Гражданская война на территории бывшей Российской империи и ее вассалов – Хивинского ханства и Бухарского эмирата – не являлась войной «красных» против «белых». По сути происходила война всех против всех, однако победили большевики («красные»), поскольку их интеллектуальный, волевой и организационный ресурс оказался выше, плюс имелся проект будущего в виде построения социально справедливого общества.
Историкам, политологам и журналистам Казахстана было разослано свыше 500 «писем счастья» (анкет по теме истории страны в первой трети XX века), на которые организаторы (Центр аналитических исследований «Евразийский мониторинг») получил 102 ответа. Алибек Тажибаев, директор ЦАИ «Евразийский мониторинг» и одновременно модератор круглого стола, 20% отдачи на анкетный запрос считает нормальным результатом. Ответы респондентов в анонимном виде систематизировали и попросили аналитически обработать Андрея Чеботарева, директора Центра актуальных исследований «Альтернатива» (находится в партнерских отношениях с «Евразийским мониторингом»).
«Большинство экспертов признают Октябрь 1917-го самым судьбоносным событием. На втором месте создание партии «Алаш», а на третьем – гражданская война», – констатирует г-н Чеботарев. Его доклад назывался «Казахстан и Октябрь-1917: pro et contra». Большинство – 34% экспертов – признают как положительные, так и отрицательные моменты революции. Сугубо положительное отношение у 9,8%, то есть у меньшинства.
«Респонденты отмечают, что в СССР не так много сделали для казахского языка, но в Российской империи делали еще меньше», – отдельно выделил докладчик. Вообще же эксперты указывают, что «тема Октябрьской революции не относится к приоритетным в плане научного изучения». Проводя параллели между столетием назад и современностью, участники анкетирования видят ограниченность социальных лифтов, коррупцию, социальное неравенство. Власти они рекомендуют проявлять адекватность, а обществу воздерживаться от бунтов.
Алибек Тажибаев обращение к теме революции 1917 года объяснил самой миссией «Евразийского мониторинга», которая заключается в донесении до молодежи важных исторических событий. Марат Шибутов, представитель Ассоциации приграничного сотрудничества в Казахстане, сомневается в успехе подобных начинаний: «Школьники старших классов в Казахстане не учатся по учебникам, они учатся по сборникам для тестов. Им что революция 1917 года, что вторжение ариев в Северную Индию в III тыс. до н. э. – одно и то же».
«Вся гражданская война шла в основном в городах, где казахи составляли меньшинство, поэтому и потребовался потом Малый Октябрь. Зато не участвовали в зверствах войны с двух сторон», – подчеркнул г-н Шибутов. Он акцентировал внимание на недостаточном знании в Казахстане о Российской империи, что мешает трезвому и объективному анализу исторических процессов.
Андрей Свиридов, краевед, сфокусировал внимание на треугольнике взаимоотношений «красные – Алаш-орда – белые». «С позиции хоть Ленина, хоть Колчака, поведение «Алаш орды» совершенно проститутское», – отметил он. Однако г-н Свиридов признает объективную обусловленность такой политики слабостью «Алаш орды» на фоне других участников гражданской войны. Андрей Свиридов главным событием первой трети XX века называет Первую мировую войну, без знания которой невозможно изучать ни восстание 1916 года, ни революции (Февральскую и Октябрьскую) 1917-го, ни гражданскую войну.
Доктор исторических наук Ануар Галиев государственность современного Казахстана выводит от Казахской ССР, а не от Казахского ханства. «У нас нет политики памяти, в отличии от России и Кыргызстана», – заявил ученый. Поэтому и столетие 1916-го года, и 550-летие Казахского ханства фактически проигнорированы.
Г-н Галиев пытался разобраться в терминологической путанице относительно партии «Алаш». С советского периода за ней закрепился ярлык националистической в негативном (расистском) толковании данного понятия. И современные историки воспринимают ее так же, лишь с заменой «минуса» на «плюс». В реальности же партия «Алаш» возникла в качестве филиала партии кадетов, то есть по своей идеологии и установкам являлась либеральной.
«Революция оказала большое влияние на половину мира», – подчеркнул Замир Каражанов, политолог. В Советском Союзе не все было однозначно. С одной стороны, космос и атомный ледокол, с другой «советский человек как человек первый раз зажил при Брежневе». «В XX веке появилась национальная управленческая элита. Девятое место по территории в мире при таком количестве населения как у Казахстана без СССР не получилось бы», – считает г-н Каражанов.
Веб-издатель Джанибек Сулеев полагает, что тема Октябрьской революции всегда будет вызывать интерес, но в первую очередь у зрелых и задумывающихся о жизни и ее процессах людей. Ну а что касается молодежи, то по крайней мере часть ее, когда вырастит, будет пытаться разобраться в событиях Октября 1917-го.
«Если бы не было Октябрьской революции, то не было бы и Мухтара Ауэзова», – уверена публицист Айгуль Омарова.
«Ни одна социальная группа России от революции не выиграла», – подчеркнул Марат Шибутов.
«С переходом на латиницу две группы населения будут поляризоваться, – прогнозирует Жулдыз Алматбаева, эксперт аналитической группы «Кипр». – В русскоязычной группе сложится палитра мнений по Октябрю 1917-го, а в латинизированной появится лента Мёбиуса».
«Объективная история останется уделом кучки интересующихся, а остальные будут воспринимать то, что им преподносит пропаганда», – считает г-н Шибутов.
Андрей Чеботарев, ссылаясь на анкеты экспертов, вывел среднюю результирующую: «Без Октябрьской революции не было бы и современного Казахстана».
***
© ZONAkz, 2017г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.