«Применима ли Конвенция о геноциде к массовому голоду в Казахстане?». «Мы разные, но мы вместе. Когда в Казахстане случился дисконнект?». «Эра пресс-релизов. Журналисты — о поправках к правилам аккредитации». «Подробности жуткого происшествия в поезде «Тальго»

Сетевой Казахстан 15 февраля 2019г.

CAMONITOR.KZ. Женис БАЙХОЖА — «Применима ли Конвенция о геноциде к массовому голоду в Казахстане?» — Сегодня у тех, кто видит в Ашаршылыке геноцид, очень популярна американская исследовательница Сара КЭМЕРОН, которая недавно издала книгу «The Hungry Steppe: Famine, Mass Violence and the Making of Soviet Kazakhstan» («Голодная степь: голод, массовое насилие и создание Советского Казахстана»). Само название говорит о ее позиции в оценке событий начала 1930-х. Но прочитайте ее интервью, опубликованное в «Экспресс-К», в том числе ответ на рассматриваемый сегодня вопрос: «Многие считают, что максимальное моральное осуждение не может быть достигнуто без применения ярлыка геноцида. Но я оспариваю такое понимание в своей книге. Определение геноцида, принятое ООН, весьма проблематично и не подходит для многих важных случаев, таких, как Казахский голодомор… Имеющиеся факты не указывают на то, что целью режима было уничтожение казахов как этнической группы». А вот что сказал в интервью «Радио Азаттык» немецкий историк Роберт КИНДЛЕР, тоже написавший книгу на эту тему: «Я не считаю голод в Казахстане запланированным геноцидом, даже если результаты и можно назвать геноцидными. Сталинское руководство не имело целью уничтожить определенные нации (к примеру, украинцев или казахов), но согласилось с тем, что коллективизация и раскулачивание могут привести к смерти миллионов советских граждан. Сталиным и его окружением жизнь одного человека не принималась во внимание».

«За развитие и единство общества ответственность несет каждый гражданин страны» — В мировом сообществе Казахстан прежде всего известен тем, что неизменно ратует за общечеловеческие ценности, духовные и культурные традиции этнических групп, обеспечивающие поступательное и динамичное развитие государства в целом. В частности, тема межконфессиональных и межэтнических отношений в нашей республике всегда находится на особом контроле государства. Своим видением текущей ситуации в этой важной сфере, о ее проблемах и перспективах делится вице-министр общественного развития Берик АРЫН.

MATRITCA.KZ. «Выход есть — клонировать Нурлана Ермекбаева» — Что происходит на политическом Олимпе, ждать ли отставки правительства и отдельных министров, являются ли интернационалисты новым проектом Акорды и выступят ли коммунисты единым фронтом с ними, и о многом другом в нашей традиционной беседе с одним из самых известных политологов Казахстана, главным редактором информационно-аналитического портала «Rezonans.kz», советником ЦК КНПК по политическим вопросам Султанбеком СУЛТАНГАЛИЕВЫМ.

REZONANS.KZ. «Марат Толибаев: мне не нравилось чувствовать себя крохотным винтиком» — «Нашим чиновникам невыгодно нравиться народу (не он ведь их избирал), для них важен только один человек — назначивший их начальник. Вот почему им не надо иметь навыков публичных выступлений, вот почему многие из них косноязычны, закрыты и невежливы с народом», — убежден экс-заместитель министра сельского хозяйства (2011-2013 гг.), ныне активно цитируемый многими СМИ блогер, либерал и демократ Марат ТОЛИБАЕВ.

CARAVAN.KZ. «Она шла по вагону и шептала: меня изнасиловали: подробности жуткого происшествия в поезде “Тальго”» — “Никогда больше не сяду в поезд!”, “Никогда больше не обращусь в полицию за помощью!”… Таких “никогда” у жительницы города Актобе Марины (имя девушки изменено по ее просьбе) теперь много. О происшедшем в поезде сообщением Астана-Нұрлы жол – Актобе в ночь с 25-го на 26 сентября 2018 года она вспоминает дрожащим голосом. Со слов Марины, ее насиловали в купе проводники. По очереди. Пятый месяц девушка работает с психотерапевтом. Но кошмар еще не закончился! – Знаете, что особенно противно? – говорит пострадавшая. – Полицейские решили, что я сделала это (написала заявление в полицию. – Прим. авт.) из-за денег. У них было отношение ко мне, как к девушке легкого поведения. Все спрашивали: почему я молчала, ведь никто ничего в поезде не слышал? Да, я из простой рабочей семьи. Всю жизнь пахала. Подрабатывала в школе, в институте рефераты писала, уборщицей работала. Я видела такую нищету, что научилась ставить цели и зарабатывать. Больше 10 лет на руководящих должностях. В 35 лет многого достигла – у меня квартира, машина, бизнес… Никакие деньги мне не нужны!

«Чьи интересы лоббирует коалиция «За Казахстан, свободный от табачного дыма»?» — В конце января минздрав презентовал на “круглом столе” в Астане поправки в Кодекс о здоровье нации. “Главврача” страны БИРТАНОВА там не было. Подозреваю, что Елжан Амантаевич постеснялся принять участие в этом шоу. “Под танки” общественности он бросил заместителя председателя комитета охраны общественного здоровья Нуркана САДВАКАСОВА. Правильное решение. Но половинчатое. Неутомимый воин с курением – босс Национальной коалиции “За Казахстан, свободный от табачного дыма” (она же председатель Евразийской антитабачной коалиции) Джамиля САДЫКОВА уже полтора десятка лет травит курильщиков своими инициативами. До “трубки мира” с оппонентами ни разу не снизошла. Меры у нее исключительно репрессивные. В этот раз через минздрав она предложила закрыть абсолютно все курилки в кафе, ресторанах, аэропортах, вокзалах, клубах и прочих заведениях массового пользования. Противница табака также предлагает убрать сигареты из газетных киосков.

««Бесплатное жилье выдают только руководителям и чиновникам»: Ашимбаев высказался о предоставлении квартир в городах для сельской молодежи» — Данияр АШИМБАЕВ — Жилищный вопрос – один из самых актуальных в нашей республике. Раньше для вузов и промышленных предприятий действовала сеть общежитий, которые позволяли иногородним и сельским студентам жить в крупных городах. Многие эти предприятия имели свои строительные организации, которые и занимались жилищным строительством. Худо-бедно, но приезжающих обеспечивали этими условиями. Затем всевозможные балансы были сняты. И, учитывая экономический кризис и большие миграционные потоки в крупные города Казахстана, ситуация только ухудшилась. Они стали объектами крупной трудовой миграции. Первостепенная задача в этой инициативе – максимальный охват студенческого контингента, который находится в условиях определенной степени криминализации и радикализации. Многие из них проживают в условиях, элементарно далеких от санитарных норм. В нынешнее время такая программа нужна.

AZATTYQ.ORG. «Выдвинувшие властям требования матери жалуются на давление» — Многодетные матери из Астаны, выступившие с требованием улучшить их социальное положение и обеспечить жильем, жалуются на давление со стороны властей. Обратившиеся в редакцию Азаттыка женщины утверждают также, что их выгоняют из времянок. Власти отрицают эту информацию и настаивают, что проводят встречи с жителями, а сотрудники полиции совершают обходы для уточнения адресов.

««Эра пресс-релизов». Журналисты — о поправках к правилам аккредитации» — В Казахстане могут изменить правила доступа журналистов к освещению мероприятий. Информация об этом появилась на портале «Открытое правительство». Казахстанские журналисты уже выразили несогласие с возможными поправками, посчитав их ужесточением действующих процедур, и подали заявку на проведение митинга за свободу слова.

FORBES.KZ. «Арманжан Байтасов: Казахстанский Медиа Альянс предлагает обсудить с чиновниками ужесточение правил аккредитации СМИ» — Главный издатель Forbes Kazakhstan, председатель республиканского общественного объединения «Казахстанский Медиа Альянс» Арманжан БАЙТАСОВ — Говорят, «законы нужны не только для того, чтобы устрашать граждан, но и для того, чтобы помогать им». Правила аккредитации, которые сейчас принимаются, создают больший комфорт для чиновников и усложняют работу журналистов. Журналисты имеют право посещать открытые мероприятия и задавать вопросы, даже неудобные. В Казахстане всего год назад утвердили новые поправки в Закон «О СМИ», принятые медиасообществом. Непонятно, зачем снова вносить какие-то изменения и дополнения, регламентируя работу медиа. Получается, что, с одной стороны, мы декларируем принципы свободы слова и открытости, с другой — имеем великий соблазн отсечь неугодные СМИ. Почему-то все процессы идут в сторону большего регулирования.

VLAST.KZ. «В Казахстане «очень сильно зарегулирована сфера СМИ»» — Председатель исполнительного комитета Конгресса журналистов Казахстана, председатель комитета сената по международным отношениям, обороне и безопасности Дарига НАЗАРБАЕВА пообещала изучить новые правила аккредитации журналистов и попросила заранее не паниковать по поводу ужесточения. Но при этом признала, что в стране сфера СМИ действительно очень сильно зарегулирована.

KURSIV.KZ. «Нацбанк выиграл апелляцию против Динмухамеда Идрисова» — Алматинский городской суд удовлетворил апелляцию Национального банка Казахстана по делу о долге Динмухамета ИДРИСОВА. Теперь миллиардер обязан выплатить НБ 24,9 млрд тенге. Динмухамет Идрисов входит в список 50 богатейших людей Казахстана. По данным Forbes Kazakhstan, его состояние оценивается в $280 млн. Он основатель и владелец контрольной доли УК «Ордабасы». Ему принадлежит крупнейшая в стране энергетическая компания «Казахстанские коммунальные системы», представленная в Южно-Казахстанской, Карагандинской, Мангистауской и Восточно-Казахстанской областях.

INFORMBURO.KZ. Ольга МАЛЫШЕВА – «Мы разные, но мы вместе. Когда в Казахстане случился дисконнект?» — События последних недель показали, насколько трудно казахстанцам понять друг друга: многодетным – бездетных, бедным – богатых, бесправным – наделённых властью. И дело тут совсем не в том, что мы живём в стране, где официально существуют два языка и уже почти официально – две разные графики. Одним для жизни нужно сохранить Кок Жайляу. Другим – чтобы пособие для многодетных хоть немного подняли. Третьим – чтобы по номеру 102 можно было дозвониться быстрее, чем за полчаса. Четвёртым – чтобы создали министерство маркетинга. Пятым – чтобы было где жить. И замечу, что ни один из перечисленных не лукавит. Это всё плоды многообразия общества. Того, в общем-то, чем мы все привыкли гордиться – что мы разные, но мы вместе.

NOVGAZ.COM. Адил ИБРАЕВ, президент АО «Национальный центр государственной научно-технической экспертизы» — «Ничего научного — только бизнес» — Не сомневаюсь, что специалисты Агентства по делам госслужбы и противодействию коррупции (АДГСПК) выявят факты нарушений, связанные с финансированием проектов, получивших слабые баллы по экспертизе. Я на себе ощутил беспрецедентное давление в начале 2018 года. Меня сначала просили, а потом мне «настоятельно рекомендовали» вмешаться в процесс начисления баллов. Попытки доказать, что вмешательство в конкурс имеет все признаки коррупционного преступления и наказание за это предусмотрено Уголовным кодексом, стоили мне большого времени и нервов. Я даже открыто заявлял об этом руководству МОН в одной из своих статей «Адил Ибраев о коррупции в ученой среде и о работе научных советов» а также о том, что НЦГНТЭ не допустит манипулирования баллами. Но достучаться до Комитета науки МОН мне так и не удалось. Проекты, оцененные экспертами по низкой шкале, все-таки получили финансирование.

365INFO.KZ. «Флаг Казахстана использовали для оформления сомнительных наград» — Аналог знаменитой украинской частной премии «Звезда качества» докатился и до Казахстана. Все желающие могут купить награду, в оформлении которой использован флаг нашей страны. На электронные ящики казахстанцев посыпались спецпредложения купить комплект наград «Звезда качества».

IACENTR.RU. «Почему правобережный «Целиноград» лучше левобережной Астаны?» — В прошлом году Астана отметила 20-летие своего столичного статуса. Сегодня можно сказать, что костяк города — административный центр, как средоточие госаппарата и национальной бюрократии, опорные объекты культурной, образовательной, социальной и транспортной инфраструктуры, основные жилые массивы и рекреационные зоны – в целом сформирован. Однако в адрес планировщиков и градостроителей Астаны, по-прежнему, звучат «упреки» в том, что город не имеет своего индивидуального архитектурного облика – маневрируя где-то между стилистическими мини-Дубаями или усредненным американским даунтауном. Что Астана так и осталась городом, которым лучше любоваться с высоты птичьего полета, что его архитектура недружелюбна к «маленькому человеку», что его планировка подчинена в большей степени интересам автомобилистов, нежели пешеходов, что до сих пор бросается в глаза контраст между его парадным фасадом и «лачугами» на окраинах. Наша собеседница казахстанский искусствовед Айгуль ИБРАЕВА.

***

© ZONAkz, 2019г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.