ни на что не влияешь, поневоле начнешь маяться всякой ерундой. Учитывая перечисленные обстоятельства, судьба г-н Зейлстра в чем-то закономерна. Г-жа Могерини ведь в подобных скандалах не замечена. В том числе потому, что наделена реальной властью и вынуждена обдумывать и взвешивать каждое свое слово.

Показательна реакция голландской прессы на скандал с Халбе Зейлстра: все посмеялись и быстро забыли. В старые времена первое лицо дипломатии не слезало бы с обложек таблоидов, а тут к нему быстро потеряли интерес, поскольку во властных раскладах экс-мидовец мало весит. Правда, его отставка поменяла коалиционные расклады в Нидерландах, что хоть как-то подогрело интерес к незадачливой персоне дипломата. Сколько еще продлится такой анахронизм, как национальные МИДы в Объединенной Европе – пока вопрос остается открытым. Однако все эти министры второго ранга все больше напоминают участников костюмированного спектакля, который явно затянулся.

Между тем кризис доверия между Западом и Россией усугубляется. Мы наблюдаем что-то вроде глубинной убежденности в невозможности договариваться с оппонентом бесчеловечной природы (с обеих сторон). На данный фундамент накладываются «технические» проблемы. Например, американцы не могут дать Москве юридических гарантий, что следующая администрация Белого дома будет придерживаться заключенных соглашений. Все вместе расширяет зону недоверия между смертельно опасными друг для друга центрами силы.

Еще г-н Зейлстра очень органично вписался в концепцию системного оглупления человечества. Считается, что курс на оглупление населения через развал системы образования и доступность к научному знанию проводят в жизнь верхи обществ, ради возможности более легко манипулировать массами. Однако когда меняется фон, то меняются и протекающие на нем процессы. Оглупление населения другим концом бьет по элитам, которые тоже отнюдь не прогрессируют, что экс-глава МИДа Нидерландов продемонстрировал весьма наглядно.

***

© ZONAkz, 2018г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.