«На себя любимых наши заботливые пенсионщики (ЕНПФ) за три месяца потратили 1 960 000 000 тенге!»

Сетевые СМИ о расходах на оплату труда и командировочные в ЕНПФ

Игорь СМИРНОВ (газета «Литер») сообщает – «Убытки пенсионных активов достигли 87 млрд тенге» — Также более чем в два раза выросли расходы на оплату труда и командировочные. В этом году они составили почти два миллиарда (1,96 млрд тенге) за три месяца против 959,2 млн тенге за аналогичный период прошлого года.

«Рахим Ошакбаев — Мы потратили на содержание персонала ЕНПФ 7 млрд тенге в 2016 году!» — Данные о росте расходов на оплату труда, опубликованные в некоторых СМИ со ссылкой на информацию Рахима ОШАКБАЕВА на его странице в сети Facebook, не соответствуют действительности, заявил ЕНПФ на своем сайте. В ответ на это Рахим Ошакбаев опубликовал "Опровержение опровержения" на своей страничке в Facebook передает Total.kz.

В ответ на эти расчеты Рахим ОШАКБАЕВ написал на своей странице в Facebook следующее: "Удивляет безграмотность и элементарное неумение работать с информацией товарищей из ЕНПФ, которые выпустили сегодня пресс-релиз с "опровержением" информации о росте расходов на оплату труда себе, любимым. ЕНПФ пишет, что "Данные о росте расходов на оплату труда, опубликованные в некоторых СМИ со ссылкой на информацию Рахима Ошакбаева на его странице в сети Facebook, не соответствуют действительности".

Во-первых, я не являюсь источником этой информации. Еще 1 мая я разместил у себя на странице ссылку на материал газеты Литер "Убытки пенсионных активов достигли 87 млрд тенге", где привел заковыченную цитату из материала газеты. Поэтому если и хотят спорить о цифрах, то это нужно делать не со мной, а с газетой Литер. Как говорится, "мопед не мой, я просто разместил объяву".

Во-вторых, автор статьи из газеты Литер на самом деле прав по существу. Расходы на оплату труда и командировочные у ЕНПФ за последние три года действительно растут, причем бешеными темпами. Вот график динамики их расходов из их официальной финотчетности.

енпф
енпф

Игорь НЕВОЛИН (газета «Время») – «А нас не спрашивали?» — Большая часть расходов пенсионщиков, по словам председателя правления ЕНПФ Нурбиби НАУРЫЗБАЕВОЙ, в прошлом году ушла на аренду офисов по всей стране, так как фонд не имеет собственной недвижимости. Тем не менее если взять официальную штатную численность, то содержание одного обслуживающего нас, вкладчиков, сотрудника ЕНПФ вылезет просто в немыслимую сумму — 17,5 миллиона тенге в год. Дороже нам обходятся только депутаты со своими помощниками! Понятно, что это общие затраты, а не фонд заработной платы персонала. Но и на зарплату, по данным Наурызбаевой, в ЕНПФ тоже денег не жалеют. В 2016 году в среднем каждому из 2302 сотрудников ежемесячно начислялось 329,4 тысячи тенге!

Вряд ли уборщицам пенсионных офисов столько платили (как и другим рядовым сотрудникам), да и речь не о том. И мы вовсе не делаем акцент на том, что разница в окладах между низами ЕНПФ и его верхами, видимо, просто чудовищная, если в итоге средняя зарплата получилась почти в три раза больше среднестатистической по стране. Мы просто обращаем внимание на то, что эти расходы можно существенно уменьшить одним волевым решением.

Игорь НЕВОЛИН продолжает тему – «Вы копите — мы обрящем!» — Занимательная арифметика: среднестатистический сотрудник ЕНПФ за первый квартал 2017 года получил зарплатой и командировочными столько, сколько скопил среднестатистический вкладчик-мужчина за все 19 лет деятельности пенсионной накопительной системы в Казахстане! (При этом женщины не смогли собрать на своих счетах даже 851 тысячу тенге.) А всего на себя любимых наши заботливые пенсионщики за три месяца потратили 1 960 000 000 тенге!

Руководство Единого накопительного пенсионного фонда на этой неделе уличило одного из бывших членов своего общественного совета Рахима ОШАКБАЕВА в ряде неточностей, допущенных им в публикациях, и назвало реальные цифры по некоторым статьям расходов. В результате теперь всем известно, что 1,96 млрд. тенге — это еще не потолок. В прошлом году эта сумма была еще ужаснее — 2 180 000 000 тенге! Напомним: по официальной информации, в структуре ЕНПФ по всей стране работают 2302 сотрудника. Получается, почти по 315 000 тенге в месяц на брата вместе с охранниками и уборщицами.

Как удалось нам выяснить, определенный круг должностных лиц нашего с вами пенсионного фонда действительно постоянно премирует себя за то, что у ЕНПФ есть хоть какая-то прибыль (совсем необязательно превышающая уровень инфляции). При этом менеджеры премиум-класса еще ни разу не позволили себе удержать с виновных убытки. Эти люди лишь напоминают при форс-мажорных случаях: инвестиционную политику определяют не в самом ЕНПФ, а в рамках специального совета, который — и это всякий раз подчеркивается особо! — “возглавляется главой государства”. Правда, при начислении вознаграждения ни совет, ни его главу в выплатную ведомость почему-то не вносят.

Айдархан КУСАИНОВ, советник председателя Национального банка РК – «Затраты пенсионной системы: мифы и факты» — Для правильного анализа затрат ЕНПФ необходимо понимать тот факт, что ЕНПФ является результатом слияния всех пенсионных фондов страны. То есть в 2012-2013 годах ЕНПФ был еще ГНПФ и одним из более чем десятка пенсионных фондов. В 2014 году произошёл процесс слияния всех пенсионных фондов РК в ЕНПФ с передачей счетов вкладчиков, закрытием частных НПФ и их филиалов. Соответственно, в 2014 году ЕНПФ расширял свой штат для обслуживания новых, передаваемых ему активов, счетов вкладчиков. Ведь понятно, что если один фонд теперь делает работу за десятерых, то нужны дополнительные люди. В 2015 год ЕНПФ вошёл укомплектованным, заменив собой десять пенсионных фондов, то есть 2015 год – первый год полноценной работы ЕНПФ как единого фонда.

И наконец, о заработных платах ЕНПФ. Ниже приведен график средней заработной платы в Казахстане в отрасли финансовой и страховой деятельности и значение затрат на заработную плату и командировочные расходы на одного сотрудника ЕНПФ.

Сегодня эти показатели примерно совпали, но подчеркну, что сравнивается зарплата и командировочные с просто средней зарплатой по отрасли. То есть фактическая заработная плата ниже среднеотраслевой.

Игорь НЕВОЛИН — «Тогда считать мы стали бабки» — Советник председателя Нацбанка Айдархан КУСАИНОВ после выхода материала “Вы копите — мы обрящем!” (см. “Время” от 17.5.2017 г.) обвинил нашу газету в обмане читателей. “Мне даже любопытно, есть ли пределы подтасовкам фактов в некоторых СМИ”, — озаглавил финансист свое разоблачение на личной странице в Фейсбуке. Что ж, давайте разбираться, кто наводит тень на плетень.

Как гражданин Игорь Неволин я уже постарался объяснить гражданину Айдархану Кусаинову обоснованность своих доводов в ходе переписки. А теперь отвечу как представитель газеты “Время”, обвиненной советником председателя Нацбанка в “подтасовках фактов”.

Во-первых, 10 процентов (как известно, именно столько перечисляется от доходов граждан в пенсионный фонд) от 228 зарплат, или почти 23 полноценные зарплаты, за 19 лет действия НПС по определению не должны быть в общей сумме меньше трех получек за один квартал среднестатистического сотрудника ЕНПФ, так как за это время зарплаты в стране не выросли более чем в семь раз.

Во-вторых, сравнение зарплат сотрудников ЕНПФ с финансовым сектором, по нашему мнению, выглядит, мягко говоря, некорректным, так как пенсионный фонд сидит на всем готовом, сразу же начисляя себе проценты с каждого перечисленного от вкладчика тенге. Еще ничего не сделав для клиента, здесь уже зарабатывают на вкладчиках фонда. Таких — тепличных — условий ведения бизнеса нет ни в одном комбанке или страховой компании! ЕНПФ не тратится на рекламу своих продуктов для привлечения вкладчиков, не бегает за клиентами, не совершает других финансово-трудовых подвигов. В фонд наши деньги отправляет бухгалтер, которому платит зарплату работодатель. А фонд за действия этого бухгалтера сразу берет себе комиссию. За что? Там ведь даже, извините, попу никто от кресла ради этого не оторвал. А с открывающего свой депозит в банке никто не берет комиссию за то, что он принес туда деньги. Причем в банках как-то умудряются в течение последних 19 лет обеспечивать своим вкладчикам доходность выше, чем в ЕНПФ. Поэтому, чтобы сравниваться в доходах, надо хотя бы уравняться в эффективности. Разве мы не правы?

Газета «Время» – «Иногда они возвращают» — Вложенные в проблемный Международный банк Азербайджана (МБА) деньги пока не учтены в показателях инвестиционного дохода Единого накопительного пенсионного фонда — об этом вчера заявила на брифинге в Алматы заместитель председателя правления ЕНПФ Сауле ЕГЕУБАЕВА. Но и без этих 71 300 000 000 тенге у фонда проблемных активов уже на 40 500 000 000 тенге! Впрочем, в ЕНПФ клятвенно заверяют: вкладчикам беспокоиться не о чем — государство в любом случае при выходе на пенсию добавит из бюджета ровно столько, сколько отнесли туда граждане, плюс накопленная за все годы инфляция.

Получается, что руководство ЕНПФ может смело и дальше работать нам в убыток, а все финансовые ошибки и злоупотребления (если таковые со стороны прежних топ-менеджеров докажет суд) по действующему законодательству всегда будут компенсироваться государством, а точнее — нами, налогоплательщиками.

***

© ZONAkz, 2017г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.