Алматы: миграционная ситуация и конфликтный потенциал. Часть 1


Парадокс Алматы в том, что лидирующие по стране “благополучные” социально-экономические показатели, фиксируемые статистикой, бурное строительство, стремительно меняющее на глазах облик города, являются не только позитивными, но и негативными факторами развития. Что обусловлено “социальным фоном” – типом формируемого социума, социальной стратификации мегаполиса. Миграция – один из ведущих факторов развития Казахстана, Алматы – в особенности.

Несмотря на утрату столичного статуса, Алматы продолжает сохранять и укреплять позиции финансового, культурного и промышленного центра страны. Мегаполис – центр “строительного бума”. Причем, “бума” не политически заданного, в отличие от Астаны, а спонтанного. Всё это, на первый взгляд, — позитивные параметры развития. Но, лишь для определенного типа городского социума без резкой поляризации населения.

“Блеск и нищета” Алматы

В социологии тип социальной стратификации отражает структурное неравенство между разными группами людей, место страт в социумной пирамиде, способы, которыми неравенство передается от поколения к поколению [Giddens A. Sociology. – Cambridge: Policy Press, 1989, р.206; Cмелзер Н. Социология. – Москва, 1994. С.274]. Любое общество во времени и пространстве – “общество неравных”. Однако же неравенство, его степень, характер, везде разные. По разным основаниям выделяют различные типы стратификации – кастовые, сословные, социально-профессиональные. При синхронном сравнительном анализе, условные – “европейские”, “южноазиатские” “юго-восточноазиатские”, “латиноамериканские”, и др. типы.

Чрезмерная поляризация, превышение ее “пороговых” значений (коэффициент доходов, разрыв в доходах 10 процентов наиболее и наименее обеспеченных граждан: “пороговое значение” – 5) – едва ли не ведущий фактор дестабилизации. И наоборот, умеренный разрыв в доходах – снижает конфликтный потенциал. Что подтверждает и хрестоматийный пример роли многочисленного среднего класса, как социальной базы стабильности, иллюстрируемый обычно опытом развитых стран.

Теория социальной стратификации и теория конфликта, лишь на первый взгляд – некие отвлеченные от повседневной жизни штудии. В реальности они отражают основные цели, индивидуальные жизненные стратегии не абстрактного “индивида”, а конкретного человека. Действительно, как преуспеть в профессиональном плане, повысить статус (социальная мобильность, восходящие “социальные лифты”), материальный достаток – отнюдь не “чистая теория”. При этом важны условия, или способы формирования стратификации: основана ли стратификация на предписанных (принадлежность к высшим стратам от рождения) или достигаемых (восхождение в иные страты через образование, профессиональные качества) статусах.

Города мира значительно различаются не только внешним обликом, но и типом социумов, социальной организации или социальной стратификации. К примеру, Алматы и сопоставимый по статусу (не столица) город соседнего государства Самарканд, с его махалля – как говорят, “две большие разницы”. Тип социума, стратификации определяет особенности деления города на административный, деловой, промышленный центры, районы элиты, среднего класса, основной массы горожан, кварталы бедноты, мигрантские кварталы. Эти особенности стратификации определяют в конечном счете и внешний, архитектурный облик города, его образ.

При всех унифицирующих тенденциях градостроительного, архитектурного развития современных мегаполисов, Токио, Сеул, не говоря уже о европейских городах (за исключением городов с иммигрантскими кварталами и пригородами), кардинально отличаются от схожих на первый взгляд, с набором небоскребов, фешенебельных кварталов, и пр., — латиноамериканских мегаполисов. Прежде всего, отсутствием резко выраженной, “кричащей” поляризации населения, с их “визитными карточками” маргинальными кварталами бедноты Бразилии, Перу, Венесуэлы: “фавелами” Рио-де-Жанейро, “барриадас” Лимы, “ранчос” Каракаса.

Социокультурный тип Алматы в 1970-1980-е годы был близок к “восточноевропейскому”. В последнее десятилетие ярко выражен тренд к условно “латиноамериканскому” типу. “Блеск и нищета” Алматы видны каждому невооруженным глазом: элитные жилые комплексы, “проблемные” районы нижней части города, переименованные в микрорайоны поселки внутренних мигрантов “Шанырак” — 1-6, Бакай.

По степени поляризации населения Алматы безусловный лидер в Казахстане и один из лидеров в СНГ. Что значительно повышает конфликтный потенциал. “Благополучные” статистические показатели высокого среднедушевого дохода, впечатляющие цифры ввода в строй тысяч кв. метров жилья и т.д. по Алматы – “средняя температура пациентов по больнице”. Более подробно изложено нами ранее в статье “Алматы – город контрастов”.

Миграционная ситуация

Миграции в Казахстане играют совершенно особую, не сравнимую со значением этого явления в каких-либо иных странах Старого света, роль. На всех этапах истории и в современном развитии страны. Миграционный фактор для Казахстана едва ли не столь же значим, как и для иммигрантских обществ Нового света – США, Канады, Бразилии Аргентины и других, а также Австралии и Новой Зеландии.

Собственно само образование государства связано с откочевкой от правителя Абулхаира в 1459 году султанов Жанибека и Керея в Западное Семиречье. Преобладавший тип хозяйства – экстенсивное скотоводство, кочевничество, являл собой одну из форм сезонной миграции, зачастую на значительные расстояния.

Вся последующая история Казахстана, в известном смысле, история миграций. Масштабные миграции казахских родов, включая безвозвратные в период казахско-джунгарских войн миграции за пределы нынешней территории Казахстана, казаческое движение, переселенческое движение русского крестьянства, украинских крестьян, немецких колонистов, ссылка поляков после восстания 1863 года, депортации 1936 и 1939 годов, массовое переселение уйгуров и дунган из Илийского края в Семиречье в 1881-1884 годах, откочевка казахов в пределы Китая в ходе восстаний 1916 и 1930-1931 годов, депортации корейцев, немцев, турков, курдов, чеченцев, ингушей второй половины 1930 — первой половины 1940-х годов, потоки ссыльных в те же годы, массовые переселения в период индустриализации (оргнаборы) и освоения целины – ключевые звенья в истории Казахстана.

На фоне большинства других стран СНГ, Казахстан в постсоветский период характеризуют сохранение стабильности межэтнических отношений, отсутствие межэтнических конфликтов. Тем не менее, 1990-2005 гг. отличают беспрецедентные даже по сравнению с другими новыми независимыми государствами, масштабы миграции. За 15 лет, с 1991 – по 2005 гг., при 15-16 млн. постоянного населения страны в этот период, во внешнемиграционных процессах (эмиграция и иммиграция) в Казахстане участвовали 4,3 млн. человек!

Масштабные миграции были обусловлены не столько политическими, сколько экономическими, социальными и этническими факторами: особенностями этнического состава населения (один из наиболее высоких уровней полиэтничности не только в СНГ, но и в Старом Свете, многочисленные диаспоры), форсированным реформированием экономики, социальной сферы в 1990-е гг., “социальными издержками реформ”.

Внешняя миграция РК: 1991-2005 гг.*

Эмиграция

Иммиграция

Сальдо (+,-)

Эмигр.+Иммигр.

3 214 822

1 104 573

-2 110 249

4 319 395

* Рассчитано по: Статистические ежегодники Казахстана за 1992-2005 гг.

Согласно данным ООН в 2005 году весьма немногочисленный по населению Казахстан впервые вошел в первую “двадцатку” стран мира по численности международных мигрантов (критерий ООН – др. страна рождения), заняв 17 место (2,5 млн. или 1,3% от всех международных мигрантов в мире). Первую позицию занимают США (38,4 млн. человек, или 20,2%), вторую – Россия (12,1 млн. или 6,4%), третью – Германия (10,1 млн. 5,3%), четвертую – Украина (6,8 млн. 3,6%).

Так же, как и Россия, Казахстан в последнее десятилетие находится в центре различных миграционных потоков. Масштабные миграционные потоки оказывали и оказывают значительное, в основном позитивное влияние на развитие Казахстана. Собственно сам уникальный этнический состав, этническое многообразие страны, результирующее миграций.

Часто используемое и ставшее избитым клише “Казахстан – полиэтничное государство” почти всегда приводится механически, скороговоркой, без осмысления и оценки степени полиэтничности страны. Между тем, общедоступные справочники “Страны мира”, “Народы мира” показывают: Казахстан и Россия – наиболее полиэтничные страны в Старом свете. При этом в самом Казахстане, Алматы, отличается наибольшим этническим многообразием. Подробнее изложено в прежде опубликованной статье “Этническое многообразие Алматы”.

Этнический состав населения Алматы (01.01.2006 г.)*

АЛМАТЫ

Алмалинский
р-н

Ауэзовский
р-н

Бостандыкский
р-н

Жетысуский
р-н

Медеуский
р-н

Турксибский
р-н

Казахи

46,46%

46,03%

50,33%

52,07%

42,60%

48,18%

33,29%

Русские

37,41%

38,94%

34,47%

36,42%

35,05%

35,81%

46,20%

Уйгуры

5,72%

3,48%

5,82%

2,39%

10,24%

5,07%

9,38%

Татары

1,98%

2,07%

1,94%

1,98%

1,88%

2,18%

1,86%

Корейцы

1,87%

2,45%

1,80%

1,88%

1,81%

1,54%

1,68%

Украинцы

1,49%

1,57%

1,35%

1,56%

1,29%

1,38%

1,83%

Азерб-цы

0,65%

0,45%

0,60%

0,31%

0,86%

1,27%

0,78%

Немцы

0,57%

0,50%

0,57%

0,57%

0,55%

0,46%

0,74%

Дунгане

0,45%

0,44%

0,20%

0,17%

2,02%

0,12%

0,19%

Узбеки

0,43%

0,38%

0,43%

0,38%

0,50%

0,49%

0,45%

Турки

0,33%

0,21%

0,39%

0,15%

0,29%

0,99%

0,17%

Белорусы

0,23%

0,25%

0,21%

0,24%

0,19%

0,24%

0,28%

Ингуши

0,23%

0,21%

0,16%

0,11%

0,25%

0,15%

0,62%

Чеченцы

0,23%

0,23%

0,20%

0,17%

0,28%

0,21%

0,33%

Киргизы

0,19%

0,21%

0,20%

0,15%

0,20%

0,19%

0,20%

Армяне

0,18%

0,15%

0,11%

0,14%

0,17%

0,15%

0,42%

Др.нац-ти

1,58%

2,42%

1,23%

1,31%

1,80%

1,55%

1,59%

* Источник: Данные Агентства РК по статистике, 2006 г.

Алматы не только финансовый, культурный, промышленный центр, но и эпицентр миграционных потоков Казахстана, и отчасти Центральной Азии.

Статистика свидетельствует о возрастающей миграционной притягательности города. В 2004 году, как и в прежние годы, для Алматы сложилось положительное сальдо межрегиональной миграции в 23 077 человек. За весь же межпереписной период 1989-1998 годов в Алматы на постоянное жительство из регионов Казахстана прибыло всего 106 100 человек [Источники: Миграция населения РК. Итоги переписи населения 1999 г. в РК. Стат.сб. — Алматы, 2000. — С.6-7; Оперативные данные Агентства РК по статистике, 2005 г.].

Большая часть мигрантов прибывает из Алматинской (38,7%), Жамбылской (16,1%), Южно-Казахстанской (15,8%), Восточно-Казахстанской (9,7%) областей. Что вполне закономерно, обусловлено географическим фактором (сопредельные регионы), географическим и демографическим фактором в отношении Южно-Казахстанской области (относительная географическая близость в Алматы, самая высокая плотность населения в РК, избыточность трудовых ресурсов). Большинство “новых алматинцев” — это “областные алматинцы”, “жамбылцы”, “чимкентцы, “семипалатинцы” и “усть-каменогорцы”. Незначительное отрицательное сальдо лишь с новой столицей – Астаной (-1 316 человек), представленное, в основном, “мигрирующими чиновниками”.

По данным Агентства РК по статистике, на начало января 2006 года численность постоянного населения Алматы составляла 1 млн. 247 896 человек. В реальности, с учетом нескольких сот тысяч незарегистрированных внутренних мигрантов, временных трудовых легальных и нелегальных иммигрантов (в основном из стран СНГ – Узбекистана, Кыргызстана, Таджикистана), нескольких десятков тысяч китайских торговцев и нескольких тысяч турецких строителей, туристов, представителей дипломатического корпуса, международных организаций, персонала зарубежных компаний, совокупное постоянное и временно пребывающее население Алматы составляет порядка 2 млн. человек.

Среди стран СНГ большая часть мигрантов в 1990-е годы прибывало в Алматы из России, Узбекистана и Кыргызстана [См.: Миграция населения РК. Итоги переписи населения 1999 г. в РК. Стат.сб. — Алматы, 2000. — С.12-13]. Что обусловлено этническим фактором. Большинство мигрантов, прибывающих в Казахстан, и в Алматы, в частности, из СНГ и Дальнего зарубежья – этнические казахи-репатрианты.

В сборнике Статагентства, в отличие от иммиграции, не отражена эмиграция. Тем не менее, известно, что вплоть до 2004 года, весь постсоветский период, Казахстан имел отрицательное сальдо внешней миграции. В 1991-2005 гг. из Казахстана эмигрировало 3,2 млн. человек, иммигрировало – 1,1 млн. человек: отрицательное сальдо – 2,1 млн. человек.

Население Алматы около 1/10 всего Казахстана, причем, наиболее квалифицированное, конкурентоспособное и потому мобильное. Соответственно, в общем потоке эмигрантов из Казахстана, алматинцы составляют более 1/10 части от всех уезжающих за рубеж.

Поток иммигрантов из стран Дальнего зарубежья, официально прибывавших в 1990-е годы в Алматы, крайне незначителен: около 4 тыс. человек. Большинство из них – оралманы.

Численность оралманов, прибывших в Алматы в 1991-2005 гг.*

Страна

семей

человек

в %

Китай

390

1 372

32,0%

Узбекистан

311

1 241

28,9%

Монголия

198

817

19,0%

Россия

116

314

7,3%

Кыргызстан

52

167

3,9%

Туркменистан

35

165

3,8%

Турция

35

127

3,0%

Таджикистан

19

62

1,4%

Иран

2

9

0,2%

Украина

3

9

0,2%

Афганистан

2

6

0,1%

Латвия

2

5

0,1%

ИТОГО

1165

4 294

100%

* Источник: Данные Комитета по миграции МТСЗН РК, 2006.

Большинство оралманов Алматы (80%) прибыло в постсоветский период из трех стран – Китая, Узбекистана и Монголии. Несколько меньше (7,3%) – из России. В целом же удельный вес оралманов в общем потоке всех прибывших в последние 15 лет в Казахстан репатриантов (481 491) незначителен – около 1% от всех оралманов Казахстана. Это в 30 раз меньше объема репатриации в 1991-2005 годах в Южно-Казахстанскую область (124 582 репатрианта) и в 15 раз меньше, чем в Мангистаускую область (63 823 репатрианта).

Миграция в Алматы: 1989-1998 гг.*

чел.

в %

Из регионов РК

106 100

81,7%

Из стран СНГ

20 269

15,6%

Из стран Дальнего зарубежья

3 553

2,7%

ВСЕГО

129 922

100%

* Источник: Миграция населения РК. Итоги переписи населения 1999 г. в РК. Стат.сб. — Алматы, 2000. – С.12-13, 77.

Таким образом, большая часть мигрантов прибывает на постоянное жительство в Алматы из регионов Казахстана (38% — из Алматинской области), значительно меньше – из стран СНГ (бывшие казахстанцы, в основном из России, с которой установлен упрощенный порядок принятия гражданства), и наименьший поток – репатрианты.