Храните деньги в сберегательной банке

Некоторые итоги года огненной свиньи

Негатив продолжает сыпаться на наши головы, но уже не только со страниц оппозиционных СМИ. Мировые рейтинговые агентства раскачивают нашу лодку стабильности. Известно, что Fitch Ratings изменило прогноз по семи ведущим казахстанским банкам со “стабильного” на “негативный”. В среду к банкам добавился еще один финансовый институт – “Астана-финанс”.

И это несмотря на то, что 25% акций компании владеет детище президента Назарбаева – город Астана. Еще более 5% держит пенсионный фонд “БанкТуранАлем”. Впрочем, чрезвычайного ничего не произошло. “Негативным” стал весь Казахстан, точнее, наши долгосрочные рейтинги дефолта эмитента, потянувшие за собой и банковскую систему.

Иначе говоря, наша страна со всеми гражданами и минеральными ресурсами в данный момент, по мнению Fitch, снизило свою способность выплачивать деньги по долговым обязательствам остальному миру.

Адекватность дороже прибыли

Вот что по этому поводу говорит главный банк страны. “Анализ степени адекватности восприятия банками рисков показывал, что финансовые институты больше ориентируются на текущие факторы, обеспечивающие прибыльность, при этом недостаточно полно оценивая потенциальные угрозы”. Действительно, доля банков в структуре внешнего долга высока, а в целом внешняя позиция страны сопоставима с ВВП.

Но здесь их не в чем винить. Блестящая банковская обертка должна прикрывать горькую конфету нашего фондового рынка. Президент так прямо и указывает на необъективность агентств по отношению к нашему банковскому сектору. Правда, из его слов осталось непонятным, кто это “мы”, когда “сами начнем покупать акции” и каких “наших компаний”.

Вот яркий пример. В этом году в делистинг (запрет к обращению того или иного вида ценных бумаг) попала тройка ведущих производителей цветного металла – “Казцинка”, “Казхрома” и “Алюминия Казахстана”. Причем две последние позиции не дотянули до финиша всего месяц – карающая десница правления Казахстанской фондовой биржи пала на них в начале декабря.

Жалким утешением Александру Машкевичу сотоварищи может служить выпадение из листингуемых на бирже бумаг облигаций АО “Горно-металлургический концерн “Казахалтын”. Не все то золото, что цветмет. В немилость попали и бумаги “СНПС-Актобемунайгаз”. Не все то золото, что черное. Банки, как мы видим, требования биржи выполняют четко, поскольку их в “черном списке” нет.

Другой яркий пример из жизни нашего фондового рынка. Рынок производных ценных бумаг в этом году состоял лишь из одного вида облигаций, принадлежащих некой компании Renaissance Capital Holdings Limited, по-нашему: товарищество с ограниченной ответственностью. Так что, о владельце фирмы ничего неизвестно, кроме адреса, на котором можно встретиться с товарищами: Бермудские острова, HM 12, г. Гамильтон, ул. Виктория, 22, Кэнонс Корт. Что ни говори, а Бермуды – это классика жанра.

В итоге, если под “мы” подразумевается Народ Казахстана, то до народа акции не дойдут ввиду сверхликвидности рынка. Если “мы” — государство, то это уже отдает “бархатной” реприватизацией, особенно, если сделки будут заключаться не на организованном рынке. Если же “мы” — отечественные компании, то им акций на рынке и так не хватает – скупят все подчистую.

О бедном Нурбанке замолвите слово

Интересно проследить сроки предоставления Нурбанком финансовой отчетности. Как раз в самый разгар рассматриваемого в Алмалинском райсуде Алматы т.н. “Рахатгейта” банк три месяца подряд сдавал отчеты с опозданием, хотя до этого подобные случаи наблюдались единично. После “утруски” и “усадки” Нурбанк стал отчитываться день в день окончательного срока предоставления.

Также интересна такая глава в финансовой отчетности банка, как “неустойка (штраф, пеня)” по доходам. Если за весь прошлый год она составила 230 831 тысяч тенге, то за III квартал этого года данный показатель достиг 981 833 тысяч. Не знаем, виной ли тому политическое вмешательство в судьбу Нурбанка, но выражение экономики тут налицо.

Свое отношение к экономике выразил и Национальный банк на своей регулярной пресс-конференции. По официальным данным, инфляция в ноябре текущего года составила в среднем 2,7%. Больше всего подорожали макаронные изделия, яйца, масла и жиры – соответственно, на 10,6%, 9,7% и 7,7%. Таким образом, накопленная с января инфляция по продовольственным товарам составила 23,2% против 6% за тот же период прошлого года.

Нововведения в пресс-релизах Нацбанка не остались незамеченными журналистами. В III квартале НБРК провел мониторинг 1523 предприятий реального сектора. По сравнению со II кварталом в третьем число субъектов реальной экономики, получивших кредит, снизилось на 3,6%. Больше всего упал спрос в строительной сфере при наибольшем же темпе роста цен на стройматериалы и готовую продукцию. Из других негативных факторов называется укрепление тенге к основным валютам.

Тем не менее, в ноябре ситуация на валютном рынке была достаточно стабильной. Курс тенге к доллару за этот месяц изменялся в диапазоне 120,34 – 121. Несмотря на 49,86% роста сделок на биржевом рынке, внебиржевой рынок, а, попросту рынок обменных пунктов был наиболее активен. На нем “крутилось” $9,2 млрд. при $5,7 млрд. на биржевом рынке. Нельзя не отметить, что в динамике объем весьма незначительный – с января он составил $134,4 млрд. В целом же за год тенге укрепился по отношению к доллару на 4,87%.

Теперь, что касается кредитов самих банков экономике. Опять же, вырос основной долг ненамного – на 1,3% до 7213,6 млрд. тенге, хотя за 11 месяцев в совокупности рост составил 53,8%, т.е. в среднем по 5% в месяц. И, что бы там ни говорили о диверсификации нашей экономики, наиболее активно кредитуется торговля, на долю которой приходится 21,7% выданных банками займов.

Согласно упрощенной ростовщической схеме, деятельность банка заключается в привлечении денег населения и дальнейшей выдачи ему же кредитов, но уже с учетом маржи, за счет которой банк и процветает. Однако в ноябре население положило на депозиты на 0,7% меньше, чем в октябре, юридические лица вообще снизили свой интерес на 3,1%. Упал на 2% рост тенговых депозитов, а валютные, как ни странно, наоборот, выросли на 5,1%. Зато средневзвешенная ставка вознаграждения по депозитам физических лиц достигла 12,1% (в октябре – 11%).

Такие бы ставки, да хотя бы год назад, когда официальная инфляция стоила нам всего 6%. А сейчас они покрывают всего лишь половину официального роста цен. В таких условиях рапортовка о всеобъемлющем и неизбежном росте зарплаты бюджетников и выплат пенсий и иных пособий выглядит, мягко говоря, не очень убедительно. Особенно, если сам бюджетник или пенсионер дружит со своими глазами, от которых не скроешь цифры, указанные на ценнике.

Межрайонное правосудие

Между тем, перипетии финансового рынка не помешали “Народному сберегательному банку Казахстана” нарушить правила, установленные Агентством по финнадзору. Дело вроде бы пустяковое – дней на пять опоздали с уведомлением об открытии двух филиалов. Но АФН был строг, возложив на банк административную ответственность. Банк пообещал в дальнейшем исправиться. Не хватало ему к понижению рейтинга мировых агентств прибавить еще и рейтинг родного Агентства по финансовому надзору.

Возвращаясь к теме рынка акций, дополним, что биржа отменила специальные торги по выкупу Bank Austria Creditanstalt AG привилегированных акций KZ1P35970816 “АТФБанка”, назначенные на 21 декабря 2007 года. Сделано это во исполнение определения Специализированного межрайонного экономического суда города Алматы от 19 декабря.

Напомним, что иск против АТФБ подан QVT Fund LP с целью признания незаконным решения совета директоров банка от 30 ноября. Согласно определению суда, опубликованному в среду, “отменены меры обеспечения иска по определению от 10 декабря и запрещено включать в повестку дня внеочередного общего собрания акционеров АО “АТФБанк” избрание в состав Совета директоров банка следующих лиц: Эрика Хэмпела, Томаса Гросса, Марко Ианнакконе, Талгата Куанышева, Хуберта Пандза, Фаусто Петтени”.

Одним словом, придется, видимо, “нам самим начать покупать акции наших компаний”. А то даже на блестящей обертке в скором времени начнут печатать латинским шрифтом.