QMONITOR.KZ. «Смогут ли казахи стать конкурентоспособными хотя бы в своей стране?» — Даже сейчас, на 30-м году независимости, часто можно услышать, что казахи в своей стране остаются самыми обездоленными: и процент безработных среди нас выше, чем среди представителей других этносов, и уровень жизни в целом ниже, и социальное самочувствие хуже. Время от времени осознание этого становится катализатором межнациональных конфликтов.
«Цитатник казахских «патриотов»: от «косяков» до фейков» — Недавно в одном из республиканских изданий было опубликовано интервью с культурологом и общественным деятелем Муратом АУЭЗОВЫМ, который имеет репутацию большого интеллектуала, знающего едва ли не все об отечественной культуре. Но уже первый прочитанный абзац заставил усомниться в том, что это действительно так, а заодно вспомнить другие случаи, когда представители «патриотически ориентированной» национальной интеллигенции, цитируя кого-то, в силу либо незнания, либо узости или тенденциозности своего мышления попадали впросак.
KAZVEDOMOSTI.KZ. Алтай КАРПЫКОВ — «Мартовские иды: как деградировала казахстанская оппозиция» — В марте очень кипучий, амбициозный и фатальный в своей бессмысленности Маргулан СЕЙСЕМБАЙ заявил о том, что завязывает с политической деятельностью – прекращает спонсировать политические проекты – и станет культурным экологом (будет заниматься проблематикой культуры и экологии). Такой матерый человечище заявил о сложении с себя полномочий политического лидера, а многие даже понятии не имели, что он им был… Возможно, мартовское политическое обострение у Маргулана Сейсембая не последнее и он еще порадует публику новыми проектами на общественном и информационном поле. И пусть они, как всегда, окончатся ничем, но хоть кто-то заработает деньжат и в целом будет весело.
365INFO.KZ. «Что скрывается за желанием госдепа финансировать проекты USAID в Казахстане?» — На днях в казахстанском сегменте интернета распространилась серия публикаций о планах Госдепартамента США выделить $1,5 млн на продвижение прав человека и поддержку развития демократии в Казахстане. Ряд экспертов уже успели прокомментировать эту новость в популярном ключе: финансирование нацелено на раскачку внутриполитической ситуации в Казахстане. Однако, как это часто бывает, реальность сложнее стандартных представлений, и если более подробно посмотреть на ситуацию, мы сможем увидеть несколько интересных тенденций.
IA—CENTR.RU. «Десант Генпрокуратуры Казахстана, или зачем «ушли» Шпекбаева?» — На прошлой неделе произошла неожиданная перестановка в силовом секторе Казахстана. Указом президента Касым-Жомарта ТОКАЕВА Алик ШПЕКБАЕВ освобожден от должности председателя Агентства Республики по противодействию коррупции (Антикоррупционной службы). Вместо него назначен заместитель генерального прокурора Марат АХМЕТЖАНОВ. Для Казахстана, у которого кадровая политика в верхах всегда следовала принципу тасовки колоды приближенных и глубинных «элитных» процессов, именно этот ход оказался неожиданным. Поэтому причина назначения видится только одна – курс на технократию, способствующую достижению мировых стандартов в уголовном праве.
TIME.KZ. «Ахметжанов вместо Шпекбаева» — Коррупционеры прогрессируют и развиваются. И антикор не должен отставать, поэтому туда, видимо, и назначили нового руководителя. Тем более что Марат АХМЕТЖАНОВ, хоть и сделал карьеру в органах прокуратуры, с коррупцией тоже успел побороться, работая в финансовой полиции и возглавляя один из региональных департаментов агентства. Опыта у него достаточно, но достаточно ли новых идей? Старые проверенные методы с прослушками и слежками дают неплохой результат, однако проблему целиком не решают.
«Кому закон предписан» — Кулуарно обсуждать и принимать законы госорганы больше не смогут даже при большом желании. Их обязали громогласно объявлять всему гражданскому сообществу о предлагаемых поправках, вступать с населением в дебаты, а также объяснять новеллы не заумным и формальным, а человеческим языком.
«Когда диагноз – халтура» — Введение системы обязательного соцмедстрахования, в рамках которого казахстанцы должны сами платить за поддержание своего здоровья в надлежащем виде, и увеличение финансирования сферы здравоохранения пока не привели к должному уровню медобслуживания населения. Врачебные ошибки и откровенная халатность эскулапов повторяются с пугающей частотой. Отрасли явно не хватает не только квалифицированных, но и, что крайне немаловажно, ответственных кадров.
NOVGAZ.COM. ««Товарищи ученые, кончайте поножовщину»…» — В очередной раз республика отметила День науки, координирующем центром которой когда-то была Академия наук. Созданная великим САТПАЕВЫМ, казахстанская Академия занимала третье место среди союзных республик вслед за Россией и Украиной. Но после развала Союза мощный когда-то штаб науки превратился в рядовую общественную организацию, никак не влияющую на положение дел в этой самой науке. Нынешние молодые ученые, наверное, не знают, как и почему это случилось, тем более что происходящее тогда напоминало то фарс, то трагедию, а то и настоящий детектив…
CARAVAN.KZ. «Электрический шок: насколько беднее станут казахстанцы из-за роста тарифов на электроэнергию» — Первого апреля в стране был пересмотрен тариф на производство электрической энергии, в среднем он вырос на 15 процентов. 37 энергопроизводящих компаний из 45 повысили цены. В профильном министерстве объяснили, что иного пути не было: энергопроизводящие компании оказались в долговой яме. Их задолженность перед угольными разрезами составила около 2 миллиардов тенге, а перед газовыми предприятиями – в 2 раза больше. В министерстве энергетики расплывчато сообщили, “что это совсем не обязательно отразится на кошельке рядовых казахстанцев”. Но так ли это? Не спровоцирует ли повышение тарифа скачок инфляции? И был ли другой путь?
EXCLUSIVE.KZ. «Фонд «Қамқор Жүрек» — нравственная пощечина государству и бизнесу» — Виктория ШАРБОНУ: «Я знаю, что когда-то казахи приняли депортированные народы, делились с ними последним. А еще говорят, что в степи не было сирот. А теперь деньги на детские площадки воруют… Что случилось с казахами? Ведь они хорошие люди. Может, они не могут простить себе свои грехи, и я им напоминаю об этом?». Этот вопрос с горечью задает то ли самой себе, то ли нам Виктория Шарбону, один из основателей общественного фонда Қамқор Жүрек — семейного дома в Таразе. До недавнего времени он почти полностью содержался на деньги обычных американцев, что, если называть вещи своими именами, является нравственной пощечиной нашему обществу.
«Почему мы готовы жить уже даже в Африке, но только не на родине?» — Даже в коронакризисный год из Казахстана выехало почти 30 тысяч человек. Вот уже пять лет количество «голосующих ногами» стабильно растет, а количество прибывших стабильно падает. При этом уезжают технари, экономисты и педагоги – специалисты, дефицит которых ощущается все более явно. «Я больше не хочу возвращаться в Алматы. В Нигерии мне комфортнее, чем дома. По крайней мере, не нужно больше работать на трёх работах, чтобы еле-еле свести концы с концами», — сказала учительница английского из Алматы, уехавшая в поисках работы по специальности на другой континент и ставшая там второй женой «крутого» мужчины.
AZATTYQ.ORG. ««Лоббирование личных интересов». Зачем предприниматели бросили вызов акиму» — В Восточном Казахстане несколько предпринимателей обвинили руководство региона в принятии «губительных» для государства решений. Акимат во главе с политическим тяжеловесом Даниалом АХМЕТОВЫМ этот вызов публично не прокомментировал. Что стоит за редким для казахстанских реалий случаем, когда бизнес перешел в открытое противостояние с властью?
««Правосудия нет». Жертва попытки похищения не может призвать обидчиков к ответу» — 27-летней Аружан (имя изменено по ее просьбе) из Алматинской области в июле прошлого года чудом удалось избежать похищения. Случайный свидетель, заметивший на дороге плачущую девушку в окружении четырех мужчин, позвонил в полицию. Аружан с прошлого года пытается привлечь к ответственности парней, пытавшихся увезти ее силой, но в полиции говорят, что не видят в произошедшем состава преступления. Девушка рассказала Азаттыку свою историю.
LITER.KZ. «Криминалист: Самый трудный рабочий день – это когда три убийства за смену» — Работа криминалиста обычно начинается не в квартире с трупом, а со двора. О том какие улики обычно ищут на месте преступления и как обезвредить террориста с гранатой, рассказал корреспонденту старший криминалист полиции Нур-Султана Талгат БАЛГАБАЕВ.
***
© ZONAkz, 2021г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.