Информационный голод, или кому и зачем нужны поправки в закон Республики Казахстан “О средствах массовой информации”

Мажилис парламента Республики Казахстан отложил рассмотрение проекта Закона РК “О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Казахстан “О средствах массовой информации” на 16 марта 2001 года.



Воспользовавшись коротким затишьем в противостоянии негосударственных средств массовой информации и правительства Республики Казахстан, можно сделать некоторые предположения о том, кому будет выгодно принятие поправок, предложенных, Правительством РК, и зачем они нужны.



Конечно, поправки, предложенные Министерством информации и общественного согласия Республики Казахстан, не заключаются только в ограничении ретрансляции зарубежных средств массовой информации, в введении ответственности собственника и главного редактора средства массовой информации за распространение сведений, независимо от источника ее получения, а также введением регистрации ВЕБ-сайтов как средств массовой информации. Но именно эти поправки являются наиболее значимыми и решающими, поскольку в случае их принятия на территории страны возникнет информационный голод, который и так в настоящее время ощущают жители отдаленных сел и аулов. Смотреть информационные программы, которые будут предоставлять нам государственные каналы, а также телеканалы, находящиеся под контролем финансовых групп, близких к правящей власти, лично у меня нет никакого желания и потребности.



В случае если ограничение ретрансляции зарубежных средств массовой информации будет введено на территории Республики Казахстан, то прекратят существование большое количество независимых региональных телерадиокомпаний, а армия безработных в Казахстане пополнится не одной сотней людей. Кроме того, мы, потребители, не сможем получать объективную и достоверную информацию о событиях, происходящих в странах ближнего и дальнего зарубежья. Таким образом, мы превратимся в зомбируемую массу людей, которым ничего не нужно знать и которые не должны иметь собственного мнения. Рассмотрев редакцию п.3-1 ст.14 Закона РК “О средствах массовой информации”, предложенной правительством РК, можно сделать некоторые выводы о том, кому это выгодно и чьи интересы представляет Министерство информации и общественного согласия РК. Итак, п.3-1 ст. 14 Закона РК “О средствах массовой информации” изложен в законопроекте следующим образом: “п. 3-1. Ретрансляция теле и радиопрограмм иностранных средств массовой информации не должна превышать 20 процентов от общего объема передач по телерадиовещательным каналам.



Данное требование не распространяется на вещание кабельного и эфирнокабельного телевидения”.



Предлагая такую редакцию, чьи интересы преследует МИиОС РК?



Предложенная поправка, касающаяся ответственности собственника, главного редактора (редактора) средства массовой информации за распространение сведений, носит, по моему мнению, политический характер. Если будет принята указанная поправка, то можно будет подгонять под этот пункт любые выступления оппозиционных сил и ставить в тупик собственников и редакторов средств массовой информации. Потому что собственник и редактор средства массовой информации, прежде чем пропустить материал о каком-либо событии, будут отслеживать наличие критических высказываний в адрес правящей верхушки и, соответственно, либо удалять их и пускать материал в урезанном виде, либо не пропускать его вообще. А это является по своей сути цензурой, которая, в соответствии с Конституцией РК и Законом РК “О средствах массовой информации”, запрещена. В результате мы, граждане демократического государства, будем получать ту информацию, которая будет выгодна по идеологическим мотивам правящей верхушке.



Что касается регистрации ВЕБ-сайтов в качестве средства массовой информации, то не понятно, как будет это осуществляться с технической стороны, поскольку любой собственник сайта может, используя доступ во “всемирную паутину”, зарегистрировать его за пределами Республики Казахстан, и пусть наше правительство попробует запретить пользователям Интернета знакомиться с материалами, представленными на нем. Причем, как обычно, не учитывается опыт передовых стран, которые до сих пор не могут придать правовой статус Интернету.



Так все-таки, кому и зачем нужны такие поправки в Закон Республики Казахстан “О средствах массовой информации”?



После разгоревшихся споров между неправительственными, независимыми средствами массовой информации и Министерством информации и общественного согласия РК в дискуссию вступили государственные средства массовой информации и средства массовой информации, подконтрольные финансовым группам, близким к правящему режиму. Их точка зрения мало отличается от мнения Министерства информации и общественного согласия РК. В своих доводах они указывают, что назрела необходимость поддержания отечественных средств массовой информации, которые выпускают собственные программы, а также, что такие каналы, как “Хабар” и другие, проигрывают в борьбе за рекламный рынок. Их доводы не выдерживают никакой критики. Чтобы поддержать отечественные средства массовой информации в производстве собственных программ, а не ретрансляции зарубежных, необходимо создание определенных условий для развития независимых средств массовой информации и созданию конкурентной среды. То есть если и не поддержка государством развития независимых средств массовой информации, то хотя бы ослабление налогового режима, поскольку в настоящее время средства массовой информации приравнены к другим хозяйствующим субъектам.



При анализе событий, развернувшихся вокруг данного законопроекта, создается впечатление, что кто-то очень ретиво и не умело борется за права отечественного производителя в области телерадиовещания или отстаивает коммерческие интересы владельцев кабельного и эфирнокабельного телевидения. Но зачем это нужно? Если для того, чтобы подчинить все информационное пространство нескольким лицам, то это разрушение всех достижений в развитии демократии в стране за последние десять лет. Кроме того, если чиновникам из Министерства информации и общественного согласия РК захотелось угодить президенту Республики Казахстан Назарбаеву Н.А. и его окружению, то, как мне кажется, последним это не нужно.



Введя ответственность собственника и редактора средства массовой информации за распространение сведений, парламент РК введет, по сути, цензуру, и тогда мы все можем не рассчитывать на свободу слова в Казахстане.



В одной из программ “Информбюро” на 31 Канале было сообщено о том, что ряд независимых телекомпаний подписали совместное заявление с правительством РК о том, что они согласны на введение ограничения на ретрансляцию зарубежных средств массовой информации до 20 процентов, путем поэтапного введения.



Если это обращение подписали такие каналы, как “КТК”, “НТК”, “Рахат” и другие, то всем становится понятно, кто и как поддерживает правительство РК в данном вопросе.



Но давайте последим за развитием событий, поскольку противостояние еще не окончено.