Введение
Писать про наше здравоохранение мне не особенно хотелось бы, в частности потому, что благодаря людям в белых халатах мне удалось дожить до моих сорока с хвостиком. Но врачи, лечившие меня с середины шестидесятых, уже давно ушли из этого мира, кто-то умер, а кое-кто из них просто покинул независимый Казахстан, в поисках лучшей жизни. И, что самое главное, все, с кем мне пришлось говорить на данную тему, заявляли мне, что про медицину писать плохо нельзя, как, впрочем, и хорошо, потому как – надо радоваться тому, что она есть и всё. Я долго сдерживал себя и не хотел браться за эту тему, но всякому терпению приходит конец, тем более что в очередной раз мне пришлось обратиться за помощью к нашим эскулапам.
То, что творится в наших поликлиниках, в семейно врачебных амбулаториях, в клинических, специализированных и многопрофильных больницах знают, наверное, практически все, кому хоть раз приходилось туда обращаться. А обращаться приходится, хотим мы этого или нет, при поступлении в вузы, школы, при устройстве наших детишек в детские сады, нас на работу, да хотя бы просто для прохождения диспансеризации. В общем, мы без справки от врачей, уже и не полноправные граждане республики, а так, типа “гастарбайтеры”.
Слава Богу, что ныне на консультацию можно попасть к любому врачу, начиная от того, кто вам нравится лично, и, заканчивая любым специалистом, главное, чтобы в вашем кармане была требуемая лечебным учреждением сумма. Правда, попасть к специалисту это всего-то первая ступень к здоровью, и сказать по правде не всегда, ведущая к нему…
Не думаю, что открываю нечто новое в этом повествовании, но данное знание, увы, ни коим образом не может помочь нам, гражданам республики в поддержании нашего с вами здоровья на необходимом уровне.
Свобода и оптимизация
Став независимым государством Казахстан, конечно же, обрел желанную свободу от руководящей роли центра, и начал методично, уничтожать все лучшее, что имелось в той, зависимой от центра — жизни. Под эту программу попало и здравоохранение. Для начала, были уничтожены самые главные наработки медицинского образования, практические уроки от лучших врачей, дающие самые фундаментальные знания. Просто огромное количество хороших докторов уехали из Казахстана. Затем образование в медицинских институтах, или как их сейчас называют — Академиях стало платным, и из вузов исчезли молодые люди, идущие к своей мечте через все трудности, потому как не каждый из них мог позволить себе получать знания за родительские сбережения и пенсии. Тем более что помимо обучения будущим врачам, стало необходимым изыскивать средства на быт и элементарный социум.
Затем, появилась элементарная проблема трудоустройства, мало кто желал уезжать из городов, где прошел обучение, хотя в аулах и малых городах с медициной дела обстоят значительно хуже, чем в центральных городах. При этом заработная плата медицинских работников, чтобы не говорили в нашем правительстве, больше не стала, более того уровень жизни наших медработников стал таким же, как у основной массы населения, а это явно не вело к качеству лечения основной части народа.
Затем, в некоторых областях республики к управлению здравоохранением пришли люди, которые, поправляя свой уровень жизни, просто-напросто забыли о том, для каких целей они там поставлены.
Например, министром здравоохранения республики Казахстан в 2004 году был назначен —
Досаев Ерболат Аскарбекович
Данный специалист закончил Алматинский энергетический институт, по специальности инженер электронной техники.
После окончания института работал менеджером МНПП \»Искер\», заместителем директора малого предприятия \»Вега\». В 1994-1997 годах занимал руководящие должности в корпорации \»Акцепт\».
В 1997 году был назначен заместителем председателя ЗАО \»БанкТуранАлем\», с августа 1997 по март 1998 года работал председателем Правления ЗАО \»Алматинский торгово-финансовый банк\».
В 1998-2001 годы назначался советником Премьер-Министра, вице-министром энергетики, индустрии и торговли, вице-министром финансов Республики Казахстан.
С ноября 2001 года был назначен Председателем Агентства Республики Казахстан по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и поддержке малого бизнеса, с июня 2003 года — Министром финансов Республики Казахстан.
С апреля 2004 года — Министр здравоохранения Республики Казахстан. (Каз.информ)
То есть понять того, кто назначил на эту должность далекого от медицины человека очень сложно. Наверное, свою роль в этом назначении сыграл тот факт, что господин Досаев уже побывал на властном олимпе и практически без потерь прошел свой нелегкий пятилетний путь. Ко всему оценить деятельность данного чиновника можно без особых усилий, тем более — маловероятно, что его подчиненные в лице начальников областных департаментов здравоохранения действовали без ценных указаний сверху.
В принципе можно привести в пример нашу Карагандинскую область, где с конца двадцатого века директором областного департамента здравоохранения стал врач и администратор Канат Ермекбаев.
12 июля 2006года. Kazakhstan Today. В отношении ряда чиновников системы здравоохранения Карагандинской области возбуждены уголовные дела. Об этом на пресс-конференции сообщил прокурор управления по надзору за деятельностью государственных органов прокуратуры области Жанкозы Накишев.
\»Прокуратура выявила грубейшие нарушения при осуществлении департаментом здравоохранения области процедуры закупа услуг по обеспечению населения бесплатными лекарственными препаратами\», — пояснил Ж. Накишев.
В частности, он сообщил, что согласно итогам тендера, победителем было признано коммунальное госпредприятие \»Госфарм\», с которым были заключены договоры на общую сумму более 800 млн. тенге. Из этой суммы \»Госфарму\» было выплачено из госбюджета 320 млн. тенге. Однако в ходе проверки выяснилось, что данное предприятие, нарушив правила оказания гарантированного объема бесплатной медицинской помощи, утвержденных Минздравом, представило недостоверные сведения о наличии материальных ресурсов, необходимых для исполнения обязательств, взятых по договорам. Наряду с этим в заявке \»Госфарма\» отсутствуют сведения об обеспечении надлежащего хранения, перевозки лекарственных средств. Кроме того, госпредприятие не имело разрешения на применение отдельных препаратов. \»То есть, предприятие не соответствовало критериям отбора поставщиков услуг и, следовательно, было признано победителем тендера незаконно\», — пояснил Ж. Накишев.
Предприятие также получило из бюджета 5,5 млн. тенге, якобы на оказание первичной медико-санитарной помощи. \»Оказание такой помощи — это лицензионный вид деятельности, а у \»Госфарма\» лицензии не было. Оно должно только закупать, хранить и реализовывать медицинские препараты, а не осуществлять лечебную деятельность\», — пояснил прокурор.
В результате выявленных нарушений в отношении заместителя директора областного департамента здравоохранения Г.Утовой прокуратура возбудила уголовное дело статье 176 УК РК (присвоение или растрата вверенного чужого имущества). Финансовая полиция возбудила уголовные дела в отношении директора КГП \»Госфарм\» Азима Сагинова и бывшего директора областного департамента здравоохранения Каната Ермекбаева.
12.07.06
Вполне вероятно, что господин Ермекбаев в данной схеме обмана государства, а впрочем, и собственно граждан — не виновен, но как объяснить факт оптимизации областных и городских медучреждений?
После проводимой им оптимизации некоторые специализированные медицинские учреждения, как, например областной кардиологический диспансер вдруг переехал из своего уютного и специально отстроенного здания в очень не приспособленное помещение КОМЛДО, где в палатах вместо положенных трех пациентов – отныне лежат по шесть человек. Где под одной крышей, и, слава Богу, на разных этажах обитают и нервные больные, и люди с суицидальными наклонностями, и те, кому только что восстановили зрение, причем на лестничных пролетах круглосуточно продают наркотики, здесь же их и употребляют, и все это под бдительным надзором медперсонала.
А еще очень хотелось бы понять принцип продажи больничной земли известному в Караганде предпринимателю Анвару Осину. Предприниматель, который, спокойно построил в семи метрах от клиники для больных по проблемам дыхания и слуха, да ко всему с заболеваниями желудочно-кишечного тракта — летнее кафе “Узбекская кухня”, которое и шашлычницей дымит в окна, и музыкой гремит за полночь.
Министерство так решило
Но в принципе все это мелочи по сравнению с тем, что испытывает основная масса людей, которых в Казахстане по заверениям медиков ровно половина, людей с эндокринными проблемами. Так, врач, обнаружив у пациента нарушение эндокринной системы, посылает больного сделать анализ крови на гормоны, причем выясняется, что данная процедура не попадает в список обязательных бесплатных медицинских услуг. И за анализ каждого гормона, а их больше трех, больному предстоит выкроить из своего бюджета минимальный расчетный показатель. Причем данная сумма не пойдет в государственный карман, а осядет в сейфах у частных предпринимателей, потому как данная услуга отдана в их руки. В областных департаментах здравоохранения говорят, что это прямое указание Министерства здравоохранения, а стало быть, одобрено самим министром.
Семейный врач – это звучит…
Интересно, а смогут ли в старой, доброй Англии понять такой нонсенс: семейный врач, который обслуживает участок в полторы тысячи пациентов?! А в Караганде есть такое медицинское учреждение, бывшая поликлиника №2, в котором участковый терапевт является и педиатром, и специалистом широкого профиля, начиная с гинеколога, и заканчивая гериатром. При этом участок охвата этого центра медицины стал практически безграничным, в него вошло одна треть городских земель.
А еще, по словам семейных врачей, которых в Караганде немало, именно министерство здравоохранения запретило ставить диагноз “синдром хронической усталости”. А ведь именно с таким диагнозом в поликлиники приходит все больше людей.
Госпитальный синдром
Естественно, что все знают, о том, как тяжело и неприятно лежать в обыкновенных не корпоративных больницах, что практически все услуги здесь платные, и гарантированного бесплатного лечения здесь дождаться очень трудно. То нужных лекарств нет, то хирург мало получает, то вообще его образования хватает лишь для мясной лавки. Слава Богу, местами встречаются и профессионалы, которым давно пора быть на пенсии, но уйти эти честные люди не могут, по той лишь причине, что смену они себе не вырастили, а страждущих оздоровиться, меньше не становится. А отчего же смену – не вырастили? Да все оттого, что платят мало молодым врачам, и желания у них работать нет, из-за бытовых проблем, и нагрузки на работе, которая молодежи семидесятых прошлого века не снилась. И все это от оптимизации проведенной за последние годы, больниц стало меньше – пациентов наоборот, больше..
Ветеранский рай
А еще в Караганде есть Государственное Учреждение “Центр медицинской помощи ветеранам войны”, которое еще пятнадцать лет назад принадлежало партийному активу области. Наблюдались и лечились в больнице партийного актива только избранные. Сейчас данное учреждение предназначено для лечения оставшихся еще в живых инвалидов войны, тыла, воинов интернационалистов, чернобыльцев и инвалидов армии.
При этом ветеранов Великой отечественной с каждым годом в Казахстане, а в частности, в Караганде, как это не дико звучит — становится больше. А в ряды воинов-интернационалистов попадают мужчины, которые даже не в курсе того, в каком полушарии им пришлось “служить”.
На самом же деле, судя по наполняемости палат ГУ “ЦМПВВ”, здесь лежит огромное количество государственных служащих, их родственников, начальников силовых структур, ну и, конечно же, членов главенствующей в республике партии. Не простые члены, нет, а те, кто является не меньше первых замов областных руководителей.
А на днях, я встретил в больничном коридоре пенсионера, у которого, кроме орденских колодок, на пиджаке висели три медали всех степеней “Мать героиня”.
Конечно, и бытовые условия в этой больнице значительно приятнее обыкновенных клиник, и палаты люкс имеются на каждом этаже, и ремонт в палатах напоминает о том времени, когда наши родители ездили на всесоюзные курорты, и дорогих лекарств имеется в аптеке не малое количество, но есть одно маленькое но…
Не все врачи, которым довелось работать в столь элитном медицинском учреждении, могут поставить правильный диагноз, лечить пациента нужными лекарствами, и в итоге выписать из больницы оздоровленного человека. Про ветеранов они говорят, что все их проблемы со здоровьем от возраста, и помочь они им могут лишь в одном — в уюте и тепле, плюс бесплатными, дорогими лекарствами. Причем обыкновенные лекарства стоимостью до ста тенге в больницу не попадают, и их-то лежащим здесь приходится приобретать самим.
И что интересно, те, кто побывал ликвидатором на Чернобыльской АЭС, и выполнял свой интернациональный долг в Афганистане, годами не могут получить подходящую им бессрочную группу инвалидности. Такое ощущение, что врачи ВТЭК ждут момента, когда эти мужественные люди оздоровятся, или умрут. Тем более фраза, мы вас туда не посылали, в их устах звучит далеко не укором.
Собственник или удачливый оптимизатор
А еще у этого государственного учреждения есть хозяин. В смысле главный врач, или как принято сейчас их называть — директор.
Так вот Зейнулла Темирбеков, говорят люди, – талантливый хирург, имеет практику в клинике пластической хирургии. Помимо этого он замечательный хозяйственник, именно он добился того, что его ЦМПВВ стал так востребован в нашем обществе. Именно он начал и закончил евроремонт в коридорах и палатах. Правда, при этом, господин Темирбеков несколько урезал некоторую площадь лечебного государственного учреждения под свои нужды, да что уж там, просто хотел частную клинику открыть в виде пары операционных. Да вот беда, лицензию этому трудолюбивому человеку НЕ дали. А то, что в больнице нет зала для лечебной физкультуры, и в кабинете массажа площадь не более 12 метров квадратных, так это совсем мелочи. Чего там стесняться инвалидам ВОВ, да чернобыльцам с афганцами, подумаешь, неженки какие, стесняются друг друга, они. Три топчана есть для пациентов, три массажиста есть, а то, что даже ширм нет, так это хирурга не касается. Зато операционная есть вместо массажного кабинета.
Да и ведет себя этот человек как-то по-байски. Менталитет, наверное, давит.
Часами может проводить пятиминутки, после которых врачи и вовсе забывают каких больных им лечить, и вообще стоит ли их лечить. Штрафы раздает налево и направо своим батракам, простите подчиненным. Родственников своих и полезных знакомых в палаты к ветеранам подкладывает. Ребята афганцы говорят, что очередь свою на укладку в больницу некоторые ждали не один год, а тут легли и понять не могут, на кого государственные деньги тратятся.
Каждому свое или ничто не бывает вечным
Итак, завершить этот материал хочется отнюдь не минорной нотой. Буквально на днях в Караганде сменилось руководство в двух крупных медицинских учреждениях. Так, бывший руководитель областной клинической больницы Канат Наурызбаев был назначен директором КОМЛДО. Бывший же директор, Ерсин Ракишев с формулировкой “в связи с несоответствием занимаемой должности” был отправлен в отставку.
В освободившееся кресло областной клиники попал господин Марат Абеуов. По словам его коллег, бывший главный хирург департамента здравоохранения уникален как врач, при этом имеет ученую степень кандидата медицинских наук, а это очень важно в здравоохранении.
Правда, говорят, что специальная комиссия областного департамента здравоохранения должна объявить конкурс на замещение вакантных должностей вновь назначенных директоров. Очень хочется верить, что конкурс не будет проводиться по английскому или голландскому методу.