Технология создания “фанерного врага” больше не нужна?

По следам одной дискуссии на нашем форуме

Одними из наиболее посещаемых форумов на “Нави” традиционно являются те, на которых обсуждаются межнациональные отношения. В этом отношении форум “Должны ли славяне оставаться в Казахстане” не выпадает из общего ряда. Открывает тему “бывший житель Казахстана”, он же “гражданин России” (далее просто Г.Р.), призывом к казахстанским русским:


Уважаемые славяне, проживающие в Казахстане!!!


Мой вам искренний совет – не теряйте свое время, силы и нервы зря. Определитесь с главным вопросом: “Что вам ближе — европейский образ жизни или азиатский?” Ответ на этот вопрос решит все. Если европейский – то немедленно бегите из Казахстана, т.к. жить там для вас будет все мучительнее и тоскливее. Если азиатский – то смиритесь со всеми странными для славян особенностями в казахском мышлении и казахских традициях или станьте такими же, как они. Казахстан и Россия развиваются в разных направлениях. Со временем в Казахстане будет все меньше близкого вам языка, культуры, традиций. Вы и ваши дети должны будут подчиниться казахскому образу жизни. Если вас устраивает такая перспектива – оставайтесь там и ничему не удивляйтесь. Если же нет – то выезд в Россию самое простое решение. Не надо пытаться повлиять на казахов — поймите, что это стала их страна, и пусть они живут в ней так, как хотят и могут. Все сказки же про то, что “в России вы никому не нужны” абсолютно глупы. Человек сам хозяин своей судьбы! Никто и не должен за вас решать ваши проблемы. Главное, желание и стремление – остальное все само решится. Я сам переехал в Россию и обратно не вернусь ни за что. Я понял, что Родиной мне всегда была и будет Россия, хотя родился и вырос я в Казахстане. Возможностей в России больше. Проблемы с жильем не так уж страшны, т.к. вначале можно арендовать, а заработать на квартиру можно за пару лет. Других проблем в России у вас не будет!!! А разницу в жизни вы почувствуете сразу же”.


И в первой же реплике тема форума разделяется на две составляющие: 1) требование сделать выбор между образом жизни: европейский (и тогда, соответственно, собирать чемодан и ехать в Россию) или азиатский (оставаться в Казахстане). Под образом жизни подразумеваются не только язык, культура, традиции, но и “особенности в казахском мышлении”, но об этом позже; 2) утверждение, что “возможностей в России гораздо больше”. Вот вокруг этих двух тем, которые можно даже выделять в самостоятельные, и разворачивается дискуссия. Сразу откажемся от обсуждения второй, поскольку здесь неминуемо начинается бессмысленный спор о том, где лучше живется, кто быстрее развивается, что погрязло глубже в безвылазной нищете: российская деревня или казахский аул, и где дороже жизнь: во “всероссийской жратнице” или окрестностях “Байтерека”. Обе стороны в таком споре найдут аргументы в свою пользу, припомнят несколько знакомых, подтверждающих позитивное мнение о своей стране или негативное о соседней, и обязательно сделают глобальный вывод. При этом каждый из форумщиков, если попытался бы взглянуть на реальность более отстраненно, то нашел бы, что нет оазиса благоденствия на просторах СНГ, как не существует его и за его пределами, но тут развязалась полемика, и в ход пошло все: факты, цифры, высказывания политиков и прочее. Бесполезно ввязываться в эту полемику, как бесполезно и рассматривать чисто экономическую сторону вопроса отдельно от идеологической. Все равно, что пытаться подвести итог вечному спору, что первично: бытие или сознание…


Каждый решает сам, что ему дороже. И в данном случае неважно, кто кого переспорит на форуме, а важно, как встретят того или иного конкретного переселенца в России, если он решит все-таки покинуть Казахстан. И поэтому Г.Р. отчасти прав, говоря: “Странный получился этот форум, т.к. участвуют в нем только те, на кого он не был рассчитан”.


Но вернемся к первой теме, здесь надо сказать, что, хотя форум изобилует выкладками из статей и экономическими показателями России и Казахстана, но есть несколько интересных высказываний, практически подтверждающих, что в республике действительно сложилось сообщество людей, которые еще в газете “451о по Фаренгейту” получили название “четвертый жуз”. Подразумевалось, что это люди нетитульных национальностей (в основном, славяне), чей менталитет и образ жизни настолько изменились в результате долгого проживания в Казахстане, что русскими их сейчас можно назвать только формально (казахами их, конечно, тоже не назовешь). Русский язык, русская культура для них по-прежнему дороги, и они в большинстве своем остаются патриотами своей родины, но при этом четко ощущают, что в России им будет хуже. В этом отношении интересны высказывания Александра Гаськова:


“Я вот русский, и мало того, что родился, вырос и учился в России, я приехал в Казахстан в возрасте 26 лет. И уже почти 17 лет здесь живу. И не хочу уезжать. Мне раньше по своей работе приходилось ездить по всему Союзу, видел массу городов, и лучше моего Павлодара нет. Я не могу говорить о других местах Казахстана, там я мало где был, но того климата отношений между людьми, как у нас, я не встречал в других местах в той же России. И это подтверждают многие, кто уехал в Россию. И это не менее важно, чем квартира и работа.


Как будет нам здесь жить дальше, зависит, в первую очередь, от нас самих. Я думаю, что как раз в том, что мы здесь представители двух культур, и есть тот плюс, которого нигде в мире нет.


Мне кажется, что у нас есть все возможности реализовать эти ресурсы. И поэтому я обращаюсь в пику тебе к моим русским соотечественникам, которые живут здесь, в Казахстане. Это наш дом, это наша страна наравне с казахским народом, и мы вместе ответственны за нее. Мы благодаря нашей европейской культуре, большему индивидуализму должны внести свой вклад в развитие общества. А азиатская сторона даст ему то, чего не хватает нам, — коллективизма. И вместе мы сможем сделать то, что никому в мире не удастся”.


Получается, что индивидуалист А.Г. остается в Казахстане не потому, что здесь ему лично лучше живется, а лишь “ради создания загадочного сплава европейского с азиатским”, в то время, как Г.Р. на самом деле призывает братьев славян подумать о себе и своих близких, о своем будущем. Спор действительно получается странным, ясно, что стороны все равно останутся при своем.


А.Г. дальше высказывает еще более интересные вещи:


Честно скажу, что я никогда бы не уехал далеко от России, потому что мне крайне нужна русская культура, и я русский. Но, живя здесь, в Казахстане, мы не выходим из этой культуры. А во-вторых, проживая здесь, мы, русские, делаем для России больше, чем, если бы жили там. Я надеюсь, что у моих старых добрых оппонентов хватит ума не фантазировать насчет пятой колонны. Но, а по большому счету, я, как разработчик по профессии, вижу, что в этой стране сложилось уникальное сообщество двух культур. И мне дьявольски хочется увидеть, как это даст великолепный эффект, и поэтому я хочу сделать все возможное, чтобы это произошло”.


Более того, он даже начинает говорить о том, как происходит это взаимопроникновение и взаимовлияние:


Дело в людях. У меня тоже было опасение, что микроклимат с увеличением численности казахского населения поменяется в худшую сторону. Но этого, к счастью, не произошло. Вероятно, есть определенный порог численного отношения европейского и азиатского населения, где их совместное проживание дает положительные плоды. И мы пока этот порог не перешли.


Иногда в автобусе очень не хочется уступать место, тем более, что я не отношусь к молодежи, но мысль о том, что окружающие подумают, вот невоспитанный РУССКИЙ, заставляет это делать. Я думаю, то же самое испытывают и казахи. Может быть, механизм и более тонкий, но он действует, это точно. Мне приходится работать с людьми, приезжающими к нам из России, они отмечают положительную разницу.


Я нисколько не сомневаюсь, что когда количество русского населения упадет ниже критического порога, все это исчезнет. Это наше общее достояние, выработанное веками, и мы его увезти не можем, и казахи без нас его не сохранят. Поэтому нам всем, казахстанцам, нужно воспрепятствовать этому уезжанию.


Мне кажется, что проблема в большей степени лежит в том, что мы — две стороны — не доверяем друг другу. Мы все время стараемся придумать какие-то подлые намерения другой стороне. Идет все это оттого, что мы не привыкли обсуждать темы национальных отношений. А нужно это делать. И только таким образом можно уйти от этой фобии друг друга”.


О механизме взаимовлияния казахов и русских друг на друга на форуме говорят не раз. Более того, высказывание одного из форумщиков внезапно позволяет взглянуть на Казахстан как на школу кадров для российской элиты (!).


“Русские должны оставаться в Казахстане, поскольку взаимодействие с казахской культурой, опыт терпимости, генетическая предрасположенность и проводимая языковая политика делает из них элиту, без которой не только возрождение, но и существование России представляется сомнительным. Уже сейчас доля выходцев из РК в структурах управления РФ непропорционально велика, рассказ \»гражданина России\» является полным подтверждением моих слов.


Так что живите в России, поднимайте её, а детей присылайте сюда, потому что стать настоящим русским можно только в Казахстане”.


Н.В. в дальнейшем развивает тему, пытаясь объяснить этот механизм:


“1. Ограничения, накладываемые казахами, на участие русских в госструктурах я рассматриваю как крайне положительно действующие на моральный базис русских в РК. Недавно один русский молодой человек, прекрасно владеющий гос. языком, на мой вопрос, почему он не пытается пойти работать в госструктуры, ответил следующее: \»Что я, казах что ли, на взятки жить\», — и это не может не радовать, низкий поклон титульной нации за то, что она воспитала его таким.


2. Языковая политика позволила оторвать детей от \»ящика для дураков\», значение этого шага вообще нельзя переоценить, овладение же ещё одним языком просто заставляет извилины работать, и это опять на пользу.


3. Жизнь в государстве, где нация не является большинством, учит сначала думать, потом говорить.


4. Самая удивительная черта российских русских: готовность поделиться последним, если у вас ничего нет, и звериная ненависть к тем, у кого что-то есть. Казахстанские русские практически лишены этой черты. Причины: сюда ехали люди, которые либо хотели заработать, либо были романтиками, и тем и другим указанная выше черта характера не свойственна. Не свойственна она и их детям.


5. Следует предположить, что если казахстанские русские смогут перенять казахский обычай взаимопомощи по нац.признаку, то процесс формирования русской элиты, способной поднять Россию неограниченно высоко, будет завершён”.


Тему обоюдного “перевоспитания” нациями друг друга подхватывают другие собеседники. Так, Тамада сообщает: “Также приходилось слышать от двух казахских ребят на предложение попробовать водки: \»Бiз орыс емеспiз\». Что меня, в свою очередь, очень порадовало. “Следует предположить что если казахстанские русские смогут перенять казахский обычай взаимопомощи по нац.признаку, то процесс формирования русской элиты, способной понять Россию неограниченно высоко, будет завершён”. Вы и впрямь так считаете? Как вы себе представляете проникновение пресловутой элиты в сферы высшей власти и поднятие ими страны? Вы Гумилевым увлекаетесь?”


Конечно, любое не банальное утверждение, касающееся сферы межнациональных отношений, не может не быть спорным (за бесспорными истинами лучше ходить в Национальную Ассамблею), например, весьма спорно, что отстранение русских от работы в госструктурах как-то влияет на их “моральный базис”, но в общем и целом нельзя не признать, что взаимодействие существует. Так, например, очень интересно высказывание Космополита:


“Ну что ж, господа, почитал я ваши мнения. Скажу, что вам еще хорошо: русские могут попытать счастья в России, казахи склоняются к жизни на Родине. А вот я живу в Казахстане, и при этом не русский и не казах. Хоть сам и азиатской национальности, но так сложилось, что воспитание, менталитет европейский, российский. Родной язык – русский, больше никаких не знаю, разве только немного английский. В России с моей мордой лица как-то неуютно, в Казахстане — языка не знаю и менталитет не тот. Мне-то что прикажете делать?”


Действительно, как называть казахстанцев, подобных Космополиту? Уж не пятым ли жузом? С другой стороны, вот мы и получили тот самый “загадочный сплав”, добились, чего хотели. Теперь вопрос – что с ним делать? Если правы сторонники Г.Р., и Казахстан все больше будет становиться по преимуществу азиатской страной, то к чему тогда было это взаимопроникновение двух культур, в результате которого появилась прослойка людей: русских из “четвертого жуза” и таких вот казахов с “российским менталитетом”? (Хотя вряд ли здесь можно говорить о российском менталитете, речь, скорее, опять же о сплаве двух менталитетов.) Ведь в “азиатском” Казахстане, будем объективны, такие “космополиты” тоже вряд ли будут чувствовать себя уютно.


Еще одна черта, которую, по мнению того же Гаськова, казахстанские русские прививают казахам, – это критичное восприятие любых вождей, умение поставить под сомнение любые авторитеты. И поэтому, пока в Казахстане присутствует определенный процент славян, по мнению А.Г., никакие искусственно созданные вожди не смогут поднять казахов на бунт:


“NEO прав, пока нас много, возможности поднять казахский народ на безумие нет никакой. В этом и есть наша миссия, что мы можем говорить, не обращая внимания на авторитеты, мы же индивидуалисты. И никак не можем мы по этой причине СЛЕПО кого-то поддерживать, это противоречит нашему менталитету. Поэтому твоя тактика создания лидера-миссии в своем лице обречена на провал, мы, русские, будем первые ржать и кататься по полу. А за нами и казахи. Но в то же время, мы не можем возглавить это движение. Не можем, потому что сами такого лидера не поддержим, очень уж велика в нас доля уважения к казахскому народу. Поэтому и нужны такие обсуждения, чтобы варилось то варево, из которого, возможно, и появится действительно реальный лидер. И даже когда он появится, мы все равно не дадим ему почивать на лаврах, не дадим превратиться в вождя”.


Хотя и здесь можно поспорить на тему о том, почему казахов так трудно “поднять на безумие”. Например, журналист Джанибек Сулеев как-то писал, если не ошибаюсь, о “мертвой собаке, что покоится в душе казаха”. Речь в статье о том, что казахский народ так долго подвергался давлению (причем подавление осуществлялось самими же казахами, которые получили на это “карт-бланш” от российского, а затем советского правительства), что теперь у него нет и, наверное, долго еще не будет сил и лидеров, способных возглавить движение. Вообще любое высказывание каждого оппонента на форуме можно оспорить и повернуть на 180 градусов. Например, призыв Г.Р. к славянам действительно звучит как призыв сделать выбор между Европой и Азией. Но, допустим, реплика “Казаха” напоминает, что Россия – на самом деле не вполне Европа, как и Казахстан – не совсем Азия. Например, по мнению того же Казаха, слова о нашем азиатском коллективизме – на самом деле всего лишь миф:


“Спокойствие и единство было принесено в великую степь русскими. Да, до русских были моменты в истории, когда мы были едины, но кочевники никогда не были едины в течение более века — этот век был принесен русскими и другими народами (в особенности — татары, узбеки, дунгане и т.д.). Как казахи, мы должны осознавать, что у нас отсутствует чувство коллективизма (да, Александр). Коллективизму мы должны учиться у Вас”.


И опять его мнение вызывает множество ассоциаций из памяти: уже проходили чьи-то высказывания, статьи и даже анекдоты на эту тему. Например, такой: в аду стоят три котла, в первом варятся евреи, во втором – русские, в третьем – казахи. На первом крышка намертво привинчена, потому что евреи всячески стараются помочь друг другу и выбраться из котла вместе. Второй прикрыт небрежно, русские друг другу не мешают, но и не помогают. На третьем крышка отсутствует вовсе. Наверное, объяснять, почему, не стоит. Впрочем, это всего лишь анекдот…


Можно говорить много на эту тему, но факт остается фактом: счет уехавших из Казахстана за последние десять лет русских идет даже не на сотни тысяч, а на миллионы. И возвращаются немногие. Вряд ли это может быть поводом для радости.


Остается, наверное, лишь надеяться, что в чем-то прав Тамада, утверждающий:


“Сейчас в К-не этнический симбиоз, гармония, по Гумилеву, ксения. Вообще две нации культурно проникают друг в друга. Таким (весьма полезным) людям, как Нео, этого не понять, им нужна определенного уровня кивающая аудитория. Ради этого они идут на небылицы и даже откровенную пургу. Сдерживающий фактор русского этноса налицо: казахский трайбализм имел экономическую почву в течение более десяти лет по причине деления материальных богатств СССР. Процесс этот завершен: время конкуренции другого плана. Поэтому не важно теперь будет “какого цвета кошка” и как мяучит – менеджеры и клерки должны обеспечить прежде всего доход.


Но старая деструктивная машина деления и дробления еще работает. И работает – перепахивает по инерции этническое поле. Последний этап отсрочки – проданная земля. Когда этот этап закончится, начнется совершенно другой.


Сегодняшняя русофобия — отголосок вчерашний. Каждый стремился продать и подать себя как можно дороже. В том хаосе прихватизации были полезны люди, создающие каких-то фанерных врагов. И никто не знает – зачем? А затем, что фанерный враг – не дает думать стратегически, экономически, государственнически, в подсознании сидит “враг”, который и помогает подгребать под себя инстинктивно. Пока правил рыночный инстинкт, назовем это дело так, люди инстинктивного плана доминировали во всех сферах жизни. В этом смысле, если вы хотите понять: деструктивен ли еще процесс или появились позитивы, посмотрите, кто читает лекцию по идеологии. Если шаман, значит, деструктивность не закончилась.


Шаманизм позволяет паразитировать огромной армии условных паразитов. Значит, экономическая и социальная основа общества еще имеют ресурс для паразитов и паразитизма, это – тоже закон”.


И если он действительно прав, то в ближайшее время в Казахстане должно, наконец, возобладать государственническое мышление, а создание “фанерного врага” — уйти в прошлое…