Аскар Акаев: «Экспорт демократии», очень напоминает большевистский «экспорт революции»

Сегодня “Российская газета” публикует статью, а может быть, и речь президента Кыргызстана Аскара Акаева “Экспорт демократии” = “Экспорт революции”, об историческом предназначении Евразии.


История определила для Евразии великое предназначение. Не все из задуманного Творцом Вселенной за минувшие века удалось осуществить, но в начале ХХI века для движения к прогрессу на континенте набран гигантский импульс. Уверен, что в недалеком будущем человечество увидит новую преображенную Евразию, занимающую предначертанное ей историей достойное место в мировом сообществе”, — таков зачин статьи Акаева.


Аскар Акаев, дискутируя с положениями теории американского политолога Хантингтона о «столкновении цивилизаций» и его предсказаниями о возможном появлении «горячих фронтов» на линиях межцивилизационных «разломов», отвечает, что “Евразия становится «синтезирующим континентом» по многим направлениям. Мировое сообщество, несомненно, будет присматриваться и учитывать опыт евразийства. Политика, культура, экология, технологии и образование в эпоху глобализации и информационной революции — это и есть основа для диалога. И превыше всего стоят проблемы развития демократии. Это императив эпохи”.


Вместе с этим президент Кыргызстана выражает немалую тревогу по поводу новых международных политических технологий, реализуемых в благопристойной упаковке типа «бархатных революций». “Издавна считаю, что подлинное народовластие должно органично вызревать в недрах самих стран. Подталкивание этого процесса извне, своего рода «экспорт демократии», очень напоминает большевистский «экспорт революции”.


Аскар Акаев также объясняет суть внешней политики своего государства. Он отвергает обвинения в потакании интересам США и дружбе с Россией.


В развитие идеи о роли Кыргызстана в сближении интересов великих держав мной сформулирована получившая международное признание внешнеполитическая доктрина, которая в кратком виде выглядит как концепция «и — и», а не «или — или». Многовекторность внешней политики является крупным активом. Большая дружба не зависит от силовой мощи партнеров. Так бывает в человеческой практике, так происходит и в международных делах”.


Глобальный вывод, который сделал Аскар Акаев, выглядит так: “Мир един, и отдельные элементы в форме дискретных человеческих общностей составляют в своей совокупности мультицивилизационное и мультикультурное многоцветье, делая его более устойчивым в эпоху хаотических начал глобализации”.


“Гудок” сообщает, что 9 июня в Ташкенте открывается очередное, 38-е заседание Совета по железнодорожному транспорту государств — участников СНГ и стран Балтии.


По ходу издание нахваливает железнодорожное ведомство Узбекистана, которое отмечает свое 10-летие.


Председатель Дирекции Совета Анатолий Сиденко рассказал, какие вопросы предстоит рассмотреть участникам этого крупнейшего форума железнодорожников:


— На заседании Совета будут рассмотрены итоги работы железных дорог стран СНГ и стран Балтии за пять месяцев текущего года, согласованы график движения, план формирования поездов и направления вагонопотоков в международном сообщении, а также проблемы внедрения новых технологий при ремонте грузовых вагонов и создания высокоскоростной информационной сети передачи данных, в том числе для взаиморасчетов (Инфосеть-21).


В общем, развитие и сотрудничество “железных дорог” идет нормальными темпами, растет объемов перевозок грузов.


Но есть и проблемы. Ожидается, что на Совете будут обсуждаться и вопросы взаиморасчетов между администрациями железных дорог СНГ. Как сказал Анатолий Сиденко, за 4 месяца общая задолженность по текущим платежам сократилась на 19,6 процента. В переводе на деньги это соответствует 22 миллионам швейцарских франков. Самые аккуратные плательщики — это Украина, Казахстан, Литва, Эстония.


Российская пресса продолжает подводить итоги визита президента Таджикистана в Россию.


“Независимая газета” пишет, что итоги сочинских переговоров президентов Владимира Путина и Эмомали Рахмонова широко освещались в российской прессе и были преподнесены как безоговорочный успех российской дипломатии. Однако, по сути, не меньшего, если не большего, добился Таджикистан.


Главным итогом встречи в Сочи большинство наблюдателей считают, что лидеры двух государств внесли-таки ясность в нынешние российско-таджикские отношения. Во главу угла ставится то, что Москва уже в ближайшее время развернет свою военную базу на территории Таджикистана, получив в придачу в собственность систему контроля за космическим пространством «Нурек». Заинтересованный в российском военном присутствии Таджикистан передал России «безвозмездно в бессрочное пользование» землю под развертывание военной базы, а также и полигоны”.


Говоря о выгодах, приобретенных Душанбе, издание отмечает, что главным же достижением президента Рахмонова на его сочинской встрече с Путиным стало решение о списании таджикского долга России — “часть задолженности Таджикистана перед Россией будет инвестирована в крупные проекты в энергетической сфере, которые осуществляются или будут осуществляться в стране. В частности, Россия примет участие в строительстве Сангтудинской ГЭС. В этом проекте будет участвовать РАО «ЕЭС России». Именно этого — расширения российского экономического, а не только военного присутствия в Таджикистане — он, в сущности, и добивался все последние годы”.


Достигнутые в Сочи договоренности по базе, кроме всего прочего, станут еще одним стабилизирующим фактором для власти Рахмонова. Это еще один явный успех таджикского лидера: впервые президент такой маленькой страны, на протяжении многих лет напрямую зависящей от России, смог поставить свои условия и добиться их выполнения, делает вывод НГ.


Очень критично оценивает “Коммерсантъ” взаимоотношения России и Центральной Азии. Издание пишет, что российская дипломатия в странах СНГ ставит «не на того парня».


Так Россия, кстати, вела себя с Саддамом Хуссейном: добивалась его расположения и нефтяных контрактов, будто бы не зная, что новые иракские власти все переиграют заново. Так было со Слободаном Милошевичем, которого Москва поддерживала до последнего, даже зная, что он уйдет и его сменят другие люди. И в Тбилиси, когда уже стало ясно, что Михаил Саакашвили обречен взять власть, Москва зачем-то заигрывала с Эдуардом Шеварднадзе, а с его преемником нарочно ссорилась.


Вообще, у российской дипломатии есть странная традиция — ставить не на того парня, как сказал бы президент Буш. Каждый раз, когда где-то в мире происходят коренные перемены, мы, по своему обыкновению, поддерживаем того, кто обречен на поражение...


Казалось бы, только в СНГ есть масса режимов, которые поддерживать и стыдно, и невыгодно, потому что все равно рассыпятся рано или поздно, а оппозицию, наоборот, мудро и дальновидно. Но Москва все равно даже против Туркменбаши слова грубого не скажет. Хотя с каких пор он, Туркменбаши, проводник российских интересов? (В эту фразу можно подставить имя любого ближне — или средневосточного лидера, которого поддерживает Россия.)”


***


При составлении обзора использованы материалы дайджеста «Центральноазиатские новости» от ИА «Фергана.Ру«