Между молотом и наковальней

Москва или Вашингтон?..

Извечное сидение на двух стульях


В эпоху неоколониализма, семимильными шагами идущего по нашей планете, вопрос геополитического положения страны является чуть ли не самым важным из факторов, определяющих перспективность ее будущего развития. От природы нам в наследство досталась довольно многое. Принимая во внимание далеко не последнюю роль так называемой сырьевой карты Казахстана, необходимо всегда помнить, что главное наше достояние, а равно и основная головная боль — положение буферной зоны, естественного приграничного островка между цивилизациями.


Казахстан географически предопределен находиться между своеобразными молотом и наковальней. На севере он граничит с оплотом славянской цивилизации — Россией, на юго-востоке — с Китайской цивилизацией, на юго-западе — с мусульманской цивилизацией стран Центрально-Азиатского региона, имеющими, в свою очередь, выход на Ближний Восток.


Серединная страна — идеальное место для осуществления внешнеполитического воздействия на другие страны региона. Поэтому территория Казахстана издавна является полем для сражения. Для его руководства — за свободу от давления извне, для стран соседей — за получение необходимых рычагов, обеспечивающих это давление. Еще Абылай хан во главу угла своей политики ставил умение грамотно лавировать между интересами России и Китая. В результате его политической дальновидности ему удалось сохранить казахские земли и объединить под своим руководством все три жуза.


С распространением такого феномена, как глобализация, в систему факторов давления на Казахстан включились США и Европейский союз, рассматривающие наше государство в качестве своеобразного форпоста своей политики в Центрально-Азиатском регионе, направленной в том числе и на сдерживание тенденций к усилению региональных позиций тех же Китая и России. Руководить таким лакомым кусочком Евразии день ото дня все сложнее и сложнее, ведь нужно не только оставаться максимально независимым от внешнего влияния третьих сил, но и в угоду интересам своей страны достигать компромисса со всеми игроками.


Ощущая на себе давление извне подобного масштаба, единственно верным внешнеполитическим курсом для Казахстана была и остается многовекторная политика.


Противостояние


При всех достоинствах многовекторной политики как курса взаимоотношений с другими государствами, она отнюдь не решает проблемы осуществления ими попыток добиться влияния на Казахстан.


Из всех направлений оказания этого воздействия остановимся на одном, наиболее интересном в плане анализа, основанном на продолжающемся со времен холодной войны противостоянии России и США, а точнее, его политическом спектре.


Потерпев поражение в информационной войне конца ХХ века, результатом которой стал распад Советского Союза, Россия включилась в другую, не менее ожесточенную кампанию — за влияние на страны Центрально-Азиатского региона.


Ограниченная своими собственными экономическими и политическими проблемами, Россия только с началом правления В.Путина активно взялась за работу по восстановлению своего утерянного влияния на серединную Евразию. При этом в Казахстане для достижения этих целей Россия активно использует и исторически сложившееся родство народов, и влияние русскоязычной диаспоры, и превалирующий процент российских СМИ на казахстанском информационном пространстве, и, главное, языковой фактор.


Выбор оружия у США не так велик, но зато проверен временем и более глобален. Со времени развала Советского Союза в Казахстане Америка активно включилась в восстановление экономики Казахстана, предоставляя свои финансовые средства и выбивая займы МВФ. Как грибы после дождя, на территории страны начали возникать международные организации, помогавшие развивать демократические принципы руководства государством, строить гражданское общество, обеспечивать права человека и независимость средств массовой информации. Таким образом, вопросы, связанные с выплатой внешнего долга Казахстана, а также с уровнем развития демократии в нашей стране, — основные козыри в руках американцев.


С помощью вышеуказанных рычагов и Россия, и США оказывали и оказывают по сей день общее влияние на общественную ситуацию, складывающуюся в Казахстане, при этом прекрасно понимая, что для осуществления действенного политического влияния на государство этого мало. Необходимы рычаги посильнее. Необходимы политические партии оппозиционной направленности.


Большой театр


В качестве permanent target в работе по оказанию влияния на политическую обстановку в стране выбираются самые агрессивные, скандальные и непримиримые оппозиционные силы, используемые в качестве информационного рупора. Их основная задача при этом заключается в поддержании перманентного конфликта с властью и нагнетании обстановки в обществе.


В Казахстане сначала в качестве таковой, несомненно, выступала РНПК, которая была в свое время основным деловым партнером для американцев. Через свои международные организации Национальный демократический институт США (НДИ), фонды “Евразия”, “Сорос-Казахстан” и другие они активно консультировали членов партии, как правильно проводить агитационную работу, организовывать митинги, через подконтрольные СМИ осуществлять информационные атаки на власть. Не исключено, что американцы оказывали и финансовую поддержку РНПК. Конституцию РК, запрещающую финансирование казахстанских политических партий иностранными источниками, при этом можно очень просто обойти. Ведь в ней не сказано, что член партии не может быть одновременно и руководителем какой-нибудь неправительственной организации, работающей в сфере развития, скажем, гражданского общества. А вот неправительственной организации деньги в виде грантов американцы давать могут. Ироничность ситуации заключается в том, что никто не может проверить, куда на самом деле пошли деньги, выделяемые руководителю этой неправительственной организации (по совместительству — члену политической партии), под проведение, например, ряда семинаров на тему, “Что такое демократия?” для учителей школ города. Никто, кроме самих американцев.


Россияне, в свою очередь, использовали факт размещения на своей территории крупной части бизнеса Г.Жакиянова и М.Аблязова и оказали им поддержку в создании ДВК. Идеологической составляющей движения стал заниматься российский специалист в области политтехнологий Александр Тыминский, который руководил всей имиджмейкерской раскруткой Г.Жакиянова еще когда последний находился на посту акима г.Павлодар. Главным источником проведения информационных атак стала газета “Республика” и ее бессменный главный редактор Ирина Петрушова.


Ситуация, связанная с оказанием властью давления на лидеров ДВК, а впоследствии и с их осуждением, значительно изменила картину векторов давления на ДВК. Не имея достаточного политического веса, чтобы в открытую разыгрывать ситуацию, связанную с политическими осужденными, Россия была вынуждена ослабить свое влияние на объединение, при этом вся работа россиян в этом направлении сводилась к методичному информационному давлению на руководство страны через И.Петрушову и ее “Республику”, а впоследствии — “Ассанди-Таймс”. А.Тыминский же, как грамотный имиджмейкер и политтехнолог, в разговорах с тем же Г.Жакияновым вполне мог даже советовать ему продолжать сидеть, понимая, какой рычаг давления на власть россияне получили в его лице.


ДВК с арестами своих лидеров переплюнуло своей оппозиционностью к тому времени практически почившую РНПК. В отличие от России, у США имелись и финансовые средства, и политический вес для того, чтобы использовать ситуацию политических заключенных в открытую, и они не упустили своего шанса переманить ДВК в свой стан. Работа с ДВК проходила по старой схеме. Проведение тренингов, семинаров, на которых представителей ДВК обучали политтехнологиям, агитационной работе и т.д., финансировалось через НДИ. Американцы оплачивали даже дорогу и проживание участникам этих мероприятий.


Представители ДВК поддерживали контакты и с зарубежными деловыми партнерами НДИ. Так, многие из них неоднократно выезжали в Республику Грузия, где местные представители оппозиции делились со своими казахстанскими коллегами, так сказать, боевым опытом. При этом нельзя с большой уверенностью говорить о том, что американцы хотели использовать ДВК для повторения в Казахстане бархатной революции, так как сама перспективность повторения этого сценария весьма иллюзорна. Скорее всего, руководство НДИ было настроено на тихое вхождение представителей ДВК во власть и подготовку плацдарма для последующего наступления.


И все, скорее всего, было бы именно так, если бы не знаменитый семинар, организованный НДИ для ДВК в г.Москве.


Битва под Москвой


Редко выпадает случай с точностью до месяца определить резкое изменение векторов внешнего влияния на политическую партию. Уникальность примера ДВК заключается в том, что повторное изменение американского на российский вектор внешнего влияния можно определить с точностью до суток. Эта историческая дата — 13 февраля 2004 года.


Намедни представители будущей партии собрались на очередной тренинг, организованный и профинансированный для них уже упоминавшимся Национальным демократическим институтом США. А на следующий день в российском «Коммерсанте» появилась статья, красочно описывающая, как американцы готовят казахстанскую оппозицию к вхождению во власть.


Скажем прямо, статья наделала много шума как в Российской Федерации, так и в Казахстане. Кстати, немаловажный вклад в распространение на территории РК опубликованных в статье сведений внесла все та же И.Петрушова, методично публиковавшая на страницах “Ассанди-Таймс” выдержки из “Коммерсанта”. В результате Депутаты Парламента РК забросали своими запросами МИД РК, Генеральную прокуратуру и Министерство Юстиции с единственным вопросом, почему в Казахстане допускается иностранное вмешательство в государственные дела и финансирование отечественных политических организаций. Ответа, по крайней мере, публичного, пока не последовало.


Осторожные американцы стараются с тех пор не придавать огласке свои связи с ДВК, вовсю раскручивая сценарий охлаждения отношений НДИ-ДВК на основе межличностных противоречий руководства организаций и провала попыток выработки компромиссного варианта плана ее дальнейшей политической раскрутки. Да и набирающая политическую мощь партия “Ак Жол” в настоящее время становится для американцев перспективнее в качестве permanent target .


Как говорится, свято место пусто не бывает, и россияне, выиграв битву под Москвой, вновь смогли вернуть себе ДВК. Но, в отличие от планов США по использованию ДВК, россияне во главу угла ставят не тихое вхождение во власть, а открытую конфронтацию с существующим режимом.


За двумя зайцами погонишься


Несмотря на то, что представители НДИ так искренне радовались тому, что народная партия ДВК все-таки была зарегистрирована, несмотря на то, что американцы, вместе с новопартийцами на всех углах твердили, что это их общая победа, российское влияние на ДВК остается превалирующим. Однако нынешний лидер НП ДВК А.Кожахметов продолжает проводить свою многовекторную политику, стараясь дружить и с американцами, и с россиянами. Как и прежде, он четко придерживается линии поведения, обозначенной ему А.Тыминским, как и прежде газета, «Ассанди-Таймс» пишется в г.Москве под зорким редакторским взглядом И.Петрушовой и, как и прежде, А.Кожахметов после каждой встречи с россиянами проводит встречу с руководителем НДИ Т.Брайдлом.


Как долго А.Кожахметову, в частности и ДВК, в целом удастся сидеть на двух стульях, покажет время. Однако над чем можно и нужно задуматься нам уже сейчас, так это над уровнем независимости наших политических партий, который — налицо.