Как чиновник уволил очкарика из Гарварда

Фантасмагорическая история из практики одного министерства

Вице-министр по инвестициям и развитию еще раз окинул свой кабинет взглядом, открыл кожаную папку, лежавшую на столе, безотчетно пролистал несколько страниц, про себя отметил, что подчиненные молодцы, написали не какой-то один куцый листок, а создали целый талмуд, постарались, значит, заслуживают поощрения, не надо будет импровизировать, стоя перед всем кабинетом министров.

Когда доклад длинный, содержательный, и вопросов лишних не будет, не до того, все коллеги поспешат на обед.

По крайней мере, именно так, в какие-то доли секунды у него в голове пронесся вихрь разных мыслей. И он поспешил на заседание, где ему предстояло говорить о законодательстве, инфраструктуре, экспорте, производительности труда и еще чем-то очень важном, о чем написали спичрайтеры.

Конечно, он волновался, но, по наставлению своего непосредственного шефа собирался с мыслями, подстегивал свою уверенность в том, что все пройдет как нельзя лучше: «Главное, говорить убедительнее».

***

Торжественно водрузив свою фирменную папку на кафедру, он был вынужден выдержать длинную паузу, пока пролистывал слишком длинную преамбулу – эти стервецы из аналитического блока зачем-то составили план доклада, да еще и вписали свои имена. Получат по заслугам, однозначно!

Вот, наконец текст!

«После внушительных темпов экономического роста 2000-ых годов, экономика Казахстана резко замедлилась с начала глобального финансового кризиса, что ставит под угрозу достижение целей развития», — начал читать доклад чиновник. Про себя тут же отметил, что завязка у документа великолепная, есть интрига, все-таки молодцы спичрайтеры, знают толк в своем деле!

«Экономическая модель Казахстана так и не сформировала устойчивых драйверов роста вне сектора углеводородов, которые бы выступили буфером против колебаний цен на сырье», — тоже хорошо. Но все поправимо, об этом и пойдет речь дальше. Надо же чем-то обосновывать необходимость, кажется, уже третьей промышленной революции в стране.

«Рост производительности в Казахстане стабильно снижался в течение последних 20 лет. Производительность была высокой в начале 2000-х годов; ее вклад в общий темп роста ВВП в эти годы был в среднем 6 процентных пунктов», — сильные цифры нашли, показательные.

Так, что у нас дальше: «Однако в начале 2010-ых годов среднегодовой темп роста производительности снизился до менее 2 процентов; а в 2014-2016 годах рост производительности стал отрицательным, снижаясь на 23 процентных пункта в год».

экономика кризис

«Падение роста производительности внутри секторов экономики стало главной причиной замедления темпов роста производительности в Казахстане. Эмпирический анализ (мелькнуло: надо же!) показывает, что именно производительность является главным двигателем устойчивого долгосрочного роста в Казахстане. Секторы, ощутившие наибольший эффект от внутри-секторного спада производительности, включают сельское хозяйство, промышленность и услуги», — отлично, немного самокритики не помешает, а то у членов правительства уже токсикоз от сладкого.

Вице-министр, оторвавшись от листа и произнося последние слова по зрительной памяти, взглянул на членов кабинета: кто-то из них почти засыпал, приняв удобную позу в кресле, кто-то уставился в лаптопы, найдя для себя что-то любопытное. И только шеф, выхваченный из общего видеоряда, деланно поднял брови, изобразив удивление на лице.

***

Расценив это как одобрение, чиновник углубился снова в текст:

«Казахстан так и не вышел на новые рынки товаров с более высокой добавленной стоимостью. Согласно показателям Индекса сложности экономики (ECI), по сравнению с остальными странами, Казахстан так и не увеличил технологическую сложность своей экспортной базы», — черт побери, немного резковато. А этот очкарик из аналитического вписал еще сюда какие-то перцентили. Гарвард, это, конечно, похвально, но с перцентилями он явно перебрал! Впрочем, этот абзац можно легко опустить, все равно в этом никто ничего не смыслит.

«Потенциал частного сектора в Казахстане существенно ограничен и не имеет многих важных элементов, характерных для действительно благополучного частного сектора, признаваемого во всем мире. Эмпирические данные (опять 25!) показывают, что уровень вхождения компаний в рынок относительно низкий в Казахстане, даже если учитывать структуру экономики. Рынок характеризуется доминированием нескольких игроков (главным образом, квазигосударственных предприятий), в том числе в сфере базовых услуг, поддерживающих частный сектор», — А не слишком ли много берет на себя этот очкарик? Это точно он, и никто другой. Умник нашелся!

«Новые (и малые) предприятия, как доказано мировой практикой, более производительны, чем старые (и более крупные) фирмы. Сохраняющиеся из-за протекции государства неэффективные крупные компании (как квазигосударственные, так и частные предприятия), а также сильное присутствие старых (и более крупных) компаний на рынке указывает на то, что процесс созидательного разрушения, при котором менее производительные компании выходят из рынка, не действует в полной мере, и многие важные элементы рыночного преобразования Казахстана были реализованы не в полной мере», — ну сколько можно об одном и том же? Сколько можно критики? Не собрался ли этот очкарик потопить мой корабль?

Чиновник судорожно пробежался глазами по следующему абзацу: «Без заметного роста производительности, уровень дохода на душу населения в Казахстане будет постоянно снижаться». Без существенного роста производительности, диверсификации экономики и поддержки частного сектора, инвестиции должны будут повыситься до недосягаемых значений (более 50 процентов ВВП, чтобы достичь хотя бы 2,5 процента годового роста через 15 лет!), и даже в этом случае их будет недостаточно, чтобы достичь долгосрочной цели роста по вхождению в 30-ку наиболее развитых стран мира к 2050 году». Все, очкарик уволен! С чего это он взял?! Как он посмел?!

Боковым зрением чиновник увидел, как шеф напрягся и обхватил голову руками. Он всегда так делал, когда ужасался.

И тогда, собрав всю волю в кулак, напрягая все имеющие извилины, оратор вспомнил лишь часть текста, которую репетировал накануне. Тебуется импровизация. И вообще, нужно заканчивать!

«Мы сейчас работаем в уникальное время, две пятилетки прошли и заложили законодательную и инфраструктурную основу. Для развития промышленности созданы необходимые институты», — произнес он громко и почти торжественно. И, чтобы соответствовать своему амплуа, добавил немного цифр: «Ожидается, что к 2025 году производительность труда увеличится в 1,7 раза, а инвестиции в основной капитал увеличатся вдвое».

***

В общем, это почти выдуманная история о том, как один чиновник перепутал папки «Почитать» и «Сказать» на рабочем столе, и вместо своей речи на заседании правительства зачитал выдержки из доклада Всемирного банка о Казахстане.

Все совпадения случайны.

Но доклад Всемирного банка существует в реальности и его можно прочитать здесь

***

© ZONAkz, 2018г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.