Когда на банках Шадиева повесят замок?

Странные подходы в регулировании: Банк Астаны уничтожили за несколько месяцев, а, к примеру, банкам Шадиева, за которыми тянется шлейф обычно непрощаемых нарушений, все нипочем

Партнер консалтинговой компании Radius Advisory Lab Тимур Абилкасымов опубликовал на своем Телеграм-канале Risk Takers пост «Об агрессивной ликвидации банка Астаны». История недавняя, произошла в 2018 году, но очень показательная.

18 апреля 2018 года президент Нурсултан Назарбаев раскритиковал работу нескольких банков. Дескать, акционеры Qazaq banki, ЭксимБанка и Банка Астаны плохо руководят банками и не могут ответить по обязательствам. Сразу после этой критики из банков начался резкий отток депозитов.

Банк Астаны пытался ответить на критику, заявив, что исполняет все нормативы регулятора и ни разу не допускал дефолт по своим обязательствам. Однако ответ на фоне выступления главы государства показался неубедительным, и 23 апреля были введены ограничения на денежные операции физлиц.

«Как мы понимаем, уже тогда глава НБРК Д.Акишев готовился к ликвидации Банка Астаны и 4 мая сообщил, что 99% всех счетов покрыты системой гарантирования депозитов. 29 мая НБРК запретил Банку Астаны принимать депозиты физлиц», — напоминает хронику событий Тимур Абилкасымов.

Он не отрицает, что банки, которые назвал президент, имели определенные проблемы. «Однако одновременное банкротство трёх банков, без продуманной стратегии, снизило стабильность банковского сектора Казахстана, в том числе оценки рейтинговых агентств, — подчеркивает эксперт. — Например, ухудшилась оценка рисков банковского сектора (BICRA) Казахстана от S&P. Регулятор, который вероятно готовил данные для президента, не подумал о последствиях и принял решение, которое снизило стабильность банковского сектора».

А повод вспомнить эту историю был, и очень серьезный. Несмотря на различные обвинения, 23 ноября текущего года в СМИ было опубликовано, что Антикор не нашел ничего криминального в отношении «Банка Астаны». Также, в момент критики президента, Банк Астаны выполнял все нормативные требования. Это был не худший банк страны, его можно было спасти, но у этой истории нет сослагательного наклонения. По сути, это была ошибка. И регулятор, несмотря на критику, прозвучавшую из высочайших уст, в любой момент мог «вырулить», исходя из интересов банковского сектора. Но он не сделал этого. Пошел напролом.

«Это свидетельствует о том, что регулятор преждевременно начал агрессивные действия в отношении банков. Подобная практика является проявлением непрофессионализма со стороны надзорного органа. Неподготовленная ликвидация банков, которая тянулась месяцы, привела к значительному ущербу для граждан Казахстана и всего банковского сектора», — уверен эксперт.

Он убежден, что «в стране нет ни одного банка, который смог бы выдержать такой репутационный удар». Безусловно, необходимо было детально проработать вопрос оздоровления за счет акционеров и иных видов негосударственной помощи.

Банк уже не вернешь, но хуже всего то, что, по словам Тимура Абилкасымова, «несмотря на существенные ошибки надзора прошлых лет некоторые сотрудники, принимавшие участие в этих процессах, продолжают работать в регуляторном органе».

***

А теперь другая история, которая тянется с 2019 года. В мае-2019 на финансовом рынке появилась новость о том, что три банка — Tengri Bank, AsiaCredit и Capital Bank будут объединены под брендом первого банка. Однако Tengri Bank 20 февраля 2020 года отозвал свое согласие на объединение. AsiaCredit и Capital Bank, принадлежащие долларовому миллионеру Орифджан Шадиеву, заявили о своем намерении продолжить слияние, несмотря на распавшийся триумвират.

В сентябре 2020 года стало известно, что владелец этих банков представил регулятору письменное обязательство влить в капитал банков до 2 ноября 29,3 млрд. тенге.

В начале ноября докапитализация состоялась, но, увы на гораздо меньшую сумму – всего 18,4 млрд. тенге.

Конечно, нашлись «объективные причины». Пресс-служба банков пояснила, что снижение потребительского спроса, дополнительные расходы, создающие давление на смежные бизнесы, вносят существенные коррективы в фактические сроки поступления финансовых средств необходимых для докапитализации банков. И что-де, Орифджан Шадиев и менеджмент банков продолжают реализовывать мероприятия, направленные на полноценное восстановление обслуживания клиентских платежей и переводов.

***

Собственно, проблемы у обоих банков начались гораздо раньше, до пандемии и карантина. И тому есть объективные доказательства.

Так, первое письменное предписание от регулятора (меры по улучшению финансового состояния и/или минимизации рисков) – АО «AsiaCredit Bank» получил 31 мая 2019 года. Наверное, именно по этой причине, чтобы отвлечь общественность от негативных новостей о банках, и был придуман спектакль по объединению Tengri Bank, AsiaCredit и Capital Bank.

Конечно, AsiaCredit Bank и до этого попадал в поле зрения надзора и получал многочисленные предписания и уведомления о наложении штрафов, но именно с мая прошлого года начался вал претензий к работе и многочисленных требований по улучшению ситуации в банке.

В итоге в 2019 году банк получил 5 таких предписаний, а еще были многочисленные штрафы и принудительные меры надзорного реагирования.

В этом году, начиная с 30 января, на банк посыпался град из тех же надзорных орудий: порядка 70 (!) всевозможных писем, предупреждений уведомлений и предписаний. Целый штат в надзорном органе только и занимается этой бесконечной рутиной – по сей день. И чем дальше – тем больше претензий к банку, который не имеет ликвидности для обслуживания своих обязательств перед клиентами.

С АО «Capital Bank Kazakhstan» — та же самая история, один-в-один.

Но это не помешало единственному акционеру уже во второй (!) раз утвердить с регулятором новый план мероприятий по восстановлению своевременного и полного обслуживания клиентских платежей банков за счет средств акционера до 25 декабря 2020 года.

***

А теперь можно сравнить две ситуации: как быстро разделались с Астана Банком и как долго нянчатся с этими двумя. Чем объясняется столь разный подход? Не должен ли регулятор действовать бесстрастно, вне зависимости от того, кому принадлежат банки? Или для того, чтобы отозвать лицензии у проблемных финансовых институтов, в Казахстане обязательно нужен политический пинок?

***

© ZONAkz, 2020г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.