Неумелое регулирование или как чиновники продают независимость страны

Алматы. 1 июня. КазТАГ – Сауле Калиева. Каждый год мы сталкиваемся с топливной проблемой, где мелкие игроки в сегменте автозаправочных станций жалуются на невозможные условия работы и угрозу массового разорения, обвиняя монополистов в ценовом сговоре, а комитет по защите конкуренции министерства индустрии и новых технологий РК при этом бездействует, предпочитая оставаться в стороне.

Привлекая все большее внимание журналистов, они угрожают просто прекратить работу из-за дефицита топлива. Особенно это касается социальных марок АИ-80 и дизельного топлива. Мелкие АЗС просто вынуждены продавать его по цене крупных игроков, а ведь давно уже не секрет, что в последнее время цена оптовой стоимости превышает розничную.

Многие эксперты считают, что одна из причин возникшего топливного кризиса — государственное регулирование цен на нефтепродукты. А также отмечают то, что у мелких компаний нет возможности закупать ГСМ на какой-либо открытой топливно-сырьевой бирже, а перекупщики диктуют цены, не соответствующие реалиям. Какой-то замкнутый круг получается: где АРЕМ устанавливает свой ценовой порог для реализаторов, а для трейдеров, наверное, этот “закон не писан”, поэтому они устанавливают свои.

К примеру, в мае этого года малый бизнес получает нефтепродукты для реализации на АЗС по оптовым ценам: Аи-80 – 82 т/литр, ДТ – 83 т/литр. А у компаний, занимающих доминирующее положение на рынке нефтепродуктов, цены на АЗС следующие: Аи-80 от 70-78 т/литр, ДТ от 80-83 т/литр. В таких условиях о честной конкуренции говорить не приходится. А что делать, когда монополисты реализуют топливо ниже предельной цены. Представители крупных компаний объясняют, что это не демпинг по отношению к конкурентам, а установленные регулирующими органами цены.

Мелкие торговцы ГСМ просят создать открытую прозрачную топливно-сырьевую биржу, где они могли бы приобретать необходимые объемы, а также предоставить им свободу в области ценообразования. А также ответить на вопросы, откуда берутся эти предельные цены у проверяющих органов, и почему одним игрокам рынка можно поднимать цены, а другим нет. Может необходимо, чтобы этим занялись другие проверяющие органы, к примеру, финансовая полиция.

До того, пока рынок не подвергался регулированию, малый бизнес на АЗС стабильно устанавливал более низкие цены, чем доминирующие компании.

“Закон об обороте нефтепродуктов”, который находится на рассмотрении в сенате и призван стабилизировать рынок нефтепродуктов, по мнению многих частных владельцев АЗС вообще антирыночный, так как устанавливает предельную розничную цену не регулируя оптовую, что не мешает крупным оптовикам зарабатывать еще больше, выдавливая мелкие частные АЗС и выкупая при этом их бизнес за “копейки” монополизируя рынок.

Откуда ветер дует?

Всем известно, что на рынок Центральной Азии усиленно стремится войти один из российских нефтегазовых гигантов со своей сетью АЗС. Наверное, не для кого не секрет, что данная сеть АЗС давно обосновалась в Кыргызстане и Таджикистане, где они захватили около 80% рынка реализации ГСМ. Почему это произошло? Потому что самостоятельно ни одна из стран Центральной Азии включаю Казахстан, обладающий огромными запасами нефти и газа, не может обеспечить собственный рынок топливом. А ГСМ это мощный рычаг давления в наше время.

Что касается нашей страны, то давно ходят слухи о том, что “Газпромнефть” активно лоббирует среди высших должностных лиц страны и нефтяных баронов свой приход в Казахстан. Преградой для этого остаются: развитые сети АЗС, а также одиночные заправки, которых в Казахстане тысячи.

По достоверной информации, российский игрок, который пока имеет лишь офис в центре Алматы, намерен купить самую разветвленную сеть АЗС. Однако эта сделка пока не получается и отечественная сеть борется за право на жизнь. А у мелких игроков такой возможности нет, и выходит, что казахстанские чиновники стараются нагнуть мелких собственников АЗС, для того чтобы они были сговорчивее в продаже своих АЗС и не мешали вхождению на рынок лоббируемого ими нефтяного гиганта из России.

В данный момент в Таджикистане, где российская компания обладает большой долей рынка, распространенный 92-й бензин стоит $1,20, а в Кыргызстане бензин дают по 20 литров на машину. Вот и делайте выводы, куда клонят наши чиновники, когда специально или нет рушат малый и средний бизнес. Любят наши “слуги народа” монополистов.

Давно известно, что можно перекрыть газ для Европы. Не пускать на свой рынок Боржоми. Не есть прибалтийские шпроты. Но если взвинтить цену или ввести таможенную пошлину на ГСМ для какого-нибудь “стана”, который отказывается войти в Таможенный союз, то можно легко при помощи высокой цены на ГСМ, по меньшей мере, парализовать экономику, а по большому организовать на его территории бензиновую революцию. Не дай Аллах, конечно…

Хотелось бы, чтобы Казахстан не на словах, а на деле стал рыночной страной, где все бы расставлял по местам рынок в виде товарных бирж и интересы государства в лице институтов власти, а не команда лоббистов заинтересованных лишь деньгами…