Страна готовится к президентским выборам

«Хабар» — “Жетi кун”


“Счастливый политик”


Первый сюжет был посвящен Президенту Республики Казахстан, его поездкам по регионам, встречам с людьми, его высказываниям на минувшей неделе. Нурсултан Назарбаев заявил, что он счастливый политик, поскольку видит результаты своего труда. Говоря об Астане, глава государства сказал, что “иногда надо рассчитывать все силы, а иногда проявлять волю”. И такая воля в случае с новой столицей, считает президент, была им проявлена.


Визит Н. Назарбаева в Карагандинскую область, посещение образцовых медицинского и образовательного учреждений, заводов, предприятий – в общем, все по плану.


На встрече с предпринимателями страны глава государства ратовал за уменьшение количества проверок субъектов казахстанского бизнеса в 10 раз. Он еще раз напомнил огромной армии проверяющих структур, что “частная собственность – это священная, а не дойная корова…” Предпринимателям же попенял за то, что они сами предпочитают “развести” все за взятки…


Развитие туристического бизнеса в Казахстане стало темой второго сюжета. Иностранцы, уезжая, вспоминают о нашей республике как о “стране шлагбаумов”, столько трудностей они встречают во время обычной процедуры регистрации. Если в других государствах ее можно пройти на границе или в отеле, то у нас – только в паспортном столе. Поэтому те, кто уже имеет какой-то опыт пребывания в Казахстане, прежде чем подписывать договор с туристическими компаниями, спрашивают, можно ли зарегистрироваться в гостинице проживания. Показали учительницу английского языка Сьюзен Сипко, которую, по ее словам, представители силовых ведомств приняли за шпионку, в то время как она просто решила попутешествовать по просторам Казахстана со своим отцом.


В общем в результате всех бюрократических проволочек бюджет страны недополучает от турбизнеса 750 тысяч долларов в год.


Об открытии музея “Беркутчи” в селе Нура рассказал автор следующего материала. Беркуты в Казахстане занесены в Красную книгу, поэтому все, кто разводит беркутов в неволе, по сути, нарушают закон. Но применить к ним соответствующую статью никто не решается, ведь искусство беркутчи издавна существовало в нашей стране, это часть нашей истории, нашей культуры. Возрождение этого искусства в Казахстане началось сравнительно недавно.


29 октября исполнилось 85 лет Ленинскому комсомолу. Интересно было послушать расшифровку аббревиатуры ВЛКСМ из уст нынешних школьников и студентов. По мнению одной девушки, это “отличная связь, можно звонить в любую точку мира”. Далее о годах, отданных ленинскому комсомолу, вспоминали Анна Хасанова, которой в молодые годы было доверено создавать комсомольскую ячейку, и Мурат Ауэзов. Последний, говоря о лучшем, что было в комсомоле, провел аналогии с “Асаром”, который также базируется на принципе “вместе, всем миром”. Сравнивали также ВЛКСМ с нынешним Союзом молодежи Казахстана.


КТК — “Портрет недели”


Наш Верховный суд отстраивают иностранцы


В поселке Шахан Карагандинской области акимы под видом обязательной “оптимизации” ведут настоящую войну с сельчанами. Недавно жителям объявили, чтобы в десятидневный срок они покинули свои жилища. Их дома пойдут под снос, как считают сами “шахановцы”, акиматам нужны стройматериалы, а так как взять их неоткуда, то в дело идут кирпичи, из которого выстроены дома местных жителей. Разбирают покинутые жилища бомжи, нанятые за мизерную плату, а людям, оставшимся без крова, никакой компенсации не предоставляется.


Во втором сюжете поведали о поселке в Восточно-Казахстанской области под названием Берели. Здесь нет связи, школы закрывают из-за нехватки детей, население отсюда потихоньку уезжает, кто куда может, на оставшихся учеников книг все равно не хватает. Недавно с жителей поселка собрали по 300 тенге (значительная сумма для сельчан) на проведение юбилея Оралхана Бокеева, но их на праздник так и не позвали.


Гульжана Карагусова не первый раз попадает под обстрел депутатов нижней палаты парламента. На этот раз парламентарии предложили поправку в закон, согласно которой решать, кому давать рабочие места на предприятиях, будут на местах представители акиматов. Почему мажилисмены доверяют акимам больше, нежели чиновникам из Астаны, не поняли ни сама министр, ни журналисты КТК. Объясняя, почему иностранные предприниматели предпочитают привозить своих рабочих, начальник строительного объекта “Верховный Суд РК” заявил, что здесь найти квалифицированных рабочих практически невозможно, а иностранцы, если им предлагать ту же зарплату, которую они получают в своей стране, естественно, сделают выбор не в пользу Казахстана. Поэтому приходится завозить специалистов из-за границы и соответственно оплачивать их труд. Впрочем, не особенно верится, что во всем Казахстане не нашлось отечественной компании, способной построить здание Верховного Суда. Министр подтвердила слова иностранца, сказав, что сейчас на рынке труда практически нет газосварщиков, сантехников, крановщиков, которые хотели бы устроиться на работу.


Рост цен на продукты может серьезно дестабилизировать обстановку в стране, считают журналисты. Депутаты обратились к Даниалу Ахметову с просьбой разобраться с ценовой политикой государства, иначе следующей инстанцией, куда намерены обратиться народные избранники, станет Президент.


Местные власти Усть-Каменогорска хотят построить в окрестностях города еще одно предприятие – мусоросжигающий завод. Казне он обойдется в 16 миллионов долларов, а вредные технологии могут нанести существенный вред здоровью горожан. От технологии сжигания мусора во всем мире развитые государства стараются уходить, в нашем же государстве, где практически нет благополучных в экологическом отношении городов, строить такие заводы просто нецелесообразно.


Алматы настолько загазован, что, по словам, аллергологов, простоять час на перекрестке Рыскулова – Ташкентская достаточно для того, чтобы получить смертельную дозу. Каждый четвертый житель южной столицы страдает от аллергии, и смерть от этого недуга не такая уж редкость. Просто, если человек умирает от приступа аллергии, считается, что виноват врач, не сумевший спасти пациента, поэтому многие в графе “причина смерти” пишут что-то другое.


В Алматы прошла конференция ОБСЕ “Правовое положение обвиняемых и подозреваемых в Казахстане”. Международные наблюдатели также озаботились состоянием изоляторов временного содержания, СИЗО и колоний. Теперь у заключенных не должно быть проблем с питанием (на них будет отпускаться 170 тенге против 75), в ИВС арестантам предоставят в пользование телевизор и холодильник. С 10 декабря СИЗО переходят в ведение Минюста.


В последнем сюжете, посвященном скандальным высказываниям нового министра информации, журналисты ничего нового не сказали, но еще раз выразили свое “фэ” в адрес Сауытбека Абдрахманова.


«31 канал» — “Пресса”


“Журналисты против журналистов, пресса против прессы” — страна готовится к президентским выборам


“Журналисты против журналистов, пресса против прессы, каждый сам за себя”. Вопросом разрозненности в журналистской среде снова задалась “Пресса”. Однако теперь выводы получились политически масштабными и резкими – об этом не говорят, но все об этом знают. Хотя такая резкость не присуща в последнее время “31 каналу” вообще. Может, наболело у авторов программы. Может, потому что в ней участвовала “персона нон грата для большинства казахстанских СМИ” — Нурбулат Масанов. Но, скорее, и то, и другое вместе.


Главный редактор “АиФ Казахстан” Сергей Кузовников причиной журналистской разобщенности называет человеческий фактор: важную роль в буднях и праздниках медийного сообщества играют личные симпатии и антипатии, слабости, недостатки, пристрастия.


По словам Тамары Калеевой, полемика в прессе привлекает интерес читателя. Плохо, что она не затрагивает важных для общества проблем, а заключена в рамки выяснения личных отношений. Нурболат Масанов за то, чтобы они выяснялись на кухне, но не в СМИ. Другое дело, говорит профессор, что у казахстанских журналистов нет нормальной работы, нет возможности развиваться, выражать свою индивидуальность. Поэтому, сказал он, “вы как пауки в банке”.


Понятно, что в этих условиях говорить об объединении и взаимопонимании неэффективно. С.Кузовникову “не верится”, что сегодня журналисты в состоянии создать мощную структуру, которая бы защищала и представляла их интересы. Он сомневается и в том, что “привилегированные, элитные” журналисты найдут общий язык с начинающими или региональными коллегами. Он считает, что журналистика изменилась, стала рыночной. Но губит прессу не столько рынок, сколько она сама: возможность стать могущественной, влиятельной силой разменивается на сиюминутное стремление “накосить бабок”.


Профессор Масанов, напротив, считает, что у журналистов нет возможности выбирать. На Западе, говорит он, журналист выбирает работу, исходя из своих политических взглядов и морали. Наши журналисты вынуждены поступаться своими принципами, по указке хозяев СМИ они “уподобляются собакам”, им дают команду “фас”, и они начинают рвать…”. Все дело в том, уверен политолог, что рынок СМИ в Казахстане “сужен до интересов одного человека в стране”. И все, происходящее в журналистской среде, нужно рассматривать в общем контексте: “Мы идем к президентским выборам 2006 года. Вот и все”.


Вывод сделал автор и ведущий “Прессы”: главной причиной не только слабости нашей журналистики, но и отсутствия солидарности, является малое количество собственников СМИ. Появление нового собственника, “не входящего в когорту приближенных, встречается в штыки, и его начинают травить самыми изощренными способами. Если такое происходит наверху, что можно говорить о рядовых журналистах? Скажите, пожалуйста, можно ли ожидать от людей, запуганных и полностью зависимых, какой-либо солидарности? Надо кое-что менять. Что – думайте сами”.


«31 канал» — “Собственное мнение”


Что такое суверенитет и независимость?


Прошел год со дня выхода в эфир программы “Собственное мнение”, об этом сообщил ведущий передачи Булат Абилов.


“Страна и мы” — так обозначил тему ток-шоу ведущий, отметив, что в данном случае будет обсуждаться путь, пройденный Казахстаном за 13 лет, со дня принятия Верховным Советом КазССР декларации о суверенитете.


Участники программы: политики, депутаты, общественные деятели и журналисты — высказывали разные мнения. Часто путались в датах и терминах – суверенитет и независимость. Юрист Виталий Воронов уточнял, что 25 октября 1990 года Верховный Совет принял декларацию о суверенитете Казахской ССР в составе СССР и тогда председателем ВС был Эрик Асанбаев, а 16 декабря 1991 года ВС под председательством Серикболсына Абдильдина принял закон о независимости Республики Казахстан.


Бывшие депутаты, участники тех исторических моментов, отмечали, что тогда Верховный Совет был сильнее, грамотнее нынешнего парламента, да личности там были не чета нынешним мажилисменам.


13 лет назад президент страны считался с Верховным Советом, подчеркивали выступающие, однако с 1995 года началось усиление президентской власти, некоторые назвали это регрессом, другие необходимым условием быстрых реформ.


Озабоченность судьбой страны выявила и различные подходы в путях развития республики. Например, Петр Своик убежден, что Казахстан должен быть парламентской республикой. Гани Касымов, считает, что новейшую историю страны надо принимать такой, какая она есть, — с взлетами и падениями.


Некоторые задались вопросом, что дал нам суверенитет? Другие парировали – надо говорить не о том, что дал суверенитет, а что ты сам сделал для укрепления суверенитета. Продолжение дискуссии смотрите в следующее воскресенье.


Маленькая ремарка от обозревателя. Странная страна Казахстан – в ней есть два очень похожих праздника: один — 25 октября – День Республики и второй — 16 декабря — День Независимости. 25 октября республика отмечает принятие декларации о суверенитете Казахской ССР в составе СССР – нонсенс. Может, имеет смысл отменить этот праздник и вместо него ввести новый.


«31 канал» – «Состояниеkz«


Новая мода — политэкология


«Состояниеkz» за прошедшую неделю журналисты программы увидели через “шымкенстскую бригаду”, “естественный отбор в среде чиновников”, политэкологию и процент раскрываемости преступлений.


Ситуация с молодежной преступностью в Шымкенте, драки и поножовщины между группировками школьников стали головной болью полиции, педагогов и родителей. Последний случай с применением огнестрельного оружия вынудил силовиков пойти на беседу со старшеклассниками. Однако разговора не получилось. Как сказал один юноша корреспонденту: “Вы же называете нас Техас. Это и есть Техас. Идет война”.


Рейды педагогов, обследования психологов не раскрывают реальных причин “войны” в подростковой среде.


Грядет очередная реформа госслужбы. Отныне в резерв политической элиты путем естественного отбора, то бишь конкурса, будут отбираться и чиновники среднего звена. Таким путем государство хочет снизить уровень родства и кумовства во власти. Однако, как отмечают журналисты программы, в казахском обществе, где родственника не бросают в беде, даже если он ленив и нерасторопен, вряд ли удастся полностью решить проблему.


Новую политическую моду открыли редакторы программы. Политэкология – называется она. Политических партий, желающих побороться за чистоту воздуха, воды и земли, становится все больше. Например, “Асар”, Гражданская партия, да и в программе других объединений есть “экологический” пункт. Однако, как говорит эколог В.Низовкин, все это политическая уловка, сейчас никто не в состоянии решить экологические проблемы, на это необходимо затратить огромные средства. А пиар-субботники по очистке территорий погоды не делают. А между тем заболеваемость детей, особенно, из-за неблагоприятной экологии, растет.


Подобными “уловками”, но в виде процентов и цифр, занимается МВД. Зачастую не регистрируя преступления, которые, по мнению следователей, невозможно раскрыть, полиция улучшает свои показатели. По примерам, приведенным в программе, часто это криминал в медицине. Как доказать, что смерть ребенка произошла по халатности врачей?