Нур-Султан. 17 ноября. КазТАГ – Суд Бельгии отменил вынесенное в пользу молдавских олигархов Анатола и Габриэля Стати решение по $530 млн Национального фонда Казахстана, сообщает пресс-служба министерства юстиции Казахстана.
«16 ноября 2021 года Апелляционный суд Бельгии вынес тщательно взвешенное решение, что Стати участвовали в масштабной мошеннической схеме, которая ввела в заблуждение не только арбитражный трибунал, но и шведские суды во время разбирательств по аннулированию арбитражного решения. По мнению суда данная мошенническая схема оказала непосредственное влияние на выводы арбитражного трибуналакасательно ответственности и вопросов по ущербу. На этом основании Апелляционный суд полностью отменил решение суда низшей инстанции о признании и исполнении арбитражного решения на сумму $530 млн», — говорится в распространенном в среду сообщении.
Как заявили в минюсте, это решение апелляционного суда приведет к отмене временного ареста активов на сумму более $530 млн, принадлежащих Национальному фонду Казахстана, которые хранятся в BankofNewYorkMellon.
«Стати совершили действия, которые квалифицируются как мошенничество и обман», — постановил бельгийский суд, отмечая, что «эти мошеннические и вводящие в заблуждение действия оказали значительное влияние на арбитражное решение», и что без этих действий Стати арбитражное решение «не было бы вынесено таким образом, каким оно было вынесено».
В частности, апелляционный суд постановил, что следующие действия Стати были мошенническими и вводящими в заблуждение:
• Стати обманули своих внешних аудиторов KPMG во время составления аудиторских отчетов по финансовой отчетности своих компаний, участвующих в проекте в Казахстане – TristanOil, ТОО «Казполмунай» и ТОО «Толкыннефтегаз»;
• Стати узаконили фальсифицированную финансовую отчетность в арбитраже, опираясь на аудиторские отчеты, которые были «отозваны» KPMG в августе 2019 года, так как «не следует доверять» этим отчетам;
• Стати получили возмещение ущерба в арбитраже на основании индикативного предложения, которое, как они знали, было основано на фальсифицированной финансовой отчетности их собственных компаний;
• Стати не раскрыли в арбитраже истинный статус компании Perkwood, которой они владели, но ложно представили в ходе арбитража в качестве независимой третьей стороны, являющейся основным поставщиком оборудования для их проекта в Казахстане;
• Нераскрытие этой информации явилось результатом целенаправленной схемы обмана со стороны Стати, которые манипулировали затратами на строительство газоперерабатывающего завода в Казахстане, и теперь KPMG подтвердила, что это упущение является существенным искажением;
• Стати опирались в арбитраже на документы, которые, как недавно подтвердил их бывший финансовый директор Артур Лунгу, были фактически ложными, включая финансовые отчеты, отчет о комплексной проверке KPMG и информационный меморандум;
• Стати также настаивали в арбитраже на предполагаемой «достоверности» их финансовой отчетности, чтобы продемонстрировать существование и законность их инвестиций в Казахстане, и что они были проверены аудиторской компанией «Большой четверки», не раскрывая, что они были обмануты.
«На этом основании Апелляционный суд заявил, что теперь ясно, что арбитражный трибунал при принятии решения «опирался на доказательства, которые, как теперь известно, являются неточными и существенно искаженными». Как установил Апелляционный суд эти ложные доказательства «оказали влияние на арбитражное решение, как на этапе оценки причинно-следственной связи между ответственностью Казахстана и ущербом, так и на этапе оценки суммы ущерба, заявленного Стати», — добавили в минюсте.
Что касается причинно-следственной связи, апелляционный суд постановил, что «бесспорно», если бы арбитры были осведомлены о том, что представленные Стати документы, основывались на финансовых отчетах, содержащих существенные неточности, Республика могла бы подать документы и материалы по данным вопросам в ходе арбитража. Соответственно, суд постановил, что «доказательства и документы, обнаруженные после вынесения арбитражного решения, сыграли бы ключевую роль на исход арбитража».
«Вследствие уловок Стати в сокрытии информации, арбитры были введены в заблуждение. Они не смогли установить реальное финансовое положение Стати, которое было необходимо для вынесения решения по делу. Решение арбитров было основано на ложной информации, которая не отражает реального положения компаний Стати», — приводит казахстанское ведомство высказывание бельгийского суда.
В результате, суд считает, что «из-за неточных и сфальсифицированных заявлений Стати и того факта, что они скрыли многочисленные доказательства в ходе арбитражного разбирательства, Казахстан был лишен права быть заслушанным по данному основному вопросу».
«Суд пришел к выводу, что все собранные доказательства после вынесения Арбитражного решения, «вне всяких сомнений демонстрируют мошенническое поведение Стати». Суд также установил, что «инвестиции Стати в Казахстан были вложены с недобросовестными намерениями» и что «спор, который рассматривался в арбитражном суде, не отражал реальные факты». Таким образом, в исполнении арбитражного решения было отказано, а предыдущее решение о приведении в исполнение было аннулировано. Также, Стати должен будет выплатить расходы, понесенные Республикой Казахстан», — сказано в сообщении.
Судебное подтверждение того, что Стати «умышленно ввел в заблуждение» суды Швеции, рассматривавшие аннулирование арбитражного решения апелляционный суд Бельгии также рассмотрел и «отклонил ложное требование, неоднократно подаваемое Стати во время процесса в Бельгии, что суды Швеции уже отклонили заявления Республики по фактам мошенничества в ходе предварительного судебного производства об отмене арбитражного решения».
«Выдвигая ложное заявление, Стати в первую очередь опирался на решение от декабря 2016 года, которое было получено в Швеции, об отказе отменить арбитражное решение.
Отклоняя иск Стати, апелляционный суд прямо постановил, что Стати «умышленно ввел в заблуждение» суд Швеции во время судебного производства об аннулировании арбитражного решение. Суд также установил, что ключевые доказательства мошенничества Стати, в том числе решение КПМГ от августа 2019 года об отзыве всех аудиторских отчетов по фальсифицированной финансовой отчетности Стати, не были доступны во время судебного производства об аннулировании в суде Швеции: Суд Швеции «не приняли во внимание Решение КПМГ «отозвать» аудиторские отчеты, поскольку в то время данная информация не была известна. Они также не приняли во внимание ложную информацию со стороны Стати, который умышленно вводил в заблуждение Суд Швеции и заведомо этим не позволял судам вынести решение на основе всей имеющиеся информации и доказательств», — добавили в минюсте.
Судебное подтверждение того, что ни один другой суд не отклонил дело Республики о мошенничестве.
Апелляционный суд также отклонил еще одно ложное утверждение Стати о том, что другие суды уже отклонили дело Республики о мошенничестве по существу. Апелляционный суд сделал ряд критических выводов в отношении данного дела:
• Стати скрыли доказательства от всех судов до принятия решения КПМГ в августе 2019 года отозвать аудиторские отчеты;
• В Англии Высокий суд постановил, что имеются достаточные доказательства того, что арбитражное решение было получено обманным путем. Как установил английский суд, Стати прекратили разбирательство в Англии во избежание риска того, что исход полного судебного разбирательства будет против них и в пользу Казахстана;
• В Люксембурге решение апелляционного суда от 19 декабря 2019 года, на которое ссылался Стати, было отменено кассационным судом Люксембурга на основании решения от 11 февраля 2021 года. Впоследствии окружной суд Люксембурга постановил приостановить производство по делу о наложении ареста на основании уголовного расследования в отношении действий Стати. Если совершение преступных действий Стати будет подтверждено, это непременно повлияет на судебное производство;
• В Нидерландах государственный прокурор Верховного суда Нидерландов рекомендовал отменить решение суда Нидерландов от 14 июля 2020 года, по которому было предоставлено право принудительного исполнения арбитражного решения;
• Решение о принудительном исполнении в США не учитывает мошеннические действия Стати, которые были обнаружены только в 2019 году. При рассмотрении иска РК на основании Закона США «О борьбе с организованной преступностью и коррупцией», суды США также не рассмотрели новые элементы мошенничества, которые были обнаружены только в 2019 году;
• В Италии решение апелляционного суда Рима касается только процедурных моментов признания арбитражного решения и подлежит обжалованию в кассационной инстанции.
«Апелляционный суд Бельгии также подчеркнул, что решение, вынесенное ранее в июне 2021 года в рамках процесса по временному аресту было лишь предварительным решением, в котором не были полностью учтены доказательства. Стати неправильно утверждали обратное, и это было прямо отклонено апелляционным судом, который подчеркнул, что решение от 29 июня 2021 года не имеет отношения к апелляции на приведение в исполнение арбитражного решения», — говорится в сообщении.
Как подчеркнули в минюсте, установив, что арбитражное решение было получено путем обмана, апелляционный суд постановил, что заявление Республики Казахстан об отмене порядка приведения в исполнения данного решения является обоснованным.
«Таким образом, суд полностью отменил постановление об исполнении арбитражного решения от 11 декабря 2017 года. Отказ в исполнении арбитражного решения означает, что решение не имеет юридической силы и считается недействительным. Как следствие, принудительные меры, принятые Стати, будут отменены, в том числе, временный арест на активы Национального фонда Казахстана в размере $530 млн, находящихся в BankNewYorkMellon», — сказано в сообщении.
По мнению казахстанской стороны, «решение Брюссельского апелляционного суда свидетельствует о том, что Стати больше не смогут избежать тщательного изучения их мошеннических действий».
«В отличие от судов в Швеции, которые были введены в заблуждение Стати на основании фальсифицированных документов, Брюссельский апелляционный суд получил новые существенные доказательства, демонстрирующие обман и мошенничество Стати при получении арбитражного решения. (…) Благодаря этой новой победе Республика Казахстан продолжит защищать верховенство закона и интересы казахстанского народа. Мошенничество в бухгалтерском учете и отмывание денег являются серьезными преступлениями, затрагивающими все дело, в котором замешаны стороны Стати, а также их сообщники, Дэниел Чепмен и его группа компаний ArgentemCreek. Недопустимо, когда судебная система используется в незаконных целях», — заключили в минюсте Казахстана.
Напомним, молдавские олигархи Анатол и Габриэль Стати подали судебные иски против Казахстана в 2010 году по обвинению в рейдерском захвате их собственности – казахстанская сторона обвинения отрицает. Вместе с тем, обслуживающий активы Национального фонда банк-кастодиан Bank of New York Mellon заморозил активы Национального фонда Казахстана на сумму $22 млрд в декабре 2017 года. Минюст Казахстана в апреле 2020 года заявил, что сумму арестованного имущества удалось снизить до $530 млн.
В ночь на 1 июля представители Стати заявили КазТАГу, что Бельгийский суд поддержал заморозку $542 млн активов Нацфонда, уточнив, что все активы Казахстана, по которым молдавские олигархи выдвинули претензии по всему миру, оцениваются в $6,25 млрд.