Заявление Председателю ЦИК РК от гражданина РК Босых А.А.

Прошу рассмотреть ситуацию, сложившуюся в результате отказа принять моё заявление о намерении баллотироваться кандидатом в депутаты Сената Парламента РК

Председателю ЦИК РК

Жумабекову О.И.

от гражданина РК

Босых А.А.

Берн, 17.07.2005г.

Заявление

Прошу рассмотреть ситуацию, сложившуюся в результате отказа принять моё заявление о намерении баллотироваться кандидатом в депутаты Сената Парламента Республики Казахстан.

Через своих доверенных лиц Мацигон А.И. и Пашковскую М.В. я дважды обращался к председателю городской избирательной комиссии г. Астаны с просьбой о приёме заявления на регистрацию. Однако мои представители получили отказ. Затем в телефонном разговоре 13.07 т.г. г-жа Пытьева подтвердила мне занятую в данном вопросе позицию. Она обосновала её инструкцией ЦИК, якобы требующей, чтобы подача гражданином заявления в городскую избирательную комиссию осуществлялась исключительно собственноручно.

В связи с работой, ведущейся в интересах нашей Республики, я временно нахожусь за её пределами. Поэтому моё физическое присутствие при подаче заявления в установленный до 19 июля т.г. срок не представляется возможным.

Как известно в правоприменительной практике, Конституция и Конституционные законы обладают приоритетом по отношению к внутренним документам государственных органов либо иным подзаконным актам. Но в пункте 5 статьи 71 (описывающей порядок самовыдвижения) Конституционного закона “ О выборах в РК” не удается найти прямого указания на необходимость личного присутствия гражданина при подаче заявления на регистрацию. Используемый мной текст закона размещён на официальном сайте ЦИК РК.

В то же время представление любых интересов граждан другими лицами на основании соответствующей нотариально зарегистрированной доверенности является обычной практикой. А в стандартном тексте доверенности используемой моим представителем однозначно указывается на её право “подавать заявления (от моего имени), получать все необходимые справки документы, быть представителем в государственных и негосударственных учреждениях и организациях, для чего ей предоставляется право расписываться за меня и выполнять все действия и формальности связанные с данным поручением”.

Как известно: гражданам разрешено всё, что прямо не запрещено законом; а вот государству наоборот — запрещено всё, что прямо не разрешено законом. Непонятно — на каком основании г-жа Пытьева выдвигает аргумент о том, что право граждан на представление их интересов третьими лицами дополнительно требует обязательного уточнения в самом тексте Конституционного закона “О выборах в РК” в случае, если это заявление подаётся в избирком? Полагаю, избиркомы являются такими же государственными, как и остальные составляющие государства, без каких-либо исключительных привилегий, не так ли?

Вызывает тревогу то, что, казалось бы, даже в таком простом вопросе, на основании закона невозможно найти взаимопонимания с функционерами нашей избирательной системы. В связи с чем напрашивается цитата бывшего генпрокурора России В. Степанкова: Сила закона в его формальности, но страшно, если закон оказывается в руках формалиста”.

Современные международные средства связи в совокупности с законодательной базой РК и процедурами, принятыми в стране моего текущего пребывания позволяют достаточно эффективно и даже многовариантно решать задачи удаленной коммуникации граждан с государственными структурами, а также правосубъектной идентификации граждан последними.

Более того, полагаю некорректным выдвигать дополнительные требования по самой процедуре подачи заявления, уже только потому, что они даже не были размещены на официальном сайте ЦИК РК, в качестве дополнительных пояснений к Конституционному закону “О выборах в РК”. Тогда каким же образом граждане могут заблаговременно ознакомиться со всеми тонкостями и деталями избирательной процедуры, разработать план кампании в соответствии с выдвигаемыми жесткими временными рамками?

Даже закон вступает в силу лишь после его публикации в доступных для граждан официальных источниках. Неужели и здесь инструкции пытаются поставить выше закона?

По моему мнению, такой подход избиркома значительно осложняет подготовку избирательной кампании и влечёт за собой информационное неравенство стартовых возможностей следующих категорий граждан: самовыдвигающихся — по отношению к кандидатам выдвинутым маслихатами соответствующих уровней и действующим депутатам Сената Парламента РК. Помимо этого состязательность и репрезентативность необоснованно ограничены за счёт граждан проживающих в отдалённых районах страны. В особенности, граждан ограниченных физически, либо финансово в возможностях к передвижению. Такое положение противоречит статье 14 Конституции РК, поскольку, по сути, ведёт к дискриминации определённых категорий граждан.

Здесь представляется уместным упомянуть, что в целях совершенствования и оптимизации “механизмов по обеспечению свободного доступа граждан к электронным услугам государства и социально значимой информации, независимо от проживания граждан и их социально-экономического положения и дислокации хозяйствующих субъектов” уже осуществляется Государственная программа формирования “Электронного правительства РК”. Полагаю что, результатами воплощения данной программы являются, в частности, и сайт ЦИК РК, и уже нашумевшая система электронного голосования “Сайлау”. Не противоречит ли вышеописанная ситуация принципам заложенным в основу “Электронного правительства РК”?

Считаю, что в данном случае серьёзно нарушено моё пассивное избирательное право. Вызывает сомнения целесообразность предъявляемых горизбиркомом Астаны дополнительных требований. Как и необходимость предоставления копий дополнительных документов прямо не поименованных в Конституционном законе “О выборах в РК”.

Также нарушено активное избирательное право голосовавших за меня на выборах в 2004 году избирателей в лице их представителей в маслихате столицы. Это лишает часть электората потенциальных возможностей выбора адекватного их ожиданиям представителя своих интересов в высшем законодательном органе власти нашей Республики.

Данное обращение прошу рассматривать в качестве моего официального заявления о намерении баллотироваться кандидатом в депутаты Сената Парламента Республики Казахстан.

Ответ прошу направить на мой электронный адрес, с которого было отослано данное заявление. Копию ответа на бумажном носителе прошу переслать моему доверенному лицу Мацигон А. И., по адресу г.Астана, пр. Абая, 88, кв. 41.

С наилучшими пожеланиями, А. Босых

Оригинал направляется на официальный электронный адрес ЦИК РК info@election.kz

Копии на бумажных носителях:

— в ЦИК РК.

— Президенту Республики Казахстан

— Передаётся для публикации в СМИ.