«Главный соперник Токаева – графа «против всех», хотя их голоса не будут учитываться

Сетевые СМИ о выборах президента РК

Андрей ЧЕБОТАРЕВ – «Палитра идей в программах кандидатов в президенты Казахстана» — Состав претендентов на главную должность страны в политическом отношении выглядит следующим образом:

1) Касым-Жомарт Токаев, чья поддержка Народной коалицией в составе трех парламентских партий и группы общественных организаций обуславливает его статус надпартийного кандидата;

2) Жигули Дайрабаев и Нурлан Ауесбаев, баллотирующиеся от лояльной к властям Народно-демократической патриотической партии «Ауыл» и оппозиционной Общенациональной социал-демократической партии соответственно;

3) Мейрам Кажыкен, выдвиженец от Содружества профсоюзов «Аманат» и одновременно лидер инициативной группы по созданию партии «Yntymaq»;

4) Каракат Абден и Салтанат Турсынбекова, беспартийные представительницы прекрасной половины населения страны.

Все это нашло свое отражение в многообразии взглядов и идей, представленных в предвыборных программах кандидатов. В центре внимания казахстанской и международной общественности находится программа действующего президента страны, чья реализация способна повлиять на ситуацию в основных сферах жизни общества и государства. Вместе с тем интересными являются отдельные идеи и предложения его коллег по избирательной кампании, которые могут быть, так сказать, взяты на вооружение руководством страны.

Прежде всего, только у Мейрама Кажыкена и Каракат Абден программы имеют названия: «Основа процветания – единение» и «Я знаю, что нужно семье, обществу и Родине!» соответственно. У остальных кандидатов данный документ фактически акцентирует внимание электората на персоне каждого из них. При этом партийная принадлежность обозначена лишь у представителя социал-демократов…

В целом, общее содержание и тональность программ большинства кандидатов в президенты РК показывают фактическое отсутствие какого-либо оппонирования их друг другу. С одной стороны, этому способствует общее видение в решении различных вопросов. С другой стороны, налицо отдача данными кандидатами приоритетов в пользу различных сфер приложения их личных и профессиональных интересов. Оппозиционный же стиль максимально присутствует в программе кандидата от ОСДП Нурлана Ауесбаева.

Содержание предвыборных программ также позволяет определить следующие категории избирателей, которым они адресованы:

  1. Касым-Жомарт Токаев: общенациональная повестка, ориентированная практически на все слои и группы населения страны.
  2. Нурлан Ауесбаев: ориентация на протестный электорат.
  3. Жигули Дайрабаев: ориентация на жителей сельских населенных пунктов и работников АПК.
  4. Мейрам Кажыкен: ориентация на наемных работников, представителей малого и среднего бизнеса.
  5. Каракат Абден: ориентация на женщин, молодежь и пенсионеров, причем преимущественно из числа представителей коренного этноса.
  6. Салтанат Турсынбекова: ориентация на представителей малого и среднего бизнеса, молодежь и социально уязвимые слои населения.

Таким образом, всем претендентам на главную должность страны есть, что сказать своим потенциальным избирателям. Остается активно проявить себя в процессе агитационной деятельности, чтобы донести положения своих программ до как можно большего количества сограждан.

Амиржан КОСАНОВ – «О демократии — ни слова!» — Заметки на полях предвыборной программы кандидата Токаева.

Внимательно ознакомился с документом. В целом, достаточно вменяемый и удобоваримый текст. Обозначены актуальные проблемы жизни страны, из чего следует, что декларируемый президентом принцип «слышащего государства» в определенной степени работает. Хотя временами создается впечатление, что государство (то есть, чиновничество) желает слышать то, что ему удобно, ибо наиболее острые, местами неприятные для власти проблемы не нашли свое отражение в программе.

Пройдемся по тексту. Отрадно, что первый раздел «Справедливое государство» начинается с главы «Политическая модернизация». После 30-летнего засилья лозунга «Сначала экономика, потом – политика» такой многообещаюший разворот заслуживает одобрения.

Однако жаль, что начинается этот раздел не с Человека и Гражданина, а с… государственного аппарата (!). Есть в этом что-то от Фрейда: такое ощущение, что чиновники хотели увековечить себя любимых и подать соответствующий сигнал обществу: мы тут главные!..

Конкретики требует и тезис — «Справедливый Казахстан, в первую очередь, подразумевает честное правосудие». Президенту ли не знать, как формируются списки претендентов на судейские должности? А почему бы гражданам их не избирать?

«Президент, избираемый на однократный семилетний срок, будет равноудален от всех общественно-политических сил». Но пока этого не чувствуется. Похоже, наоборот — всесильная бюрократия заключает президента в свои крепкие объятия: все меньше с его стороны острой (главное, персональной) критики в адрес подчиненных, да и поездки в регионы проходят по старому, потемкинско-назарбаевскому сценарию…

«Главные ценности Справедливого Казахстана – его Независимость, территориальная целостность, унитарность, единство, патриотизм, трудолюбие, семейные ценности, история, народные традиции». А где демократические принципы, права человека, свобода слова, сменяемость и подотчетность власти обществу? Примечательно, что защита прав граждан рассматривается в одноименной главе исключительно через призму их отношений с правоохранительными органами! А про демократию в программе Токаева не упоминается ни разу.

«Преобразования такого исторического размаха требуют консолидации нации и усилий каждого из нас». К понятию «каждый из нас» относятся и те граждане, которые критически настроены к власти. Ибо чтобы поддержать благие начинания не обязательно петь осанну очередному президенту и создавать новый культ его личности. И чем раньше кандидат-президент поймет это, и превратит честных и неравнодушных граждан, которые не по разнарядке сверху или желая добиться каких-то преференции, искренне хотят перемен, в своих сторонников, тем реальнее будет построение Нового Казахстана.

«Данияр Ашимбаев: «Токаев олицетворяет и власть, и альтернативу власти»» — После январских событий власти #Казахстан’а объявили курс на ускоренную демократизацию. Важнейший ее элемент – семилетнее ограничение президентских полномочий, с запретом на переизбрание. Плоды реформ казахстанцы смогут ощутить после досрочных выборов – в которых, что примечательно, впервые в истории страны участвует кандидат от ОСДП, считающейся оппозиционной партией. Говорит ли происходящее о реальной демократизации в Казахстане? Об этом Ia-centr.ru поговорил с политологом Данияром АШИМБАЕВЫМ.

Понятно, что главным кандидатом является Касым-Жомарт Токаев, реальных оппонентов у него нет. Я говорю не столько о нынешних выборах, на которых кандидатов вроде как достаточно. А о наличии некоего контр-президента, который был бы известен еще до электорального процесса. В свое время мы знали, что есть Серикболсын Абдильдин – лидер Компартии, есть Жармахан Туякбай – лидер ЗСК (движения «За справедливый Казахстан» – оппозиционной коалиции в РК середины 2000-х – Ред.). Было понятно, что они будут баллотироваться в президенты при первой же оказии. Сейчас же по этой теме с начала года – полная тишина.

Если помните, до январских событий шли обсуждения, что есть некие элитные группировки, которые могли бы бросить Токаеву вызов на выборах 2024 года. Но после января никакой контрэлиты у нас, по сути, не осталось. Как, впрочем, и серьезной оппозиции в элите. Есть отдельные фигуры, более-менее популярные, но никто из них на президентство не претендует.

Понятно, что в условиях отсутствия реальной альтернативы интриги на выборах быть не может. И набор кандидатов в президенты при отсутствии «главного оппозиционного кандидата» – это своего рода субкультура. Люди варятся в своем соку, делают какие-то заявления, но они мало кому интересны. В отличие от предыдущих выборов, когда власть заранее подготовила «главного кандидата от оппозиции» в лице Амиржана Косанова, в этот раз никто напрягаться не стал…

Вопрос «кого считать оппозицией» уже давно стал академическим. Понятно, что для активистов бывшего ДВК сегодняшняя ОСДП – это не оппозиция. Для самой ОСДП «не оппозиция» – это «Ак Жол» и НПК, что считаются парламентской оппозицией по закону. Последние 20 лет у нас все друг друга обвиняют: «Вы не настоящая оппозиция, а мы настоящая». От «Ак Жола», кстати, пользы намного больше, чем кажется критикам…

Протестность и политизация протестности – это немного разные вещи. Классический пример – январские события. Многие упорно хотят видеть в них «народное восстание против режима». Но понятно, что какой бы ни была протестность, в январских событиях четко прослеживается организационный элемент, за которым стояли спецслужбы и оргпреступность. Да, протестная часть вышла на улицы. Но только после того, как для нее все приготовили – в организационном, финансовом, медийном плане. Сейчас протестность тоже имеется, но она не ярко выраженная. Даром что цены растут, как на дрожжах.

При этом Токаев благодаря реформам закрепил за собой статус альтернативы самому себе же, как власти. То есть, он сейчас олицетворяет и сильную власть, и реформы, направленные на ее улучшение. А это две основные ипостаси, востребованные электоратом.

Протестный электорат сейчас находится в замешательстве, не понимая, за кого ему следует голосовать. Да, есть графа «против всех», но как она сработает – неизвестно. Я думаю, что другие кандидаты, желающие обыграть власть, в конечном итоге будут конкурировать именно с этой графой.

У Токаева, надо честно признать, сейчас нет противников ни за пределами Казахстана, ни внутри страны. Поэтому дискредитировать его выборный процесс или срывать его никто не будет. А имеющаяся протестность частично выльется в нежелание голосовать, частично – в графу «против всех». Плюс, из пяти кандидатов, может быть, кто-то получит незначительную долю голосов.

Петр ТРОЦЕНКО – ««Выборы как фарс». Кандидаты доят и подковывают лошадей, поют песни и ходят по приютам» — Предвыборная кампания в Казахстане находится хронологически «в самом разгаре», но де-факто на политическом поле, как кажется, не происходит ничего масштабного. На улицах нечасто увидишь агитационные плакаты кандидатов, а информация об электоральной гонке появляется на новостных сайтах так редко, что ее можно не найти среди других публикаций. С чем связана низкая активность и почему эксперты, с которыми поговорил Азаттык, проводят параллели между предстоящими выборами и срежиссированной постановкой?

Что обычно делают соперники на выборах во время ожесточенной борьбы за высший государственный пост в развитых демократиях? Пытаются преподнести себя в выгодном свете, представляют свою программу, обещают изменения к лучшему, бьют по слабым местам оппонентов, встречаются с избирателями — в общем, борются за каждый голос.

Что происходит в Казахстане за две с половиной недели до президентских выборов? Кто-то из претендентов занимается дойкой кобылиц, другой подковывает лошадь, третий поет песни на опытной станции по разведению племенных животных. Ни один оппонент действующего президента не критикует того, с кем собирается «соперничать».

Если пройти по самым оживленным улицам Алматы, где на обочинах едва ли не через каждую сотню метров установлены рекламные баннеры, а на стенах и заборах болтаются разнообразные афиши и объявления, вряд ли вам сразу же попадется на глаза агитационный баннер с каким-нибудь кандидатом в президенты. Чаще всего встречаются сине-белые баннеры, призывающие казахстанцев проявить гражданскую сознательность и прийти на участки 20 ноября.

Николай КУЗЬМИН — «Главный соперник Токаева – графа «против всех»» — Как мы уже писали, Касым-Жомарт Токаев формирует новый политический режим, то есть обновляет правила игры на политическом поле, а также подбирает игроков, способных по новым правилам играть. Поэтому и сам электоральный процесс, и его участники – это важный элемент того политического ландшафта, который Акорда сегодня обозначает как Новый Справедливый Казахстан.

Что касается участников, то для них выборы – это шанс шагнуть в большую политику, в парламент или на госслужбу. Для этого им надо доказать, что они отражают интересы значительной части народа. Таким образом, на предстоящих выборах важно не то, кто победит, а то, как электорат (голосующий народ) отреагирует на программы и агитационные кампании всех участников. Почему это важно?

Реальную угрозу действующему президенту представляют не его соперники, а графа «против всех» и низкая явка. При этом свой отказ от участия в выборах и голосование против всех люди обычно объясняют тем, что выбирать не из кого, нет таких кандидатов, которые представляли бы их интересы. Поэтому важно, чтобы кандидаты могли предложить избирателю достаточно широкий выбор тезисов, лозунгов и практических шагов, отличных от тех, которые содержит программа Касым-Жомарта Токаева.

Петр СВОИК – «Выборы пройдут, а выбор останется» — Мы с вами живем в лучшем из миров. вокруг Казахстана происходят события, ранее немыслимые и невероятные, у нас же все спокойно и предсказуемо, начиная с результатов предстоящих президентских перевыборов и заканчивая уверенно растущей инфляцией, что на фоне всех остальных потрясений нас тоже особо не волнует. Правительство, во всяком случае, по поводу стремительно растущих цен если и волнуется, то виду не показывает.

Впрочем, невероятные и ранее немыс­лимые эпизоды быстро переворачивающегося мира залетают и к нам, и это не только все более просачивающаяся в казахстанскую экономику инфляция доллара, то есть самой основы пока еще сохраняющегося миропорядка. Это и немыслимая попытка январского госпереворота: одна только картинка захваченного и сожженного акимата Алматы чего стоит. А ведь это то самое здание, которое строилось для размещения в нем ЦК Компартии Казахстана во главе с первым секретарем, и в нем же потом в разных крыльях находились президент со своим аппаратом и глава правительства со своим.

Так вот та январская драма-трагедия имела своим наполнением сугубо внутреннюю подоплеку, но ровно настолько же — и внешнюю. Разбирающимся в геополитике это видно отчетливо. И речь тогда шла ни много ни мало не просто о том, кто будет руководить страной, а о том, куда Казахстан пойдет далее. Так и сейчас, если по существу, речь идет о том же. Как о том же речь будет идти и после ноябрьских выборов.

Выбор дальнейшего пути Казахстана остается вопросом всего нашего кратко-, средне- и долгосрочного будущего. А потому стоит поразмышлять, почему этот остающийся подвешенным в не слишком определенном будущем выбор не очень, если откровенно, зависит от результатов наших казахстанских выборов, будь то выборы президентские или парламентские, в маслихаты или сельских акимчиков.

Тогда как в тех же США всего лишь промежуточных выборов в конгресс, назначенных на 8 ноября, мир ждет с придыханием — их результаты могут перевернуть всю геополитику.

***

© ZONAkz, 2022г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.