Нур-Султан. 22 ноября. КазТАГ – Авиатопливо в Казахстане одно из самых дорогих в мире и причиной могут быть хищения, сообщает КазТАГ.
На прошлой неделе аэропорт Алматы подтвердил информацию агентства КазТАГ, что может приостановить заправку транзитных грузовых рейсов. Принимая во внимание, что треть расходов авиакомпаний приходится на закуп авиатоплива, можно предположить, что это непременно отразится на стоимости билетов. В преддверии новогодних праздников это будет «приятным сюрпризом» для пассажиров.
В октябре авиакомпании и крупные аэропорты не имели подтвержденных объемов на ноябрь. О том, что отмечается серьезный дефицит топлива на внутреннем рынке, открыто заявлял и глава государства.
Для стабилизации сложившейся ситуации авиационная отрасль Казахстана вынуждена импортировать из России значительные объемы авиакеросина. С учетом транспортировки стоимость авиатоплива в Казахстане значительно выше мировых, и практически одна из самых высоких.
Как сообщал ранее КазТАГ, АО «Национальная компания «КазМунайГаз» в оценке стоимости авиатоплива ориентируется на отраслевой обзор информации «Argus Рынок Каспия». Редакция решила сравнить текущую стоимость авиатоплива, какие либо комментарии излишни:
— если на начало 2021 года цена на авиатопливо в Казахстане была ниже среднемировой на 25% (около 400$ в Казахстане и около 500$ в Европе), то к концу октября цены в Казахстане уже превышают мировой уровень на 17% (около 900$ в Казахстане);
— как выяснил КазТАГ, стоимость авиакеросина в Европе составляет порядка 720$ за тонну, в Китае 750$ за тонну, в России 710$ за тонну, в Кыргызстане 750$ за тонну, а в Узбекистане 800$ за тонну.
«Признаться, сложно, понять рыночную причину такой дороговизны топлива. У нас оно дороже, чем в странах без НПЗ и нефтяных месторождений. Можно предположить три возможные причины. Первая – высокие технологические потери на НПЗ. Обычно потерями прикрывают хищения. Вторая – длинная цепь посредников. Третья – сговор между закупщиками и продавцами. У нас сложился дефицит скорее всего потому что когда у нас было дешевое топливо, наши НПЗ заключили долгосрочные контракты с соседями, чтобы поставлять им топливо. Можно предположить сговор и вероятно легко доказать его, если бы сделки были прозрачными. А так, мы, конечно, вынуждены гадать об истинной причине дороговизны. Правило «буравчика» в случаях непонятного повышения цен – кто-то ворует», — прокомментировал агентству КазТАГ ситуацию на рынке известный финансовый консультант Расул Рысмамбетов.
Отметим, что 19 ноября агентство по финансовому мониторингу отчиталось о завершении досудебного расследования по делу о хищении более 63 тыс. тонн авиатоплива. Следствию удалось довести дело до суда, однако в итоге суд решил оставить преступников на свободе, несмотря на доказательства их вины.
Напомним, 21 октября КазТАГ опросил ряд крупных игроков авиационного рынка касательно ситуации с дефицитом авиатоплива и выяснил, что в аэропорту Нур-Султана запасов топлива осталось менее чем на 10 дней. Критической назвала ситуацию с топливом и авиакомпания Air Astana. Руководство аэропорта Караганды, комментируя ситуацию, отметило, что дефицит авиакеросина носит регулярный характер, подробно изложив свое видение причин нехватки авиатоплива. При этом, аэропорт Караганды закупает авиатопливо по Т400 тыс. за тонну. «КазМунайГаз» в оценке стоимости авиатоплива сослался на отраслевой обзор зарубежного СМИ, заявив, в Казахстане оптовая цена на авиатопливо крупных поставщиков нефти составляет Т229 тыс. за тонну.
Вместе с тем, о том, что в Казахстане наблюдается дефицит авиатоплива, КазТАГ сообщил еще 20 октября, а за два дня до этого – 18 октября редакция обратилась за комментариями касательно ситуации в министерство энергетики. Спустя неделю с момента обращения, ответ от минэнерго на тот запрос КазТАГ так и не получил и направил новый запрос в связи с тем, что крупнейшие аэропорты Казахстана ограничили заправку самолетов из-за дефицита авиатоплива. Ответ минэнерго, и то, охватывающий только ситуацию в аэропорту Нур-Султана, был получен 27 октября – лишь после того, как вышел соответствующий материал. 28 октября минэнерго дополнило свой комментарий, отказавшись признать угрозу срыва авиасообщений из-за дефицита авиаГСМ. В этот же день авиакомпания SCAT заявила, что в трех городах ситуация с авиаГСМ дошла до пика и предупредила, что возможен рост цен на авиабилеты. Позднее ситуацию прокомментировали и в министерстве индустрии и инфраструктурного развития, однако там, как и в минэнерго, отказались признать угрозу срыва авиасообщений.
28 октября информированный источник КазТАГ сообщил, что в правительстве Казахстана и НПП «Атамекен» озаботились
29 октября президент Касым-Жомарт Токаев раскритико
«В свое время мы отказались от ценового регулирования нефтепродуктов, но это не значит, что все должно быть пущено на самотек. Может быть регулирование стоит вернуть, раз рынок работает только для себя, а не для граждан. Я поручаю администрации президента, привлекая, в случае необходимости, правоохранительные органы, разобраться в причинах возникновения дефицита и предложить пакет системных мер по реформированию отрасли», — сказал 4 ноября Токаев.
В министерстве энергетики, комментируя 10 ноября поручение Токаева, заявили, что в этом вопросе «нельзя просчитаться и допустить принятия опрометчивых решений».
16 ноября источник КазТАГ, знакомый с ситуацией, сообщил, что аэропорт Нур-Султана приостановил заправку грузовых самолетов. К вечеру поступили сведения об ограничении заправки авиационным топливом рейсов с технической посадкой в аэропорту Алматы. Позднее в ответ на запрос агентства КазТАГ в воздушной гавани южной столицы подтвердили эту информацию и не исключили возможность ввода ограничений. Еще позже информацию об ограничениях подтвердили и в столичном аэропорту, но опровергли отсутствие авиатоплива.