Бороться с терроризмом можно, поняв его мотивы

Если перефразировать известное выражение “Призрак ходит по Европе – призрак коммунизма” применительно к современному Казахстану, то можно сказать: “Призрак ходит по Казахстану — призрак терроризма”.

И это не “страшилки” СМИ, на которые сегодня пытаются списать состояние страха, обуявшего общественность в последнее время.

В мае этого года в Актобе произошел взрыв у здания департамента КНБ. Взрыв устроил смертник.

Спустя неделю в Астане, у ворот изолятора временного содержания КНБ, взорвался автомобиль, в котором находились два человека. Оба погибли.

В обоих случаях правоохранительные органы пытались успокоить казахстанцев: “это обычное происшествие, которое могло произойти в любом районе города”, и никакого отношения к терроризму они не имеют. Представители органов прокуратуры тогда отказались произошедшие акты квалифицировать как терроризм. Несмотря на то, что они были связаны с взрывными устройствами.

Но два одновременно прогремевших взрыва в Атырау 31 октября, кажется, заставили казахстанские правоохранительные органы, наконец-то, признать факт, который уже никак невозможно камуфлировать: из островка стабильности в Центрально-Азиатском регионе Казахстан превращается в зону реальных террористических действий.

Вчера на брифинге в Генеральной прокуратуре ее официальный представитель Нурдаулет Суиндиков сообщил позволительную в рамках проводящегося следствия информацию.

Кроме подорвавшегося на месте взрыва вблизи здания областной прокуратуры Атырау жителя этого города Бауржана Султангалиева, причастными к взрывам оказались еще трое граждан Казахстана – Мейрамбек Усабеков, Мирхат Калкаманов и Алимжан Сагенов. Всем им от роду около 30 лет. Они арестованы и дают признательные показания. В частности, о совершении ими терактов. В двух возбужденных уголовных делах им инкриминируется преступление, содеянное по статье 233, п. “б” ч.2 Уголовного кодекса РК – “терроризм”.

Со дня взрывов в Атырау правоохранительные органы вещали: безопасность граждан гарантируем, ситуацию держим под контролем. Но, цитирую официального представителя Генпрокуратуры: “По адресу, указанному Усабековым, обнаружены еще два самодельных взрывных устройства, которые с принятием необходимых мер безопасности обезврежены саперами путем подрыва”.

То есть если бы не признательные показания одного из арестованных, эти взрывные устройства вполне могли использовать возможные сторонники подозреваемых в терроризме? Вопрос не риторический. Лично я сомневаюсь в том, что круг антагонистически настроенных по отношению к органам власти Атырау замыкается на этом квартете.

Другой посыл от Генпрокуратуры, наталкивающий на мысль о том, что наши силовые органы, попросту говоря, “профукали” все, что можно было “профукать”.

“Следствием установлено, что данная террористическая группа сформировалась в 2009 году под воздействием джихадистских идей, в том числе погибшего на Северном Кавказе известного экстремистского проповедника Саида Бурятского. Члены группы вынашивали намерения по выезду на джихад за границу. В целях противодействия правоохранительным органам в ответ на возможные задержания последователей джихадизма изучали минно-взрывное дело.

Преступной группой с лета 2009 года было собрано 5 взрывных устройств. Необходимые для этого компоненты (электролит, ацетон, гидроперит, алюминиевая пудра и селитра) приобретались в аптеках и на рынках города Атырау. Испытания собранных устройств проводились в безлюдных места. В сентябре текущего года группой были установлены контакты с членами террористической организации “Джунд-аль-Халифат” (Солдаты Халифата), созданной летом этого года гражданами Казахстана Ринатом Хабидоллой, Урынбасаром Мунатовым и Дамиром Зналиевым в целях развязывания джихада на территории Республики Казахстан. Следует отметить, что данные лица в настоящее время скрываются в афганско-пакистанском пограничье и участвуют в боевых действиях на стороне международных террористов”, — это из выступления на брифинге Нурдаулета Суиндикова.

Понятно, официальный представитель Генпрокуратуры лишь озвучил перед представителями СМИ ту информацию, которую до брифинга отрецензировало его руководство (начало брифинга задержалось на 20 минут, за что г-н Суиндиков принес свои извинения).

На брифинге “ZONA.kz” поинтересовалась: а были ли какие-либо сигналы до событий 31 октября, свидетельствующие о наличии в атырауском регионе террористической группировки, настолько ли органы нацбезопасности владели ситуацией, насколько они утверждали об этом? Вопрос логично следовал из последующей информации ГП.

По словам официального представителя, лидер “Джунд-аль-Халифат” (Солдаты Халифата) гражданин РК Ринат Хабидолла 25 октября и 1 ноября текущего года распространил в Интернете заявления с угрозами в адрес Казахстана, а затем взял ответственность за теракты в Атырау. Задержанные тоже подтвердили: от “Солдатов Халифата” они получили указания о проведении на территории Казахстана террористических актов, в том числе в Атырау. Но без человеческих жертв.

Как говорится, не было бы счастья, да несчастье помогло. Если бы не взрывы в Атырау и признательные показания подозреваемых в причастности к терактам, казахстанские “гаранты стабильности и безопасности” в лице местных силовых структур, возможно, долго бы еще не знали, как под их носом еще более трех лет назад активно работали доморощенные сторонники экстремистского проповедника Саида Бурятского, самоорганизовавшиеся в террористическую организацию “Солдаты Халифата”.

… Понятие террора как особого типа ужаса из абстрактного и далекого, нас не касающегося, для казахстанцев сегодня становится жестокой реальностью. Цель любого терроризма – не столько убийства, сколько устрашение и деморализация общества.

Естественно, террористов надо привлекать к ответственности, а то и уничтожать. Однако лишь силовыми методами и Уголовным кодексом искоренить терроризм невозможно. Это ясно, как Божий день. Надо, прежде, понять мотивы.

По-видимому, дело не только в “неправильном понимании молодыми людьми истинных канонов Ислама, увлечение идеологией чуждых для нашего народа религиозных течений”, как объясняют в Генпрокуратуре. Как бы тяжело ни было, но надо признать: за прошедшие два десятилетия государственные институты власти “профукали” моральные, нравственные и социально-экономические ценности – то, на чем зиждется здоровье общества.

А диагноз его сегодня не совсем оптимистичный.

В последние дни казахстанское общество переживает состояние страха и от вбрасываемых в него ложных слухов о других взрывах, захватах и убийствах детей.

Слухи активно обсуждались и передавались, как достоверные, через мобильную связь, социальные сети особенно накануне мусульманского праздника Курбан айт. Кто-то из анонимов сообщал: он был очевидцем того или иного происшествия. В Генпрокуратуре говорят, что “имели место факты безосновательного сеяния паники даже работниками организаций образования”. Однако проведенные расследования показали: “имели место хулиганские действия безответственных лиц или же обыденная детская шалость”.

Так, 6 ноября в Шымкенте некто Кадырбеков, уволенный за день до этого работник тепловозного депо, будучи в нетрезвом состоянии, позвонил диспетчеру депо и сообщил о взрыве на железнодорожном мосте через реку Машат. Сигнал оказался ложным.

В Алматинской области некто Закирова также в хулиганском раже позвонила со скрытого номера мобильного телефона своей знакомой и сообщила, что ее принесут в жертву на Курбан айт.

“Отличились” и младшеклассники некоторых школ. Чтобы сорвать уроки, на стенах учебных заведений они сделали надписи, содержащие угрозы.

Не удивительно, что быстро распространившаяся дезинформация привела общественность в состояние повышенной тревоги.

Безусловно, если правоохранительные органы сумеют найти виновных в распространении подобных слухов, которые дестабилизировали ситуацию, они понесут соразмерную ответственность.

Понесут ли ее должностные лица Атырауского региона? На этот вопрос нашей газеты “ZONA.kz” г-н Нурдаулет Суиндиков ответил: “Если их вина будет доказана”.

***

© ZONAkz, 2011г. Перепечатка запрещена