Назира ДАРИМБЕТ – «Про наследство Болата Назарбаева» — Болат Назарбаев находился в орбите уголовного дела по факту незаконного владения государственным имуществом, но из-за ухудшения его здоровья в последние шесть месяцев, межведомственная следственная группа не оглашала эту информацию, пишет DALA INSIDE со ссылкой на свой источник.
По данным этого источника, после смерти Болата Назарбаева прокуроры и Агентство финмониторинга активно взялись за «возврат имущества» брата первого президента государству. Компетентные органы якобы получили от представителей «Нового Казахстана» четкий сигнал – «действовать смело без оглядки на кого-бы то ни было». Поэтому неудивительно, если самым счастливым «наследником» Болата Назарбаева окажется государство.
А если говорить о наследниках по крови, то у Болата девять законнорожденных и около десяти незаконнорожденных детей. Среди них Нурбол и Ербол Назарбаевы – сыновья от первой жены, которые имеют больше прав и шансов на наследство, чем другие. По казахской традиции правоохранительные органы решили, по информации источника, не трогать никого, пока не пройдет 40 дней после смерти покойного. Затем государство примется активно за «дележку» богатств.
По информации источника канала, Болат Назарбаев якобы оставил завещание. Но по нему распределять наследство покойного должны лишь через 40 дней после смерти завещателя.
***
По проекту приказа министерства труда и социальной защиты населения РК, квота приема репатриантов на следующий год составила 2433 человек, на переселенцев внутри страны — 7050 человек, сообщает Qamshy.kz.
Согласно закону «О миграции» для людей по квоте оказываются такие меры поддержки, как:
— бесплатная адаптация и интеграция в специальных центрах;
— оказание медицинской помощи;
— обеспечение обучения в школьных и дошкольных, а также в средне-специальных учреждениях и вузах наравне с гражданами РК;
— обеспечение работой и социальной защитой наравне с гражданами РК.
В 2023 в Казахстан на историческую родину вернулось более 16 тысяч казахов, из них 1925 по квоте, напоминается в заметке.
***
Недавно казахстанцев стало 20 миллионов, более 70% – казахи, но при этом доля казахских дошкольных учреждений составляют 67%, а школ с казахским обучением – 51%. Это говорит о том, что количественное увеличение казахского населения не влияет на решение проблем казахского языка, пишет Nege.kz.
В комментарии изданию активист, заслуженный учитель Омир Шыныбекулы поднял проблему, связанную с тем, что школ с казахским обучением и смешанных почти равное количество.
«Это странно, большая часть населения Казахстана – казахи, а почти половина школ в стране на других языках. Сохраняя смешанные школы, Казахстан готовит для России сильных выпускников. Каждую весну представители российских вузов приезжают в наши школы и проводят вступительные экзамены среди лучших выпускников. И каждый год больше половины отличников поступают в российские вузы.
Думаю, нужно отказаться от трехязычия и перейти к обучению на казахском и английском, тогда нужда в русских школах уменьшится», — считает он.
В свою очередь главный редактор и учредитель казахоязычного сайта Arasha.kz Омиржан Абдихалык говорит, что казахские СМИ в Казахстане «не в фаворе». По его мнению, это напрямую связано с проблемой казахского языка:
«У нас до сих пор наблюдается верховенство русского языка, поэтому информация в основном, выходит, распространяется и потребляется на русском языке. Нужна поддержка казахскоязычным СМИ со стороны государства, она недостаточная».
***
Как рост насилия связан с исламизацией общества. Высказывание депутата мажилиса Азата Перуашева о том, что терпимость женщин к бытовому насилию тесно связана с исламизацией общества, вызвало неоднозначное мнение среди экспертов, пишет портал Stan.kz.
К примеру, известный имам Нурлан Байжигитулы считает, что ислам никак не мешает построению светского общества.
«Среди совершающих насилие мужчин немало неверующих, образованных казахов, как показал случай с Бишимбаевым. И думать, что ислам как-то мешает светскому обществу, это ошибка.
Ко мне почти каждый день обращаются люди за советом, за помощью, из них 30–40% — казахские женщины, которые терпят домашнее насилие. И думаю, это правильно, что женщины приходят в мечети к имамам. Они делают это ради потомства, ищут путь выхода для семьи, хотят разобраться в своей жизни», — сказал он в комментарии порталу.
Напомним, что депутат Азат Перуашев выразил мнение о причинах терпимости казахстанских женщин к домашнему насилию.
«Думаю, здесь вопрос не традиционных и семейных ценностей. 20-30 лет назад то поколение было более прогрессивным в своих взглядах на отношения. Сейчас это связано, наверное, с исламизацией в том числе, нам навязывают чуждые нам вещи. Не нужно апеллировать к светскому образу жизни и к законам, и чуть что бежать к имаму — это неправильно. Если мы хотим быть светским государством, нужно следовать законодательству», — сказал Перуашев.
***
Виктор МАЙЛИН – «Без харизмы нет акына!» — Считается, что казахское слово «акын» переводится на русский как «поэт». Это устоявшийся перевод, но здесь необходимы все-таки определенные примечания. Поэт – это писатель, чьи произведения создаются не прозой, а в стихотворной, чаще рифмованной форме. К тому же, когда мы говорим о писателях, что прозаиках, что поэтах, подразумевается такая сфера деятельности человечества, как литература, которая в свою очередь зиждется на письме, на книгопечатании. Корневое же акынство – это изначально устная, народная песенная поэзия у киргизов и казахов. Которая только со временем, с обретением письменности этими народами стала фиксироваться на бумаге, ну а теперь в «цифре».
В советское время, когда уже была что называется профессиональная казахская литература во всех жанрах, именно старинное акынство, пиком проявления которой были айтысы, основательно возродилось на рубеже распада СССР и обретения Казахстаном суверенитета. Здесь нельзя не упомянуть Журсуна Ермана. Как в свое время писало одно московское электронное издание про этого человека: «Он по праву считается не только великолепным казахским поэтом, литератором но, и, легендарно-эксклюзивным организатором, возродившим в новейшей казахской истории айтыс. Это он ввел его в обиход современной культурной жизни казахскоязычного социума… У японцев есть театр Кабуки, у ханьцев китайская опера, одним словом у некоторых наций есть специфичная визитная карточка в сфере традиционной культуры. Но есть нации у которых этого нет! А вот у казахов, слава Всевышнему есть! – это помимо оригинальной музыки, айтыс». В 2001 году был создан общественный фонд «Айтыс», оказывающий поддержку акынам и развитию айтыса. В 2008 году искусство акынов-импровизаторов был включен в список нематериального наследия ЮНЕСКО.
О том, во что выродился современный айтыс, почему он потерял свой былой блеск уже в рамках современного Казахстана, рассказал известный акын Куаныш Максутов, блиставший в девяностых и в первом десятилетии текущего века. С ним разговаривал журналист Жалгас Зейнолла и сие интервью вышло на youtube-канале Cұрауы бар / Sūrauy bar – «Есть вопросы». Между прочим, канал имеет на сегодняшний час более двухсот тысяч подписчиков. Так вот, Куаныш Максутов, которого поклонники айтыса за глаза называли «Сары тентек» – «Желтый шалун (Рыжый бунтарь, хулиган)», – один из самых известных казахских акынов. Уроженцу карагандинских степей не зря дали такое прозвище, он был остер на язык и гремел по всему Казахстану. В его активе масса историй.
Он против названия «айтыскер» (участник айтысов). Акын – это высокое звание поэтов-импровизаторов, которые они должны высоко его нести. Акын должен иметь харизму. Нет харизмы – нет акына. Но, к сожалению, судя пор его словам, сегодняшние айтысы, равно как и акыны, потеряли саму соль этого звания, этого жребия. Акыны стали едва ли не придворными исполнителями, перестали петь, декламировать, исполнять то, что ложится на сердце народа.
Нынешние акыны «жер араламайды» – «не видят земель», – считает 60-летний акын. Кстати, само это видео-интервью называется следующим образом «Ақындарда намыс қалмады, 90% намаз оқып кетті – қазақтың «Сары тентегі» – «Никакой гордости у акынов не осталось, 90% из них стали читать намаз». В этой связи любопытно интервью Бекболата Тлеухана, выдающегося представителя традиционной казахской культуры, великолепного некогда знатока и исполнителя казахских древних музыкальных произведений, кюев (национальных музыкальных пьес), жыров (древних эпических песен). Вместе с тем, как известно он ныне считается очень религиозным человеком, последователем так называемого нетрадиционного для казахов, салафитского масхаба. Об этом ниже…
Бекболат Тлеухан: никогда не говори никогда. Сеть на прошлой неделе взорвало видео, на котором известный политический деятель недавнего времени, президент, а теперь вице-президент Ассоциации национальных видов спорта Бекболат Тлеухан сидя напротив журналиста Нурсеита Жылкышбая задает тому вопрос, в котором есть русское матерное слово: «Нурсеит сен *******-сын ба?» – «Нурсеит, ты ******б?». Чтобы понять этот отрывок, надо полностью посмотреть крайне занимательный со всех точек зрения очередной выпуск популярного youtube-канала, который часто падает в наши обзоры – разумеется, речь идет об «Уакыт корсетедi…», который выдал очередной блокбастер. Под интригующим названием «БЕКБОЛАТТЫҢ БАҒЫ ТАЙҒАН БА?»– «Подскользнулось ли счастье Бекболата?».
На самом деле настырный и несмущающийся интервьюер знатно погонял своего элитного гостя различными каверзными вопросами, но которые, в общем и целом, наверное, задали бы многие журналисты такой неординарной личности, как Бекболат Тлеухан. И в какой-то момент припертый неудобными вопросами если не в угол, то к какому-то неприятному краю, Бекболат спросил то, что спросил. В этом противостоянии они остались квиты.
***
Ару ТЕНТЕКАЛИ- «Почему великий казахский писатель стал чаще подвергаться критике, и причем здесь Путин?» — На портале Аbai.kz была опубликована статья Есбола Үсенұлы о том, приведет ли русский язык казахов к «цивилизации».
Автор отметил, что в последнее время казахская интеллигенция все чаще критикует Абая и в частности слова назидания под его авторством. По их мнению, некоторые тексты автора воспитывают у подрастающего поколения не чувство гордости по отношению к собственной нации, а скорее ненависть и самоуничижение.
«Принижающие казахов слова Абая в этот раз прозвучали из уст президента России, посетившего нашу страну 9 ноября. Говоря о строительстве русскоязычных школ на российские финансы в полностью казахоязычных регионах, он процитировал слова Абая с общей мыслью, что “казахам никак без русского языка”», ― пишет автор.
По его словам, после прихода к власти большевиков казахи потеряли свой язык, религию и фамилии. Несмотря на то, что казахский народ вырвался из оков союза и стал независимым, он превратился в колонию с русским языком. Автор считает, что это произошло вследствие «политических решений красной идеологии, а не личных предпочтений казахской нации».
***
На портале Аdyrna.kz было опубликовано высказывание Рүстема Ашетаева о влиянии законов шариата на казахстанское общество.
Автор подчеркнул, что мы являемся страной, живущей по законам, построенным для светского общества. Поэтому закономерно, что использование религиозных законов параллельно действующей Конституции может привести к нескончаемой конфронтации.
«”Имам” в этом видео созвал народ в мечети и дал разрешение на “избиение женщины”. Можно сказать, что он агитирует народ на подобное “воспитание” женщины. В нашей стране проводится большая работа в рамках законов против домашнего насилия, а такие псевдоимамы агитируют к насилию в семье», ― высказался автор.
По его словам, если в одной семье жена хочет жить согласно своим правам, то мужчина, вооружившись подобными проповедями, может захотеть отношения в семье «урегулировать шариатом».
«Могут ли отношения в одной семье регулироваться двумя разными законами? Конечно, нет! Государство тоже большая семья. Закономерно, что такие отношения приводят к разделению одной семьи на две. А ребенок и государство, будут нести эту ношу и бремя!» ― подытожил Рүстем Ашетаев.
***
На портале Аdyrna.kz было опубликовано высказывание Айгүль Орынбек о давлении, которое оказывается на работающих казахстанских женщин.
По словам автора, в Казахстане женщины, работающие на государственной службе, также подвергаются жестокому обращению со стороны мужчин. И если женщина выступает против мужчины-начальника, отказывается вступать с ним в сексуальные отношения или отказывается в содействии коррупции ― она оказывается под давлением.
«Права казахских женщин попирают не только дома, но и на службе. Женщины терпят насилие не только от своих мужей, но и от начальников-тиранов. Господин Кожаев, ответственный за идеологию в министерстве внутренних дел! Начальники полиции насилуют, избивают казахских девушек, подталкивают их к коррупции и доводят до самоубийства… До каких пор полиция, которая должна защищать нас, будет над нами издеваться?!» ― задалась вопросом автор.
***
Марина ЗАХАРОВА – ««Целлофан вместо окон» — сельская школа без ремонта уже 70 лет» — В селе Самарское Восточно-Казахстанской области закрыли начальную школу, и дети вынуждены продолжать учебу в другом учебном заведении, передает Massaget.kz.
Хотя школа рассчитана была на 182 ученика, в настоящее время их количество сократилось до 76. Сейчас дети временно обучаются в Самарской средней школе №1.
***
«Почему Улытау утопает в мусоре» — Улытауская область выделяется как один из регионов, где наблюдается значительное накопление твердых бытовых отходов. Часто поднимается вопрос о несоответствии свалок этого района с санитарными нормами.
Недавно Министерство экологии посетило регион для изучения текущей ситуации. В ходе этого визита стало известно о принятии дорожной карты, которая направлена на улучшение экологической обстановки. Каким образом власти решают проблему с уборкой мусора в регионе? На этот вопрос Nege.kz ответил аким области Улытау Берик Абдигалиулы.
По словам акима области, на решение проблемы свалок из бюджета выделено 272 миллиона тенге.
***
«Правда или ложь: турки и венгры генетически близки казахам» — Историк Жаксылык Сабитов, занимающийся генетическими исследованиями с 2007 года, поделился своими мыслями о формировании казахов в качестве нации и о его родственных связях с другими народами в интервью Massaget.kz.
— Существует генетическая связь между казахами и тюрками, но она не настолько тесна, как наше родство с каракалпаками. Близость между двумя народами (огузами-сельджуками, хорезмами-османами и ногайцами-крымскими татарами) сложилась в результате тюркской миграции. В геноме турок, помимо тюркского влияния, присутствует значительная часть автохтонного населения Малой Азии (коренного местного населения этой области), а также вклад, внесенный западноевропейцами, славянами, греками, курдами и арабами в тюркскую культуру и общество как в средние века, так и сегодня.
Таким образом, половина тюркского народа — это автохтоны Малой Азии, проживавшие на этих землях до прихода тюркских племен. Даже турки в определенной степени имеют общие корни с украинцами и россиянами. Исторически крымские татары в основном представляли собой восточнославянские народы, оказавшиеся в рабстве и плену. Среди них славянские женщины также оказали влияние на турецкую генетику», — отметил Сабитов.
***
RATEL.KZ. «Директор «Гастроцентра» в Астане оказался родственником Бишимбаева» — Nur.kz: «Салым қоры — 25 млн теңге»: Мейрамбек Бесбаев көкпар берді («Призовой фонд – 25 млн тенге»: Мейрамбек Бесбаев провел кокпар).
Певец Мейрамбек БЕСБАЕВ провел в регионе Аулие-Ата массовый кокпар с участием артистов эстрады. Перед началом кокпара артист организовал для собравшихся концерт, пишет Nur.kz.
В статье приводится комментарий Мейрамбека Бесбаева по поводу мероприятия: «Призовой фонд – 25 миллионов тенге. Прошу вас не торопиться с осуждением и говорить, что эти деньги могли бы быть направлены на благотворительность. Я занимался благотворительностью до кокпара, буду заниматься и после. Также я считаю необходимым обратить внимание на наших сограждан ,для которых кокпар является основным источником заработка».
Согласно автору статьи, певца пришли поддержать его коллеги по цеху: Досымжан ТАНАТАРОВ, Серик ИБРАГИМОВ, Заттыбек, Газизхан ШЕКЕРБЕКОВ, Максат БАЗАРБАЕВ, Ернар АЙДАР, Абдижаппар АЛКОЖА, Кенжебек ЖАНАБИЛОВ и мн.др.
***
Stan.kz: Салтанат Нүкенова көз жұмған мейрамхананың директоры Бишімбаевтың туысы болып шықты – прокурор (Директор ресторана, где скончалась Салтанат Нукенова, оказался родственником Бишимбаева – прокурор)
Директор развлекательного комплекса «Гастроцентр» в Астане, где скончалась Салтанат НУКЕНОВА, оказался родственником арестованного экс-министра Куандыка БИШИМБАЕВА, сообщает информагентство Stan.kz.
Кроме того, прокурор также подтвердил информацию об удалении записей видеонаблюдения, установленные внутри «Гастроцентра», которые впоследствии были восстановлены.
***
Adyrna.kz: Көрінбей кеткен Дариға Назарбаеваның асқа келгені белгілі болды (Стало известно, что Дарига Назарбаева, давно не появлявшаяся на публике, посетила поминки)
Поминки Болата НАЗАРБАЕВА, прошедшие в республиканской главной мечети Астаны, посетила Дарига НАЗАРБАЕВА, дочь бывшего президента Нурсултана НАЗАРБАЕВА.
Автор статьи отмечает, что людей в мечеть запускали строго по списку.
***
На портале Аbai.kz была опубликована статья Ардака ЕЛАМАНА касательно интервью Бекболата ТЛЕУХАНА журналисту Нурсеиту ЖЫЛКЫШБАЮ.
По словам автора, долгожданное интервью экс-депутата вышло аккурат к возвращению Нурсултана Назарбаева, который не появлялся на публике месяца три.
«Ясновидящий, предвидевший январские события, салафит, падкий до проклятий, в данном интервью скрытно обращается к братьям-салафитам в Казахстане», – считает Ардак Еламан.
По его мнению, в интервью ясно говорится о том, что салафиты набирают силу и скоро придут к власти. А это не обойдется без повторного Кантара.
«Он два раза нарочно сказал, что Казахстан на пороге войны. Это ужасно! Также он смело утверждает, что в Казахстане никогда не запретят салафизм. Вот что мы поняли из интервью Бекболата… Скоро начнется война. И главную роль в ней сыграют салафо-вахабские вожди, такие как Дарын МУБАРОВ», – возмущается автор.
***
© ZONAkz, 2023г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.