Земля наша НЕ обетованная

Предыстория

История эта стара, как мир, как сама твердь земная, как небо, как море. Так, наверное, было и в доисторические времена, и при царе батюшке, и в наше время не многим отличается оттого, что происходит с землёй-матушкой. И проблемы бы, как таковой не было, если бы не развалился союз нерушимый, да не стали бы принимать законы разные правители наши. Например, Закон “О предпринимательстве”, или Закон “О земле”, или Закон “О борьбе с экономическими преступлениями и с коррупцией”.

По большому счету некогда совхоз Киевский, который расположен в Нуринском районе в те, советские времена всегда был миллионером. Посевную проводили вовремя, уход за посевами был на должном уровне и урожай всегда радовал не только правительство, но и самих крестьян, хлебушек для страны советов растивших. Но ход истории остановить сложно и в итоге хлеборобы совхоза-миллионера остались практически не при делах.

После того, как в 1990 году Казахстан стал независимым государством, и практически вся промышленность республики застыла в ступоре, сельское хозяйство так же чуть было не приказало долго жить.

Но земля про смену государственного курса как бы не знала и продолжала плодоносить. И одной из проблем сельского хозяйства стало то, что денег у крестьян не стало на приобретение ГСМ, семян, на заработную плату, наконец. Тем более что бывшие руководители совхоза без руководящей роли той еще партии не знали, как себя вести.

Благо Президент Казахстана не растерялся и объявил всем, что теперь, всё, что принадлежало народу, стало принадлежать тем, кто это все вовремя приватизировал.

Новая жизнь в независимом государстве

Вот и в селе Заречном, где и был совхоз, вначале был создан производственный кооператив “Киевский”, в котором появились новые руководители, так называемые кооператоры, в лице бывшего главного бухгалтера совхоза, граждан — Полеводина и бывшего рядового агронома и парторга все того же совхоза, Першина. В ПК “Киевский” тогда вошли со своими земельными паями практически все работники совхоза.

А в 1998 году эти так сказать фермеры, перерегистрировали ПК в новую юридическую форму, в товарищество с ограниченной ответственностью “Киевский и К”. И народ, вновь со своими земельными наделами и имущественными долями перешел за предпринимателями в ТОО, став при этом пайщиками новообразованного предприятия.

Наверное, именно с этого момента и началось то самое дело о земле, о паях, о собственности, а главное о мошенничестве.

Здравствуйте. Я ваша тетя

Честно говоря, до апреля 2005 года жители Заречного и пайщики ТОО “Киевский и К” ни сном, не духом не подозревали, что их может ожидать такой удар судьбы. Работали себе на полях, сеяли, жали, убирали урожай. Присутствовали на собраниях пайщиков, заслушивали отчеты о потраченных и полученных деньгах.

Вот и в очередной раз, таки в апреле, перед посевной пайщики, а их было около 350 человек, собрались, чтобы заслушать очередной отчет, сколько рабочей техники у них осталось, сколько долгов висит на их шее, и что они будут в этом году сеять… и вдруг!

…Сестра одного из пайщиков, живущая ко всему в Шымкенте, приехала в Заречное и решила заняться сбором документов на право обладания паёв для вывода их из ТОО “Киевский и К”, чтобы создать своё крестьянское хозяйство. Так вот она-то и заявила во всеуслышание: “Что вы тут сидите, решаете, вы же НЕ пайщики, а наёмные рабочие, “батраки” у Леонида Полеводина и Николая Першина!”.

Народ, чужой даме не поверил.

Решили проверить сказанное и послали запрос в Министерство сельского хозяйства.

Ответ не заставил долго ждать: “Такого коллектива НЕ существует, нигде данный народ в количестве трехсот пятидесяти человек, подписавшихся под запросом, правда, подписались всего-то 157 бывших на том собрании — не значится”.

Так зареченцы узнали, что они стали рабами на собственной земле.

Пишите письма

Народ возмутился и в том же апреле 2005 года написал обращение в Генеральную прокуратуру, в котором просил разобраться в ситуации и наказать виновных.

Ответа из этого учреждения сельчане НЕ получили, зато из Темиртауской финансовой полиции (МУФП) прибыли проверяющие. По словам “пайщиков”, проверка была формальной. В частности, один из финполисменов, Аскар Балтабаев, написал и вручил записку, вроде повестки, одному из подписантов того заявления в Генпрокуратуру – А.П.Лукашонку, работавшему слесарем в ТОО. По ходу туда же пригласили учредителей ТОО “Киевский и К” граждан Першина и Полеводина.

Вернулся пайщик из МРУФП и рассказал товарищам по несчастью о том, что в финполиции его пытались допрашивать. Задавали вопросы, типа, что хотите за то, чтобы молчали…

А вернувшись домой, гражданин Першин, по словам Лукашонка, начал предлагать ему некую сумму, за отказ от доли. Сельчанин отказался, я, говорил он, коллектив НЕ предам.

Ну, нет, так нет, отдадим… в другие руки, говорил предприниматель.

Между строк

Интересная сложилась у зареченцев ситуация, оказывается бывший директор совхоза-миллионера, товарищ Анатолий Павлович Применко, которому в то время самим народом были предоставлены права на ведение дел ПК “Киевский”, 29-го июля 1998 года собственноручно вывел всех односельчан-пайщиков из состава учредителей ТОО “Киевский и К”. При этом одним росчерком шариковой ручки лишил крестьян 97,8% уставного капитала ПК “Киевский”, что в денежном выражении, на тот момент составляло — 97млн. 160 тысяч тенге.

А уставной капитал ТОО как раз таки и был сформирован из суммы 97 млн. тенге, то есть из общей суммы вкладов всех пайщиков производственного кооператива.

Так, что именно г-н Применко, умудрился “переподписать” договор передачи вывода ПК из состава учредителей, передав якобы безвозмездно всю эту долю господину Першину. Так сказать с его лёгкой руки, г-н Першин в одночасье стал обладателем 97 160 млн. тенге, то есть миллионером.

А народ (пайщики то есть) узнал об этом только в 2005 году в апреле месяце.

Письмо президенту

Дальше народ написал обращение в администрацию Президента и параллельно Раушану Шаекину, своему депутату в Мажилис парламент РК. Депутат в село приехал. Юристов с собой привез своих, те в ситуации разобрались и даже успели в начавшихся уже судах поучаствовать, но, увы…

Из администрации президента обращение было переслано в Генеральную прокуратуру РК, а оттуда в департамент по борьбе с экономической коррупцией по Карагандинской области. А уж борцы с коррупцией передали бумаги в финансовую полицию по Темиртаускому региону. И что интересно, но данные служебные, в общем-то, бумаги, каким-то образом попали в руки “рабовладельцам”, то есть Першину и Полеводину, которые начали давить на 157 подписантов этого письма.

Рот закрой!

Чем могли напугать хозяева ТОО народ? Оказывается, напугать крестьян было чем. Грозились они, что перестанут выписывать сено на хозяйственные нужды в счет заработной платы. Угрожали увольнением. А некоторых даже уволив…

И говорили, прекращайте возмущаться и жалобы писать…

Восемь лет без права на зарплату

Оказывается, сельчане наши уже больше восьми лет жили без заработной платы и получали вместо наличности натур продукты: сено, солому, зерноотходы, муку все это постоянно выписывались в счет з/п. Люди, конечно, постоянно спрашивали у своих предприимчивых руководителей, а где же деньги-то? На что получали вполне удовлетворяющие их, на тот момент, ответы – берем кредиты, потом отдаем, денег ни на что не хватает и так далее. Верил народ им, что урожай маленький, а долги большие.

Хлебная история

Жил народ, в общем-то, благодаря хлебным талонам.

Зарплаты-то им начислялись, конечно, тем, кто не был в отпусках без содержания. Правда, так себе суммы, 3000 тенге в месяц, а кому-то и меньше перепадало.

Так вот на эту сумму и выписывался натурпродукт, или хлебные талоны, кому что нравится. Талонов господа, Першин и Полеводин давали своим батракам в неимоверном количестве, так как дивиденды получаемые с земли, с урожаев перечисляли себе любимым, на свои личные счета.

Талон, это такая бумажка стоимостью 25 тенге. На него можно в сельском магазине не только хлеб взять, например частники, а других магазинов в селах нет, талоны оценивали по 10 тенге, и на сумму из двадцати талонов можно было купить соль, сахар. А если еще столько же добавить, то и мыло, спички и водку.

Не надо было оперу писать

А из финансовой полиции так же продолжали проверяющие из межрайонного управления финансовой полиции, которые были очень не довольными народным возмущением. Приезжая в село Заречное, они тоже говорили: “Зачем писали, вам это надо?”.

Достали людей так, что они стали отказывать их приездам.

СМИ и защитники предпринимателей

А потом практически все местные газеты написали сенсационные статьи о том, что на селе у нас всё еще, так же как и при коллективизации, народ денег не имеет, зато имеет трудодни, талоны и всякое прочее. Написали и забыли. Правда, потом несколько раз промелькнули материалы, разоблачающие сельчан в том, что они предпринимателей честных обидели, что ославили на весь мир людей, которые народное добро не сами “уворовали”, а их прямо-таки упросили его взять и на себя переписать.

Потом в эти дрязги вклинилась Центрально-Казахстанская ассоциация предпринимателей, которая для начала стала защищать крестьян и их хозяев от посмевших проводить здесь свои проверки финансовыми полицейскими и прокурорами…

А после, опомнившись, перешли на сторону чисто предпринимателей, естественно Першина и Полеводина. И самое интересное, что, согласившись отстаивать права народа, ЦКАП, деньги взяли за защиту немалые — 78 тысяч тенге, которые в последствии все же вернули. А почему вернули, да потому как взяли их из общей кассы ТОО, а защищать взялись руководителей от работников, против них поднявшихся. Наверное, еще и потому, что у людей, имеющих своих односельчан, денег на такие услуги оказалось – больше.

Чужая ноша не давит?

Пока данная история раскручивалась и набирала обороты бумажная круговерть, народ переизбрал правление. Отстранив своих руководителей от ведения дел, хотя изначально они сами, при чем добровольно, сложили с себя свои обязанности — люди выбрали в председатели Юрия Ивановича Садовенко. И бывший главный агроном совхоза, когда-то миллионера и без этого назначения имеющий собственное крестьянское хозяйство, в котором работы для него всегда хватает, взвалил на себя дополнительную ношу. Жалко ему стало людей, с которыми он знаком не один год, с которыми и детство, и молодость, и видно до самого конца будет вместе на земле этой жить.

Для начала Юрий Иванович перевел на другую работу директора и главного бухгалтера, тех самых учредителей ТОО “Киевский и К”. И прямо сказал, а он только так и умеет говорить: “Вы со мной не найдете общего языка в плане договориться”.

Затем устроил бухгалтерскую проверку всей документации, сверку наличия отсутствия техники, проверяли все. И обнаружилось, что за время правления бывшие руководители практически обокрали народ до самой последней нитки.

Проверка №1

Оказалось, что и урожаи были не такие уж убыточные. И первоначальная стоимость всех основных и оборотных средств бывшего Производственного Кооператива (ПК) перешедшего в ТОО “Киевский и К”, то есть всего земельного надела принадлежавшего всем пайщикам, стоимостью 97 миллионов тенге, преднамеренно занижена господами Першиным и Полеводиным до – сорока шести миллионов тенге. А уже в мае 2005 года судебная бухгалтерская экспертиза выводит выверенную сумму оценки – сорок шесть миллионов тенге, но, таки, не девяносто семь миллионов тенге.

Самое обидное, говорит Юрий Иванович Садовенко, что эти люди спасая себя, сожгли часть документов, их просто нет в архиве ТОО. Причем финансовая полиция, ведущая это дело, даже не спрашивает про них, про документы эти, хотя и не специалисту понятно, что среди документов здесь, черная дыра.

— “Причем мы постоянно требуем, чтобы финансовая полиция провела оценку основных средств, принадлежащих ТОО, а это механические склады, элеваторы и так далее, оно все имеется в наличии, не разбитое, рабочее всё, — говорит директор ТОО Юрий Иванович Садовенко. – Зачем нам это надо? Так ведь у них это оценено по нулевой ставке!”

Программа спасения сельчан

Пока шли проверки, Садовенко разработал программу – содержание личного подворья для тех, с кем экс руководителям не удалось договориться. Причем, программу он выполнил полностью, обеспечил всех кормовой базой.

Проверка№2

По ходу выяснилось, что господа предприниматели, которых так активно защищают руководители ЦКАПа, ни разу не выплачивали своим пайщикам дивидендов, а их накопилось 64 миллиона тенге. Хотя одиннадцать миллионов тенге еще в апреле 2005 года они перечислили на свои личные счета, в виде дивидендов, причем предназначались эти средства на проведение весенних полевых работ.

А заодно при очередной проверке выяснилось, что уже на тот момент подследственные – Першин и Полеводин попытались организовать ложное банкротство своему ТОО “Киевский и К”. Провели неверный аудит и зарегистрировали еще одно ТОО “Киевский”.

Дела следствия

Народ, пайщики то есть, все никак не могли понять, как же так, вроде бы Закон на их стороне, а дела без сдвига с мертвой точки. Например, бывший начальник департамента по борьбе с экономическими и коррупционными преступлениями по Карагандинской области г-н М. Налибаев, на все жалобы, постановления о возбуждении уголовного дела отписывал в отказной материал, по статье 228, по истечении срока давности.

А начальник финансовой полиции МРУФП г-н Акишев писал постановления: отказы в связи с отсутствием состава преступления по непроверенным фактам.

Обидеть нас можно, но…

В принципе учредителям ТОО, предпринимателям Першину и Полеводину сильно повезло, с тем, что Закон “О предпринимательстве” у всех на слуху, особенно у руководителей центрально Казахстанской ассоциации предпринимателей, которую возглавляют страшно обидчивые предприниматели господа Доскенов и Алдангаров. Только, назначенный народом директор ТОО Ю.И. Садовенко чего-нибудь прямо и без кавычек скажет бывшим господам, или самим ЦКАПовцам, те сразу же в суд заявление несут, оскорбил нас, дескать, этот невоспитанный человек. Честь и достоинство задел наше невинное. И что интересно, судьи, которых разжалобить обыкновенный народ не всегда может, — на стороне обиженных. И суммы, обычными людьми заявленные и требуемые за нанесенную обиду, чаще всего, урезающие до смешного – в данном случае, по полной программе подтверждают. Да и очень оперативно выносят решения о взысканиях, практически без отлагательств. Не правда ли хороший способ заработка средств, к существованию для заявителей.

Довели…

Юрий Иванович Садовенко, в общем-то, человек обыкновенный, сильный и физически и духовно, но уже не молодой и работа на два фронта досталась ему не из легких. Мы то знаем, что у него и свое крестьянское хозяйство имеется, да плюс народ, который верит ему на все сто, загрузил его по самое не хочу. И уже летом этого года приболел он, даже в больницу пришлось лечь на некоторое время.

Так вот защитники предпринимателей, ЦКАП, да и сами экс-руководители ТОО “Киевски и К” сразу же начали валить его, Садовенко, по полной. Причем, ничем не гнушаясь.

Во-первых, стали всему народу говорить: “Всё, Садовенко из-за болезни не сможет больше помогать вам, работать не сможет. То есть по большому счету – кинул он вас всех.

Во-вторых, г-да Алдангаров и Доскенов, стали всем рассказывать о себе бедных, и о том, что “…какой-то самозванец Садовенко баламутит народ…”

В третьих, пустили в народ, среди обиженных пайщиков слушок, что, дескать, Садовенко нанес им ущерб, в смысле ТОО, на сумму 50 миллионов тенге, работой своей неграмотной. Дилетант он, а вы за него ухватились — говорят они.

А в больницу попал крестьянин из-за того, что нервы ему сильно треплют все, что посевную практически сорвали бывшие господа руководители, ну и все остальное так же к здоровью не ведет. Пока в больнице лежал, судьба злодейка преподнесла ему еще один подарок от обиженных на прямую речь. Судья Нуринского районного суда г-н Б.К. Кемельбаев вынес заочное решение в пользу г-н Першина и Полеводина по выплате 60-ти тысяч тенге, последним, за оскорбление чести и достоинства. Товарищ директор Садовенко, как его зовут сельчане, назвал своих оппонентов – не очень честными и недалекими от преступного мира людьми.

Наверное, в чем-то товарищ Садовенко был прав, так как финансовая полиция, всё-таки открыла уголовное дело на трех предприимчивых сельчан по статье 176, часть 3, по присвоению чужого имущества в особо крупных размерах.

Дошло дело и до очередного суда

Именно в судах стали выясняться некоторые подробности, которые следствие каким-то образом умудряется постоянно не замечать.

Народ волнуется, что следствие все уводит в сторону, мягко выражаясь – спуская на тормозах важные моменты, как это уже было, не менее трех раз. Например, то, что предпринимателями Першиным и Полеводиным скупалась земля за счет средств ТОО площадью — 3000 га. Земля эта переводилась на другое ТОО, туда, где хозяйствуют их отпрыски.

Или другой пример, свидетельства на имущественные паи необоснованно занижены на 65%, что зафиксировано в дубликатах. А вот подлинники свидетельств не соответствуют по номерам и суммам. И что интересно судебная экспертиза, ведущая разбор этих дел на это внимания не обращает, наверное, так надо.

Больше трех НЕ собираться!

Конечно, бывают у крестьян наших и хорошие деньки, просветы в этой тьме, так скажем. Например, не выдержал народ однажды волокиты следственной, весна в самом разгаре, сеять пора, а земля ведь сроки вынесения решений и прочих заморочек следственных ждать не будет. И народ взял, да и приехал к зданию областного акимата Караганды на пикет.

Напугали они чиновников конкретно. И полицию, и сотрудников комитета национальной безопасности – всех. Чиновники чуть было ОПОН не вызвали, чтобы разогнать крестьян, посмевших выйти со своими проблемами на улицы областного центра. Журналисты прибыли, взяли пару интервью, правда потом их пригласили на беседу чиновники из департамента внутренней политики, предупредили об ответственности перед Законом “О средствах массовой информации”, рассказали о том, что всё будет хорошо и так далее, всё по этикету.

Затем людей принял сам аким, Нурлан Нигматуллин, перед народом поручил всё своему заместителю господину Камалиеву, который должен был проследить за тем, чтобы народу выделили ГСМ, зерно для сева, в общем, помогли провести посевную.

Не нашим, ни вашим

Но даже здесь не обошлось без эксцессов. В то время, когда при помощи чиновников областного акимата нашлись небедные люди в лице господина Мухтарова, директора фирмы Агроконсалтинг, который выделил 25 миллионов тенге на проведение посевной кампании. Этих денег хватило лишь на обработку площади в 7 000га, а не 16 000 (шестнадцать тысяч) гектаров, как планировалось нынешним директором ТОО, Ю.И. Садовенко. Да плюс ко всему нашли гаранта по оплате, банк “ТуранАлем”, но господа же Першин и Полеводин ознакомляясь с договором, некоторое время раздумывали, выгодно ли им это.

В итоге г-н Першин его таки подписал, а вот г-н Полеводин думал, думал и взял, да разорвал договор с банком “ТуранАлем”, чем лишил своих со-пайщиков возможности засеять всю площадь.

В общем, засеять удалось только 7 000 (семь тысяч) гектаров.

Всё может быть

Активисты из Заречного очень переживают за то, чтобы народ (экс-пайщики, то есть) не остался голодным, так как благодаря действиям властей граждане Першин и Полеводин оставаясь на воле, а не под арестом, имеют шанс, остаться и у руля ТОО.

А народ при таком раскладе дел имеет право на взрыв, то есть на выплеск эмоций. Хотя такого конца этой проблемы, наверное, никто не пожелал бы.

Итого…

Теперь народ ждет окончания того, справедливого следствия, и естественно не менее справедливого суда.

А еще он ждет осень, когда закончится уборочная кампания, чтобы в очередной раз доказать всем, что земля Казахстанская хлебными урожаями может не только народ накормить, но и в пятьдесят развитых стран ввезти на белом коне.