Встреча с собственной судьбой

Источник: газета "Мегаполис"

Появления партии во главе с Даригой Назарбаевой в стране ожидали. Нетрудно было предсказать форму и саму процедуру создания этой организации, её примерный состав и политическую ориентацию, особенно после появления общественного объединения “Асар”. И прошедший в минувшую субботу учредительный съезд одноимённой партии в целом все ожидания и предсказания оправдал.


Около тысячи трёхсот в основном молодых делегатов изо всех регионов республики, собравшихся в зале театра оперы и балета имени Абая в Алматы, единогласно утвердили название, устав, программу и состав политсовета новой партии. В него вошли президент Республиканской ассоциации деловых женщин Раушан Сарсенбаева, политолог Ерлан Карин, директор Казахстанского филиала межгосударственной телерадиокомпании “Мир”, президент Республиканской ассоциации телерадиовещателей Айдар Жумабаев, гендиректор АО “Агентство “Хабар” Владимир Рерих, советник председателя совета директоров этого АО Гульнар Иксанова, директор компании “ЮрИнфо” Сергей Киселёв.


Также единогласно председателем партии “Асар” была избрана Дарига Назарбаева.


Всё, происходившее в театре, было организовано довольно масштабно и упорядоченно, что говорит о наличии некоего уже сформированного политического и административного штаба и внушительной, сплочённой группы единомышленников у партийного лидера. Видимо, поэтому сценарий и проведение съезда были выдержаны с профессиональной деловитостью и в то же время не были лишены торжественности.


Хотя рутинный профессионализм, в совершенно нейтральном значении этого понятия, сказался и на подготовке партийных документов, которые своим стандартом и общепринятыми в последнее время положениями и даже формулировками ничем особенным от подобных уставов и программ других наших партий не отличаются.


Но, безусловно, суть и интрига заключались не в этих, хотя и обязательных, но сугубо внешних атрибутах мероприятия, а в самом факте создания политической структуры дочерью президента страны и тем самым в её безапелляционной заявке на одну из главных (а, может, и на самую главную) ролей в казахстанском политическом действе. Поэтому пристальное внимание и прессы, и всех, кто наблюдал за съездом, было приковано именно к ней и к её высказываниям и заявлениям. Они-то, по сути, и являлись главным политическим оформлением происходящего и руководством к действию создаваемой организации.


Первое, на что сразу же было обращено внимание, так это на оценку политических оппонентов. Ибо партия “Асар”, будучи автоматически зачисленной в ряды партий власти, уже стала главным противником оппозиционеров. “Благодаря всем им сегодня я стою перед вами и открываю этот съезд”, — сказала Дарига Назарбаева, выступая перед делегатами съезда.


И несмотря на то, что во время послесъездовской пресс-конференции она уточнила, что здесь речь шла о благодарности в адрес критиков, симптоматичность этого высказывания воспринималась однозначно — именно те, кто сосредоточил свои усилия на дискредитации семьи главы государства и его окружения, избрав это главным своим методом борьбы за власть, подвигли его дочь и её сторонников создать организацию, этим силам противодействующую.


Здесь уместно было бы сделать некоторое отступление.


Два года тому назад началась атака на семью Дариги Назарбаевой. Наверняка события той осени многим ещё памятны. Атака эта велась под сугубо демократическими лозунгами, требованиями изменить ситуацию в стране, и в качестве первоочередной меры участники этой акции видели отстранение от власти тогдашнего заместителя председателя КНБ Рахата Алиева.


Логичным продолжением действий активистов новой оппозиции стало формирование объединения Демократический выбор Казахстана, которое ныне претендует на тотальное лидерство во всей политической оппозиции в стране.


И вот именно тогда, на мой взгляд, очень многие действительные сторонники демократических преобразований в государстве вдруг увидели реальную угрозу не только самим этим преобразованиям, но и демократической идее в Казахстане в целом.


Главные инициаторы создания ДВК продемонстрировали всем, кто рвётся к власти под привлекательными демократическими стягами, кто использует явно краденые постулаты и столь модные и востребованные сегодня лозунги и призывы, какими методами эти вчерашние властные фавориты стремятся достичь своей цели.


И поразили не их цели или устремления, а именно чудовищный контраст между декларациями и сущностью этих людей и их действиями. Своим лицемерием и обманом они дискредитировали идею, с помощью которой сумели всё-таки привлечь в свои ряды сотни сторонников, так называемый “протестный электорат” и всех, кто не рассмотрел за благостными личинами истинные лица кукловодов и их спонсоров.


Но больше всего поразила тогда “старая оппозиция”, которая, за редким исключением, поддержала этих новоявленных радетелей демократии. Многие, как бы оправдываясь, называли это политической гибкостью, хотя на самом деле всё выглядело элементарной беспринципностью и продажностью.


Сегодня можно было бы подвести некоторые, хотя бы промежуточные итоги того, что начиналось той осенью. Кто оказался демократом “по вызову” или по понуждению, а кто — по убеждениям. Кто проявил малодушие или великодушие, кто был и остался мелким интриганом, а кто — всё-таки лидером и политиком. Но, повторюсь, многое, причём очень даже неожиданное, ещё впереди, так что с общими итогами пока подождём.


Но одним из промежуточных результатов, на мой взгляд, всё же можно считать создание партии “Асар” и то, что многими её сторонниками стали как раз те, кто был изумлён происходящим той памятной осенью двухлетней давности. Это, если угодно, новый “протестный электорат”, но с обратным знаком, не желающий видеть во власти объявившихся оборотней, их сподручных и подельников. И именно поэтому создание этой партии ожидалось, о чём было сказано вначале.


Дарига Назарбаева определила место партии “Асар” в центре политического спектра. Думается, это, скорее, дань определённой модной тенденции всех начинающих политических партий, считающих себя носителями идеологии государственности и объединения сил, поддерживающих курс высшего руководства страны.


Находиться в центре — это не отождествлять себя ни с правыми, ни с левыми, но с истиной. Ведь у правых и левых есть своя, правая или левая, правда. Тогда как истина видится лишь одной.


Объединяться же всегда сложнее, когда речь идёт о распределении мест во властных институтах, и с теми, кто познал вкус власти.


Хотя нынешние лидеры оппозиции, учитывая их амбиции и методы, вполне могут подобному объединению поспособствовать ещё раз, показав своё истинное место в истории развития демократических идей в Казахстане.


Дарига Назарбаева также отвергла предположение о том, что “Асар” — это предтеча фамильной передачи верховной власти, как это произошло недавно в Азербайджане. “Альтернативы нынешнему президенту нет. В ближайшие десять лет его оппонентам не следует расходовать свои финансовые ресурсы. Они проиграют”, — таков был ответ Д. Назарбаевой на самый, пожалуй, жгучий вопрос дня.


Но, надо полагать, этот вопрос будет преследовать её всегда, так же, как и другие, сопутствующие её положению в нашем обществе составляющие. Так что, помимо довольно объёмного исторического “кредита”, выданного судьбой Дариге Назарбаевой, как старшей и самой общественно активной дочери первого президента страны, ей теперь придётся утверждать себя и как личности совершенно иного масштаба и целей. И при этом не стать тенью или отражением.


“Когда есть ощущение своей миссии, тогда человек встречается с собственной судьбой”, — высказался в кулуарах съезда Владимир Рерих, один из руководителей новой партии и, пожалуй, один из главных её идеологов. Борьба за места в парламенте для “Асара”, по его мнению, не самое главное, если это не покажется странным. Важнее предложить обществу новые технологии власти, а не реально ею обладать.


Это уже из области совершенно в политике неведомого, что несколько контрастирует с лозунгами “Асар” — партия конкретных действий!”, которые были развешаны в этот день повсюду.


Это, быть может, даже политическая философия, ибо, если идеологи “Асара” считают, что наше общество нуждается в новых технологиях власти и они готовы их предложить, тогда 25 октября 2003 года действительно станет началом новой эры.


И не только для Казахстана.


«Мегаполис», № 43, 30.10.03.