«Завершается первый политический сезон… Все будет решено в конце 2017 года»

Сетевые СМИ про политику

Завершается первый политический сезон 2017 года. В этом году он закрывается не Днем столицы (как прежде), а ЭКСПО, стартующей в следующем месяце.

Бауржан ТОЛЕГЕНОВ — «Заметки на полях первого сезона» — Госаппарат уже живет выставочной повесткой, а внутриполитическая жизнь перешла на паузу. И хотя официально предстоящее мероприятие посвящено зеленым технологиям, но фактически она пройдет в формате выставки достижений Казахстана и его руководства. Для создания соответствующего праздничного фона власть стремится «заморозить» все острые и горячие темы, перенося их решение на осень. Мы же в свою очередь оглянемся назад и посмотрим, чем завершается зимне-весенний период, а фактически – первый политический сезон 2017 года.

В целом же общественно-политическая ситуация относительно мягче в сравнении с последними несколькими годами. Так или иначе, власти удалось достичь некоторой разрядки. Но будет ли продолжен этот тренд осенью, когда пауза должна закончиться и внутриполитическая жизнь заиграет по новым нотам?

Завершается первый политический сезон

Аналитический Центр «G» — «Все будет решено в конце 2017 года!» — Заслуживающие доверия источники говорят о том, что в конце этого 2017 года произойдет окончательное переформатирование властных институтов в Казахстане. В этот сценарий входит выход на публичное поле племянника Елбасы – Самата АБИША, который сейчас находится в тени.

Резко возросли акции близких в Абишу персон, в первую очередь его брата – Кайрата САТЫБАЛДЫ.

В кулуарах власти говорят, о том, что старшая дочь президента Дарига НАЗАРБАЕВА весьма недовольна таким сценарием и ищет возможных партнеров в политике, которые могли бы изменить такой исход.

Похоже в Астане уже поставили большой и жирный крест на так называемой «старой гвардии».

Редакция Exclusive — «Серому кардиналу – 70 лет» — Нуртай АБЫКАЕВ в первом круге президента уже почти сорок лет. Их взаимоотношения – вне подозрений, хотя Нурсултан Абишевич не однажды испытывал его и властью, и видимым забвением. Возможно, разгадка в том, что Нуртай Абыкаевич совершенно равнодушен к атрибутам власти, а его жизненное кредо – в безусловной преданности дружбе с президентом. Слово «безусловной» здесь является ключевым.

Мы начинаем новый проект «Эксклюзива» — «В круге первом». Его цель — через серию обширных интервью познакомить вас с персонами из первого окружения президента Республики Казахстан Н.А.Назарбаева. Это не предвыборный проект, а потому мы надеемся, нам удастся сохранить непредвзятость. Наш первый гость — человек с первых дней и до настоящего времени находящийся в большой политике, всегда привлекающий интерес, несмотря на то, что всегда стремится остаться в тени, — Нуртай АБЫКАЕВ.

«Об усилении Карима Масимова» — По имеющейся у нас информации, в Акорде сейчас готовится решение об усилении Комитета национальной безопасности РК и передаче ему дополнительных полномочий по борьбе с коррупцией, в том числе среди силовиков. Расчетно оно должно быть принято в июле – августе текущего года, после чего Карим МАСИМОВ резко усилит свое влияние. Не исключено даже, что он де-факто станет первым человеком в силовом блоке страны.

Андрей ЧЕБОТАРЕВ — «Партиям по сути нечего предложить казахстанцам» — Транзит (переход) президентской власти, который рано или поздно у нас произойдет, отдельная большая тема. При этом о возможных сценариях его проведения, результатах и последствиях пока приходится только гадать. Прошедшая конституционная реформа также не дает какого-либо понимания по этому поводу. Разве что представляется, что транзит власти не пройдет так спокойно, как в соседних России и Узбекистане. Слишком много желающих в правящей элите если не стать вторым президентом Казахстана, то хотя бы иметь «право голоса» при определении подходящей кандидатуры на этот пост.

В этих условиях партиям, скорее всего, будет отведена роль инструментов в руках ведущих групп влияния. Особенно если между последними начнется серьезная борьба за власть. При этом некоторыми из данных групп могут быть созданы новые партии. Не исключено также привлечение кем-либо из противоборствующих субъектов на свою сторону представителей оппозиции. Так что в процессе транзита власти возможно серьезное оживление в партийном поле. Но это в относительно лучшем случае. В том же Узбекистане мнение руководителей и актива действующих партий явно никто не спрашивал.

Толганай УМБЕТАЛИЕВА — «Общественность сегодня выдвигает вполне решаемые социальные требования» — Я бы назвала нынешнюю ситуацию – ситуацией «ожидания перемен», политический рисунок сегодняшнего дня несколько размыт и скорее, он похож больше на набросок, чем на законченную картину. С одной стороны, мы видим политическую активность президента, государственные структуры демонстрируют готовность признавать наличие проблем в социально-экономических сферах и даже желание их решать с привлечением активной части общества. Но в то же время происходит «изоляция» наиболее активных и критически настроенных граждан страны, их арестовывают, причем по причинам, которые вызывают больше вопросы. Где-то эти ожидания перемен связываются и господином Тажиным, которого воспринимают как мастера сложных политических комбинаций. Отсюда и ожидания в ближайшее время расцвета различных политических маневров. Потому где-то все эти изменения выглядят реальными, а где-то и декларативными, но изменения, так или иначе, происходят. Понятно, что отношение к ним различное: с позиции общественности они достаточно малозначимы, чтобы увидеть в них реформы, тогда как, с точки зрения государства, они очень существенны и серьезны. Но, тем не менее, исходя из этих всех фактов, складывается впечатление, что мы находимся накануне политических перемен или подготовке к этим переменам, отсюда и ситуация «ожидания».

Бауржан ТОЛЕГЕНОВ – «Правый разворот или поворот направо?» — Казахский курултай, 100 новых учебников на казахском языке, международный проект «Мен қазақпын», перевод казахского языка на латинскую графику, программа «Туған жер», табуирование черных одеяний… За последние лет пять госаппарат не выдавал столько инициатив на этнические мотивы как за последние несколько месяцев. Это, безусловно, бросается в глаза и заставляет задуматься о природе такого поворота. Зачем это власти? Это целенаправленная этнификация госполитики или же власть пытается таким маневром оседлать общественные настроения и расширить ядерный электорат накануне важных событий?

Так или иначе, национализм в Казахстане вышел на новый этап эволюционирования, на котором важно задать правильную и нужную траекторию, чтобы казахский концепт был привлекательным, наполнился рациональным содержанием и нес собой прогресс. Во многом это зависит от действующих представителей национал-патриотического движения, от того какие стандарты они заложат. Ведь в отсутствии политических традиций и прививок от популизма, национализм всегда имеет риск скатиться в махровую версию и дискредитировать себя.

«Иммунитета к популизму у населения нет» — Одним из главных трендов последнего времени наблюдатели называют популизм. Судя по электоральным кампаниям, которые прошли в странах Запада, это явление находит существенную поддержку среди людей. В соседней России вопрос роста популизма тоже находится в повестке среди экспертов, которые считают, что в российских реалиях это явление тоже может «выстрелить». А как с этим обстоит дело в Казахстане и есть ли у общества с элитой иммунитет от популизма, узнал «Саясат» у политологов и политиков.

Общественный деятель Мурат АБЕНОВ считает, что в Казахстане всё меньше места для популизма. По его мнению, есть три причины для такого положения дел. Во-первых, выросла доступность информации и её динамика распространения. Второй фактор, который не даёт сильно развиваться популизму, заключается в том, что интернет и соцсети хранят все обещания. Поэтому каждый политик и чиновник старается быть осторожным настолько, чтобы его позиция не противоречила его словам. Третье — для популизма должны быть условия. Например, выборы в парламент в Казахстане проходят по партийным спискам, особой необходимости влиять на избирателей нет. С учетом всего этого для популизма в Казахстане основы нету.

Политолог Максим КАЗНАЧЕЕВ убежден, что политическая практика, которую мы наблюдаем последние 10-15 лет, базируется строго на популистской повестке. Сам факт того, что подобная практика используется властями, указывает на то, что иммунитета к популизму у населения нет, говорит эксперт.

Директор института национальных исследований Бурихан НУРМУХАМЕДОВ задаётся вполне конкретным вопросом: насколько популизм может помочь прийти к власти тем или иным политикам? Эксперт считает, что в Казахстане трудно представить ситуацию как в соседней России с политиком Алексеем Навальным, который выводит людей на улицы, используя популизм. Во-первых, это связано с тем, что со стороны элит такой тенденции не просматривается, потому что они играют строго по правилам. Большинство элит заинтересованы в сохранении статуса-кво, и нынешняя ситуация в целом устраивает их. Во-вторых, всё, что могло бы способствовать появлению или продвижению такого популизма в стране, такие факторы как массовые выступления, митинги не имеют место в Казахстане пока. В-третьих, важной составляющей появления такого явления как популизм в качестве доминирующей тенденции является наличие соответствующих коммуникационных технологий, как традиционных, так и нетрадиционных, которые в свою очередь находятся под контролем.

***

© ZONAkz, 2017г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.