Депутаты не понарошку: интересное кино

Оппозиция в Москве уже не только машет флагами на митингах, но и активно борется за власть в муниципальных районах. Казахстанцам есть к чему присмотреться…

…По первому впечатлению эта история похожа на сюжет российского фильма середины 90-х с участием Евгения Матвеева и Никиты Джигурды. Помните такое кино? Серьезные русские мужики, уставшие от непорядка, от воровства и произвола местного начальства, пытаются восстановить закон своими силами — и хоть не сразу, но побеждают. А потом их поддерживает федеральный центр.

Подобные сюжеты какое-то время были популярны, однако затем, по причине полной оторванности от действительности, тема борьбы за справедливость на муниципальном уровне постепенно выпала из мейнстрима. И вот, по некоторым признакам, она возрождается, да не на экране, а в жизни!

Причем, действие тех картин происходило в российской глубинке, а наша разворачивается в столице.

Зачин такой: оппозиционно настроенный предприниматель Владимир Гарначук (он прямо говорит: “да, я против Путина”) выдвинул свою кандидатуру в депутаты муниципального собрания московского района Тропарево-Никулино (это где Олимпийская деревня) и победил на выборах.

Избирательная кампания проходила в марте, на волне высокой гражданской активности, вызванной митингами на Болотной площади и на проспекте Сахарова. По словам Владимира, местные власти чинили ему немало препятствий, потому что самовыдвигаться у нас как-то не принято. Однако настырный Гарначук все-таки пробился, как он шутит, в “сельсовет”.

Даю справку на всякий случай: в Тропарево-Никулино живет 120 тысяч человек.

Кстати, на волне той же активности в разных районах Москвы на местных выборах победило еще немало самовыдвиженцев. Самый известный из них, профессиональный игрок в покер Максим Кац, сразу после победы объявил, что это была, в общем, шутка. Местные депутаты, по его словам, ничего не решают. Максим просто хотел показать, что народ может избрать не согласованного с вышестоящим начальством кандидата. Подтвердив это на практике, креативный юноша сказал всем “спасибо” и вернулся к профильному занятию.

Не таков оказался Владимир Гарначук. С первых шагов он повел борьбу с незаконной торговлей и с воровством в сфере госзакупок. Например, обнародовал итоги аукциона на право заключения договора по аренде легкового автомобиля для нужд управы Тропарево-Никулино. Аукцион был поистине удивительный: за прокат чьей-то подержанной машины среднего класса управа согласилась платить из бюджета почти миллион рублей в год. Тогда как новую машину европейской сборки в Москве можно купить (а не взять в аренду) за 600 тысяч.

Это разоблачение наделало много шума. Вслед за ним последовала новая громкая история – вокруг аукциона на заключение договора по ремонту в квартирах вдов ветеранов войны. Владимир рассказал мне, что условия аукциона жульнически “заточены” под одну конкретную фирму, и что он обязательно добьется отмены торгов.

Слов на ветер этот парень не бросает: через неделю Федеральная антимонопольная служба отменила аукцион, оштрафовала членов аукционной комиссии и потребовала провести все процедуры заново. Правда, депутату помогал в этом деле Алексей Навальный.

В следующий раз Гарначук повел местную общественность на штурм рынка “Альмирал”, к которому хозяева пытались пристроить несколько новых киосков, залезая на тротуар и автобусную остановку. Депутат убедился, что никаких разрешений на это дело у “Альмирала” нет и заявил прессе: значит, и киосков не будет. Можете так и написать.

Одновременно с Гарначуком в разных районах Москвы после мартовских выборов начали активничать еще несколько независимых депутатов. Оказывается, не все они, как Максим Кац, предлагали сдаться.

А вскоре после “битвы за Альмирал” (наверное, по совпадению), в Тропарево-Никулино приехал мэр Москвы Сергей Собянин. Он ознакомился с ходом работ по благоустройству района и пообщался с активом. Через два дня после этого Собянин выступил на VI Съезде совета муниципальных образований Москвы и предложил резко усилить полномочия местных депутатов. Мэр заявил, что они должны получить право заслушивать отчеты руководителей исполнительной власти на местах и даже выражать им недоверие, если придут к выводу, что глава управы провалил работу. А также, сказал Сергей Собянин, депутаты теперь будут принимать участие в распределении денег, направляемых на благоустройство. Кроме того, народные избранники получат право контролировать работу управляющих коммунальных компаний. И вообще, по словам мэра, депутатам теперь предстоит делить ответственность за состояние дел в районе с исполнительной властью пополам.

Владимир Гарначук говорит, что предложения Собянина его не очень обрадовали:

Нам дали задачи, но не дали инструментов, — считает депутат. — Это называется “бросить под танки”. Например, что значит “контролировать управляющие компании”? Их у нас в районе 40. Вообще, сфера ЖКХ это огромный вал неучтенных платежей. Сейчас я начал разбираться в данном вопросе и понял, что там сложилась целая система хищений на всем, начиная от уборки территории, заканчивая ремонтами подъездов. Если все это контролировать как следует, то начинать надо с создания нового полноценного органа — с юристами и другими специалистами. Нам же предлагают все делать бесплатно и без инфраструктуры. Задача практически неисполнимая. Но это не значит, что этими вещами не надо заниматься. Многое я и так делаю, без полномочий и оплаты. А теперь работать в какой-то мере станет легче.

Еще один независимый депутат, Максим Мотин из муниципального собрания района “Печатники”, смотрит на ситуацию следующим образом:

— Это решение мэра Москвы сложно назвать уступкой оппозиции. Скорее, это просто единственно возможное решение, — говорит Максим. — Городская власть понимает: даже при большом желании она уже не в состоянии контролировать чиновников на местах. Тут и совпадают эти два вектора: желание самих новоизбранных депутатов и замечательная возможность переложить ответственность с управы или префектуры на “говорливых” и независимых.

Как бы то ни было, лед тронулся!

Но тем временем против депутата Гарначука в Тропарево-Никулино началась активная агитация и пропаганда. Неизвестные люди раскладывают в почтовые ящики листовки, снимают и вывешивают в интернете ролики, знаете о чем? О том, что Гарначук враг России и работает на США. Вот, оцените.

Печальнее всего в этом сюжете роль массовки, пожилых активистов и особенно активисток, обслуживающих местное начальство.

Здесь другие интересные ролики с участием “неформатного” депутата

А однажды на собрании в муниципалитете Гарначука укусила какая-то тетка. Это не фигура речи: тетка подошла и цапнула депутата за руку. От неожиданности Владимир Федорович взревел, как раненый олень (его собственное выражение), оттолкнул даму – и теперь руководители управы и некоторые “правильные” депутаты говорят: а, это тот Гарначук, который устроил драку с женщиной на собрании?

В общем, я думаю, впереди там еще много нескучного.

При этом, сказать по правде, мне не очень понятны мотивации Владимира Гарначука. Когда-то на закате перестройки автор еще верил в существование рыцарей из серебра и стали, которые полжизни работают завлабами или торгуют колготками, а потом выходят биться за народное счастье. Сейчас уже верит меньше. Нет, в самом деле: энергичный, умный, хорошо образованный и обеспеченный мужик тратит огромное количество времени и сил на бесплатную, нервную, а может и опасную депутатскую работу. Зачем ему это надо?

Оппоненты Гарначука никаких версий по поводу его активности, кроме самых идиотских, не предлагают. Они не говорят, допустим, что бронебойного депутата наняла конкурирующая группировка, чтобы он помог снести как бульдозером нынешнее начальство в Тропарево-Никулино и дал возможность другой команде прильнуть к сосцам баснословного московского бюджета. Может, еще предложат и скажут?

В ожидании развития событий автор пока склоняется к такому предположению. Деловой и амбициозный Владимир Гарначук до сорока лет зарабатывал деньги, а теперь хочет в политику. Но через парадный подъезд туда не попасть: в Государственной Думе и в топе основных партий все места заняты. А вот внизу, где живут обыкновенные люди и где их обманывают и обкрадывают маленькие начальники – поприще широко и поле непахано. И лежит это поле посередине Москвы. Возделывая данную ниву, можно обратить на себя внимание большого начальства и большой прессы и начать вертикальный подъем в стратосферу серьезной политики.

Кстати, ничего плохого, кроме хорошего, автор в такой мотивации не видит.

Дальше события, как мне кажется, могут пойти по одному из трех сценариев. Первый: настырный депутат через какое-то время устанет пробивать стенки лбом. Его раз-другой поймают на неточностях и мелких грехах, организуют серьезную разоблачительную компанию, а может и напугают – и вся борьба за справедливость в отдельно взятом районе тихо сдуется. Так бывало не раз. А выполнять предначертания большого начальства насчет расширения полномочий станут правильные депутаты, которые ни с кем не ссорятся и все как надо понимают в этой жизни.

Второй вариант: Гаранчук сумеет решить еще несколько местных проблем, с ним начнут считаться, заметят наверху, оценят и предложат хорошую работу. После этого Владимир Федорович вольется в бодрые ряды госслужащих, которые размещают удивительные госзаказы.

Третий сценарий, наиболее оптимистический: а может, в России действительно наступает время, когда местное самоуправление и вообще представительная власть начинает на что-то влиять? И на смену декоративным, как орнамент на коврике, азиатским парламентариям приходят люди, которые хотят работать в московских муниципальных собраниях так же, как работают их коллеги в Париже и Брюсселе?

Вам какая версия больше нравится? А какую считаете самой правдоподобной?

***

© ZONAkz, 2012г. Перепечатка запрещена