О пользе связей и вреде коррупции

Мировая пресса о событиях в Казахстане и вокруг него

Вся королевская рать


Много шума наделала неделю назад женитьба наследного испанского принца Фелипе на журналистке Летисии Ортис. Английская газета Guardian опубликовала официальный фотоснимок, запечатлевший молодоженов на фоне самых почетных гостей. В число избранных особ, удостоившихся чести войти в сверхэлитарный список среди сотен приглашенных, оказались президент Казахстана Нурсултан Назарбаев и его дочь Алия.



Среди высоких гостей значились представители 34 королевских династий со всего света (от Дании до Японии и от Норвегии до Бахрейна), несколько президентов европейских и латиноамериканских стран и бывших глав государств. Были и экзотические фигуры: короли государств, которые вроде бы не являются королевствами (Болгарии, Италии, Португалии), и короли государств, которые вроде бы и вовсе не государства (например, Гессена или Пруссии, которые известны ныне как земли Германии). Были короли без тронов (например, король Румынии Михаил и король Греции Константин), а пара тронов на переднем плане осталась не занятой кем-либо из королей или королев. Оказывается, как пояснил испанский королевский пресс-центр, пустовавшие места были предназначены для Нельсона Манделы и его супруги, которые не смогли присутствовать на церемонии. Независимо от причины отсутствия, испанская принцесса Алисия могла бы поблагодарить их за возможность положить на свободное кресло свою рыженькую сумочку.


Размещение гостей на протокольном снимке — настоящий кошмар для придворного фотографа, который вместе со специальными помощниками должен отслеживать, свое ли место заняли участники церемонии. Как уверяет нас корреспондент Guardian, порядок расположения гостей несет определенную смысловую нагрузку: лучшие места отведены почти что затерявшимся среди королевских особ демократическим лидерам (действующим и отставным, таким, как Вацлав Гавел), зато неоднозначные авторитарные персоны вроде саудовского принца Салмана бин Абдулазиз аль-Сауда тактично отодвинуты на задний план. Кстати, если верить подписи к снимку, Нурсултан Назарбаев, прибывший на свадьбу с дочерью Алией, оказался в одном ряду с гостем из Саудовской Аравии. Впрочем, изучение списков запечатленных на фотографии особ заставляет усомниться в выводе корреспондента британской газеты о ранжировании гостей по принципу их приверженности демократии. Так, по левую сторону от президента Казахстана расположились президенты Португалии и Германии с супругами, а также бабушка и дедушка невесты по отцовской линии, по правую — королева Иордании и Великий Мастер Мальтийского военного ордена. Вряд ли можно отнести Португалию, Германию и Мальту (только что ставшую членом Евросоюза) к недемократичным и авторитарным государствам.


Что касается руководителя нашей страны, то бросилось в глаза, что автор светской хроники почему-то не указал его официальной должности. Похоже на то, что журналист счел звучное имя Нурсултан за монарший титул; вероятно, автор не был проинформирован о том, что в Казахстане все еще сохраняется республиканский строй. К тому же допущена опечатка: Nazarbayek вместо Nazarbayev. Впрочем, все это объяснимо: совсем несложно растеряться в огромном количестве малоизвестных широкой публике имен и титулов.


Желающие ознакомиться с полными списками избранных гостей, удостоившихся чести попасть на протокольный снимок, могут обратиться к материалу в газете Guardian.


Россия становится частью Центральной Азии


Свой интерес к южным соседям продемонстрировали на минувшей неделе не только бизнесмены, но и политические руководители в Кремле. Весомым доказательством этого стало решение войти в состав Центральноазиатского экономического сообщества. Корреспондент Associated Press считает, что присоединение России к региональной группировке бывших советских республик стало частью нарастающих усилий Москвы с целью восстановить ее влияние в этом стратегически важном и богатом энергетическими ресурсами регионе.


Глава Совета безопасности России Игорь Иванов, представлявший Кремль на саммите, заявил, что «сотрудничество России с членами организации находится в наших общих интересах«. Как напоминает агентство, Москва в последнее время активизировала свою политическую, военную и экономическую деятельность в Центральной Азии с вполне очевидной целью подтвердить свое влияние на фоне усиливающегося интереса к региону других стран, среди которых Соединенные Штаты, Китай и Иран.


Межу тем лидеры Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана и Узбекистана договорились работать над формированием единой экономической зоны, в рамках которой будет осуществляться свободное движение товаров и людей. Однако никаких конкретных сроков названо не было. Любопытно, что одним из инициаторов экономической интеграции выступил президент Узбекистана Ислам Каримов, который заявил, что страны регионы, работая только внутри их собственных границ, «не будут представлять никакого интереса для мировой экономики и мирового рынка«.


АР напоминает, что центральноазиатское объединение, основанное в 2001 г., так и не добилось улучшения торговых связей между членами из-за пограничных споров, напряженных межэтнических отношений, экономических трудностей и проблем безопасности. Узбекистан, граничащий с четырьмя другими государствами Центральной Азии, нередко подвергается критике за то, что он перекрывает свои границы для ведения частной торговли.


Об этом пишут и другие СМИ. Так, сайт Eurasianet на днях сообщил о сохранении Узбекистаном ограничений на приграничную торговлю с соседними странами, мотивируя это противодействием деятельности радикальных исламских группировок. Впрочем, как это обычно бывает, местные жители идут на всяческие уловки, дабы обойти любые препоны. К тому же любые ограничения всегда на руку коррумпированным пограничникам и таможенникам.


Так, коррупция процветает на границе с Казахстаном, популярном пункте назначения для узбекских торговцев и хлопковых контрабандистов. Челночные операции ежегодно лишают узбекскую экономику многих миллионов долларов. Ташкент делает вид, что не замечает этих фактов, а в начале 2004 г. правительство опубликовало статистические данные, говорящие об устойчивом экономическом росте страны.


Жители Кыргызстана, чтобы приезжать в Узбекистан, также пользуются бюрократическими лазейками. По словам одного кыргызстанского узбека, «чтобы навестить родственников в Ташкенте, люди говорят узбекским пограничникам, что едут в Казахстан, и таким способом получают транзитные визы. Большую часть времени они проводят в Ташкенте, а затем тратят 20 минут на то, чтобы, добравшись до казахстанской границы, получить штамп в паспорте и затем отправиться назад в Кыргызстан«.


Дерипаска и Абрамович — компаньоны Машкевича


Британская служба ВВС информирует о том, что компания РУСАЛ — крупнейший российский производитель алюминия — заключила соглашение с Евразийской финансово-промышленной компанией (ЕФПК) — о строительстве завода на территории Казахстана. Сообщается, что общая стоимость проекта составит около 3 млрд. долларов. Часть средств на его реализацию направят РУСАЛ и ЕФПК, а оставшаяся сумма будет привлечена за счет кредитов.


Согласно планам, будущий алюминиевый завод будет производит 500 тыс. тонн металла в год, а глиноземный — 1,5 млн. тонн. Аналитики считают, что новый проект РУСАЛа — третьего по объемам производителя алюминия в мире — позволит ему стать мировым лидером в этой отрасли. Генеральный директор РУСАЛа Александр Булыгин заявил: «Этот крупный проект привлекателен как для РУСАЛа, так и для Казахстана, поскольку для нас — это серьезный шаг на пути реализации нашей стратегии по увеличению производства алюминия и глинозема, а для республики — это инвестиции, развитие смежных производств и значительный рост ВВП«.


Этот проект вполне может стать крупнейшим по объемам инвестиций в металлургическом секторе стран бывшего СССР. Предполагается, что строительство завода начнется примерно через год, однако его точное месторасположение пока не определено. Как напоминает ВВС, 25% РУСАЛа принадлежит известному российскому бизнесмену — губернатору Чукотки и владельцу лондонского футбольного клуба «Челси» Роману Абрамовичу. Еще 75% контролирует Олег Дерипаска.


У посольства Казахстана свой взгляд на проблему коррупции


Washington Times рассказывает о реакции посольства Казахстана в Америке на громкие заявления посла США в ОБСЕ, побывавшего на минувшей неделе в нашей стране. «Коррупция — проблема, которая стоит перед многими странами, включая Соединенные Штаты, и Казахстан очень серьезно ведет борьбу с этим явлением«, — заявило посольство в ответ на высказывания Стефана Миникеса, посла США в ОБСЕ. Как напоминает столичное издание, во время своего визита в бывшую советскую республику Миникес заявил, что «рак …, который глубоко поразил вашу страну — рак коррупции«. «Пока здесь будет распространена коррупция, народ не сможет в полной мере ощутить плоды демократии и рыночной экономики«, — сказал он на пресс-конференции.


В целом Миникес дал весьма нелицеприятную оценку уровня демократизации Казахстана, выразив надежду на то, что возможностью для начала преобразований могут стать предстоящие парламентские и президентские выборы.


Посольство Казахстана в Вашингтоне заявило, что «народ Казахстана следует путем демократии и рыночной экономики с первых дней обретения нашей независимости» после краха Советского Союза в 1991 году. Посольство также отмечает, что демократический процесс «стал необратимым«. Оно указывает, что Назарбаев недавно отклонил предложенный законопроект, который предусматривал «жесткие ограничения» на прессу и подписал закон, «гарантирующий прозрачность [в правительстве] и свободное волеизъявление граждан«.


Казахстан стал первой страной среди бывших советских республик, «которая приняла специальный закон по борьбе с коррупцией» и учредила правительственное агентство, призванное проводить в жизнь законодательство против взяток, отмывания денег и других финансовых преступлений, заявляет посольство. «Эти меры и всеобщее осуждение этого зла, а также укрепление демократического процесса в Казахстане, дают нам уверенность в том, что наша страна добьется успехов в борьбе с метастазами этого международного явления«, — отмечается в заявлении посольства.


Впрочем, заявление посольства стало очередным поводом для того, чтобы Washington Times напомнила о приближении суда над Джеймсом Гиффеном: «Согласно сообщениям прессы, федеральное расследование против международного нефтяного консультанта Джеймса Гиффена обвиняет его в осуществлении платежей от корпорации Mobil (ныне ExxonMobil) Назарбаеву и бывшему нефтяному министру Казахстана Нурлану Балгимбаеву. Гиффен утверждает свою невиновность и отказывается принимать предложение о сделке с правосудием. Начало суда над ним намечено на 3 июня«.


О том, что одной из главных проблем Казахстана является коррупция, рассказывает и агентство IRIN. В публикации отмечается, что Казахстан является лидером по показателям экономического роста и реформам среди пяти государств Центральной Азии, добившись удвоения показателей роста за последние годы, главным образом благодаря нефтегазовой промышленности. Однако эксперты предупреждают, что коррупция становится проблемой, которая может препятствовать дальнейшему ходу реформ.


Как заявил корреспонденту агентства Сергей Злотников, руководитель организации Transparency Kazakhstan (ТК), «коррупция в Казахстане приняла системный характер, и этот факт уже стал общепризнанным, его признало даже правительство«.


Правительственная рабочая группа оценивает долю теневой экономики в 50 процентов от ее общего объема, а TK предполагает, что эта цифра достигает 80 процентов. По мнению Злотникова, особенно широко распространена коррупция в процветающей нефтегазовой промышленности. Он напомнил, что год назад тогдашний министр финансов Зейнулла Какимжанов признал, что 80 процентов нефтяных компаний, работающих в Казахстане, ведут свою деятельность в офшорных зонах, а контракты между правительством и нефтяными компаниями подписывались в условиях недостаточной прозрачности.


«Коррупция — повсюду, она пронизывает общество снизу доверху, — говорит Злотников. — Сама система далека от прозрачности«. Среди причин он называет отсутствие четкого разделения полномочий между ветвями власти, ограниченность полномочий парламента и гражданского общества, пассивную роль СМИ.


Служенье муз не терпит суеты


Журналисты радио «Азаттык» по-прежнему не могут отыскать Заманбека Нуркадилова. Ничего определенного не может сказать и большинство из тех, с кем был связан экс-глава АЧС в последнее время. Им остается лишь выдвигать весьма туманные версии. Самым неожиданным стало предположение о том, что затворничество новоявленного оппозиционера связано с литературно-переводческой деятельностью: Нуркадилов погрузился в восточную поэзию и занялся переводами с арабского. Одной из тех немногих людей, которые в последнее время видели его, стала директор общественного фонда «Журналисты в беде» Розлана Таукина. После разговора с Нуркадиловым, состоявшегося в минувший четверг, Таукина заявила:


— Личностные моменты вынудили Нуркадилова сделать паузу. И поэтому это дает ему повод думать, размышлять, наверное, а может быть, даже и ждать каких-то контактов, переговоров. Он о них говорил неоднократно. Но, насколько я знаю, переговоров нет никаких. Слухи пускаются намеренно, чтобы его изолировать. Ну, и последнее, когда я спросила, чем он занимается, Нуркадилов ответил, что переводит с арабского языка стихи и готовит свой ход.


Ответ Акежана Кажегельдина


В то время как Заманбек Нуркадилов исчез с политической арены, напомнил о себе Акежан Кажегельдин, долгое время не подававший признаков активной деятельности.


Радиостанция «Немецкая волна» рассказывает, что на минувшей неделе в Вене состоялись встречи Кажегельдина с дипломатами, представляющими тринадцать европейских стран в ОБСЕ. Примечательно, что на эту встречу он направился в качестве главы оппозиционной партии РНПК. Темой беседы, как это нетрудно предположить, была предвыборная ситуация в Казахстане и председательство в ОБСЕ в 2009 году. «Немецкая волна» взяла у экс-премьера телефонное интервью. В частности, Акежан Кажегельдин так прокомментировал заявление Нурсултана Назарбаева о том, что «Казахгейт» является плодом его инсинуаций:


— Четыре года назад я обратился к Н.Назарбаеву с открытым письмом и предложил занять правильную позицию в этом деле: Казахстан и господин Назарбаев должны сотрудничать с американской администрацией в деле «США против Гиффена». Там нечего больше добавить. Долгие пять лет казахстанское правительство вообще заявляло, что этого расследования вообще не существует и что это – инсинуации. Теперь они признали, что предстоит суд, но это не имеет отношения к стране. Это имеет, к сожалению, отношение к стране. Там заморожены деньги, которые принадлежат народу Казахстана, и, к большому сожалению, это расследование и предстоящий суд отравляют отношения США и Казахстана. Н.Назарбаеву нужно “вытащить” свое имя из этого дела, чтобы потом всем было ясно – человек чист. А сейчас все выглядит так, как будто либо один или два человека манипулировали казахстанским руководством, обманывали его и «подставили», либо само казахстанское руководство являлось частью этой группы.


Что касается остальной части интервью, то, по большому счету, высказывания А.Кажегельдина не отличались конкретикой. Вот, например, что он сказал по поводу возможностей улучшения политической ситуации в Казахстане:


— Обратите внимание на то, что происходит на карте. Все больше стран желают присоединиться к ЕС. В том числе бывшего социалистического лагеря, бывшего СССР, хотят жить по европейским стандартам. Я тоже хочу, чтобы в Казахстане были европейские стандарты здравоохранения, образования, обеспечения старости, безопасности, равных условий достижения чего-либо в соответствии с талантами. Смотрите на три прибалтийские республики. Там нет ни нефти, ни газа, ни золота, ни серебра. Но они за эти годы стали жить лучше, чем мы живем сейчас. Лучше потому, что там правительство подотчетно гражданам, потому что там в правильные сроки происходят выборы, потому что там разведены ветви власти. Недавно президент одной из этих стран был отстранен от власти, потому что нарушил конституцию. Все, что принято в свободном, демократическом обществе, и мы хотим для своей страны ровно этого же. И у Казахстана есть такой шанс.


***


© Есен Смагулов. Перепечатка этого материала возможна только с разрешения автора



smagulove@mail.ru