Газета Chicago Tribune со ссылкой на информационное агентство Bloomberg опубликовала статью под названием «Kazakh ruler's post-oil overhaul falters as succession looms».
В ней говорится так: «Лидер Казахстана отмечал свой 76-й день рождения на этой неделе в условиях, когда социальный контракт, который подкреплял его пребывание у власти свыше четверти века, трещит по швам.
Планы президента Нурсултана Назарбаева по переподготовке своей страны к периоду низких цен на сырье столкнулись с сопротивлением со стороны демонстрантов, выступающих против земельной реформы, а позднее — также со стороны религиозных радикалов.
Борьба в целях осуществления перестройки отвлекает внимание самого долгосрочного правителя бывшего Советского Союза от приобретающей все большую актуальность задачи — планирования перехода власти к преемнику.
«Срок действия социального контракта Назарбаева, благодаря которому население пользовалось плодами относительного благополучия в обмен на управляемый авторитаризм, истек», — отмечает Кейт Маллинсон, партнер лондонской консалтинговой фирмы по политическим и предпринимательским рискам GPW & Co., в своем электронном сообщении.
«Две или три сотни элитных семей», которые контролируют экономику, «вряд ли станут продвигать какие-либо значимые реформы».
Правительство настаивает на том, что проведение реформ в крупнейшей в Центральной Азии нефтепроизводящей стране будет продолжено, несмотря на активное недовольство, но инвесторы и международные кредиторы скептически оценивают его способность добиться реализации такой задачи.
Разборки среди потенциальных наследников относительно того, кто станет преемником Назарбаева, правителя Казахстана с 1989 года, усугубляют такие сомнения.
При отсутствии реформ «казахские и иностранные инвесторы, скорее всего, выведут свои деньги в другие места», — утверждает Марк Хортон, руководитель миссии МВФ в Казахстане, в своем электронном письме.
Одно из первых предложений Назарбаева – предполагающее допуск частично принадлежащих иностранцам компаний к аукционам по продаже 1,7 миллиона гектаров (4,2 миллиона акров) земли – спровоцировало появление митингов протеста несогласных с ним людей, которые боятся того, что китайские инвесторы присвоят казахскую территорию. Хотя китайские покупатели легально не могут контролировать землю, «на деле они этого добьются», говорит Талгат Омаров, активист протестного движения «Алаш Жолы».
Еще одной проблемой является экстремизм. Состоявшаяся в прошлом месяце исламистская атака в северо-западном городе Актобе, в ходе которой погибли 26 человек, свидетельствует о наличии сильнейшего недовольства среди молодых казахов коррупцией и неравенством доходов.
При снижении уровня жизни и «падении доверия» к властям некоторые, по словам Кейт Маллинсон, «созрели к тому, чтобы бросить вызов любому поддерживаемому властями изменению».
Премьер-министр РК Карим Масимов признал, что Казахстану следует лучше объяснять реформы своему народу. Вслед за состоявшимися в марте парламентскими выборами Назарбаев, стремясь наметить план перехода властных полномочий от него к другому лицу, заявил, что экономические преобразования должны быть завершены до принятия какого-либо решения о «перераспределении власти между президентом, парламентом и правительством». После митингов протеста он приостановил продажу земли».
***
© ZONAkz, 2016г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.