Почему “гонит” следствие?

Защита экс-директора погранслужбы КНБ генерала Джуламанова обжаловала в суде действия следователей КНБ

Директор погранслужбы-заместитель председателя КНБ РК генерал-лейтенант Нурлан Джуламанов был задержан 27 октября 2014 года по подозрению в злоупотреблении служебными полномочиями.

Обвинение ему было предъявлено 28 октября. В постановлении говорится: “Во второй половине 2013 года в Астане заместитель председателя КНБ — директор пограничной службы КНБ генерал-лейтенант Джуламанов Н. А. с целью незаконного обогащения, взятия под свой контроль получение взяток в виде денег от представителей коммерческих предприятий за лоббирование их интересов при заключении и исполнении контрактов по поставке товаров и оказанию услуг для нужд ведомства, с использованием своего положения, создал организованную группу … для совершения особо тяжких преступлений”.

Директор погранслужбы-заместитель председателя КНБ РК генерал-лейтенант Нурлан Джуламанов

Джуламанов обвиняется по ст.311 ч. 5 УК РК — получение взятки в особо крупном размере и ст.235 ч.3 — создание и руководство организованной преступной группой или преступным сообществом (преступной организацией), участие в преступном сообществе.

Постановление подписано руководителем следственно-оперативной группы (далее – СОГ) КНБ — главным следователем следственного департамента КНБ РК полковником юстиции С. Амановым. В самом конце документа от руки обвиняемого Джуламанова: “Не согласен” — и его подпись.

29 октября военный суд Акмолинского гарнизона санкционировал арест Н. Джуламанова сроком до 27 декабря.

Внезапный арест генерал-лейтенанта произвел эффект разорвавшейся бомбы. Правда, депутат мажилиса генерал-лейтенант и Народный герой Казахстана Бахтыжан Ертаев 5 ноября на пленарном заседании палаты парламента, обращаясь к премьер-министру РК Кариму Масимову, постарался несколько смягчить этот эффект. Он сказал: “Недавнее задержание в подозрении совершения коррупционных преступлений директора пограничной службы, а до этого заместителя министра обороны в очередной раз огорчило (выделено ред.) общество страны”.

Несмотря на официальное предупреждение СМИ органами прокуратуры РК воздержаться от публикаций, которые могут быть расценены как вмешательство в ход расследования, некоторые казахстанские печатные издания и интернет-сайты буквально взорвались статьями различного толка. Явно задавшись целью создать экс-директору погранслужбы образ махрового взяточника и отпетого ОПГ-шника, иные превзошли самих себя. Стали сливать такой компромат, при этом ссылаясь на некие “компетентные” и “информированные” источники, какие-то “серьезные документы” (стали достоянием общественности даже аналитическая записка на имя шефа КНБ и фотографии из семейного архива экс-директора погранслужбы), что подумалось: откуда “дровишки”? Может, от тех, кто предъявил обвинение Джуламанову?

Поводом для подозрений стала та поспешность, с которой СОГ пытается завершить свою работу – даже вопреки Уголовно-процессуальному кодексу – и явно посадить экс-директора погранслужбы на скамью подсудимых.

На днях старший следователь по ОВД СД КНБ РК А. Кунбулатов в следственном изоляторе КНБ ознакомил Джуламанова, его адвоката и общественного защитника – супругу Гульнар Джуламанову с постановлением о том, что до 22 декабря 2014 года Джуламанов должен завершить ознакомление с материалами уголовного дела.

Однако защита обвиняемого считает, что постановление нарушает ст. 13 Конституции РК — “Каждый имеет право на судебную защиту своих прав и свобод” — и практически лишает обвиняемого этого конституционного права.

Так, уголовное дело на сегодня составляет 30 томов и 6 томов приложений к нему. Кроме того, на день вынесения постановления не были представлены вещественные доказательства в полном объеме, а это договора, материалы проведенных тендеров, денежные средства и другие предметы, признанные вещественными доказательствами — для их обзора и сверки на соответствие подлинности с процессуальными документами изъятия, выемки, обыска и осмотра. Несмотря на неоднократные просьбы защиты, не были предъявлены и воспроизведены диски, фонограммы, видеозаписи проведенных экспертиз, легализованных следственно-оперативных розыскных материалов, допросов, обысков, выемок, проверки показаний на месте, взятых образцов голоса и всех других следственных действий, где применялась видеосъемка. Джуламанов и его защита дважды обжаловали действия органа уголовного преследования, однако ответа не последовало.

Обвиняемый и защита не согласны с датой окончания срока ознакомления с материалами дела еще и потому, что 16 и 17 декабря являлись праздничными днями, 20-21 декабря – выходные, следствием для окончательного ознакомления с материалами дела определено лишь 3,5 рабочего дня, а именно: с 15 час. до 18 час. 15 декабря (т.е. менее половина рабочего дня) , 18-19 и 22 декабря (три рабочих дня). А согласно п.3 ст. 275 УПК РК, обвиняемый и защитник не могут ограничиваться во времени, необходимом им для ознакомления со всеми материалами уголовного дела. Для полного ознакомления с ними необходимо еще не менее 40-60 рабочих дней, — считают обвиняемы и его защитники, — тем более, что в постановлении нет ни одного факта, который свидетельствовал бы о том, что они умышленно затягивают срок ознакомления с материалами дела.

По данным общественного защитника, находясь в следственном изоляторе, экс-директор погранслужбы пережил гипертонический криз, у него зафиксировали высокое артериальное давление — 180 на 100, тошноту, рвоту и головокружение, пульс упал до 40, стали неметь руки и ноги. Тем не менее, следователь Кунбулатов сказал, что зафиксирует данные о том, что Джуламанов отказывается знакомиться с делом, — сообщает, например, газета “Мегаполис”. Если зафиксированный гипертонический криз следователи считают симуляцией, то как воспринимать обещание следователя Кунбулатова – угроза, давление на обвиняемого? О каких оперативных сроках завершения ознакомления с материалами дела можно говорить, если человек знакомится с ними лежа на стульях, и как такое вписывается в требования международного и отечественного законодательства о соблюдении принципов гуманности при проведении следствия? Это, вызывает, по крайней мере, недоумение. И что, в конце концов, так “гонит” следствие? Ведь из изолятора КНБ обвиняемый никак не сбежит.

Постановление о завершении ознакомления с материалами уголовного дела 22 декабря, вынесенное руководителем СОГ С. Амановым и утвержденное первым заместителем главного военного прокурора РК полковником юстиции К. Игембаевым, защита генерала Джуламанова обжаловала в Есильском районном суде №2 г. Астаны. Она просит признать его незаконным и отменить. Что скажет наш “самый гуманный в мире” суд?

… А между тем арестованному 24 сентября 2014 года экс-акиму Карагандинской области Бауржану Абдишеву срок ареста по ходатайству следствия продлили до 23 января 2015 года. В этом случае следствие не “гонит” сроки, видно, потому, что хочет разобраться в деле так, чтоб комар носа не подточил.

***

© ZONAkz, 2014г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.