Пока мы следили за тем, как одних пенсионеров, занимавших суперответственные должности в государстве, отправляют на пенсию, а других не менее возрастных товарищей в это же самое время сажают в освободившиеся кресла, там же, в Астане, произошло событие поистине планетарного масштаба.
***
Умирзак Шукеев, титан и глыба квазигосударственного сектора, покинул свой пост главы самого крупного национального холдинга. Его вернули в ранг вице-премьера, заодно поручив заниматься сельским хозяйством. Впрочем, такое часто случается, когда чиновника возвращают на привычную орбиту.
Данное событие не стало бы сколь-нибудь заметным, если бы его прямой подчиненный не написал об этом пост в социальной сети Facebook. Нет, он не бросал камни, не метал громы и молнии, как это иногда бывает – далеко не все шефы одинаково хороши и умны, есть среди них и бездарности. Но здесь другой жанр: он целовал сверкающие пятки и следы на песке, которые оставил шеф.
Автор поста – человек с благодарной фамилией и с довольно высоким положением в фонде национального благосостояния. Пусть вас не смущает тональность – сначала кажется, что это истинный некролог. Но помыслы героя нашего времени чисты и светлы: первое впечатление обманчиво.
«Умирзак Естаевич назначен заместителем Премьер-Министра и оставил свой пост Председателя Правления Фонда «Самрук-Қазына». Он пришёл в Фонд ровно шесть лет назад с должности заместителя Премьер-Министра — и за это время изменился сам, и изменил Фонд: Фонд шесть лет назад и сейчас – две абсолютно разные компании! Шукеев шесть лет назад и Шукеев сейчас – два абсолютно разных человека!», – так начинается труд, на создание которого у автора ушло целых два дня, которые пролетели с момента хода конем.
Все должности – с заглавной буквы и заштатное, неэмоциональное слово «фонд» тоже: видно, автор незаурядный, человек государственный, для которого эти понятия – не пустой звук, его слух, наверное, безупречно настроен, чтобы в тиши услышать почти беззвучный скрип автоматической ручки, которой подписывает шеф приказ об очередном назначении, звон монет, шелест купюр.
Автор поста искренне уверен, что имя Шефа (ну будем придерживаться его стилистики!), вписано золотыми буквами в скрижали Фонда: «за эти годы было сделано немало – об этом и говорилось немало, и, я уверен, ещё будет говориться».
***
Далее следует несколько пунктов, которые, конечно, свидетельствуют о достижениях, которые достигнуты Фондом. В частности, речь идет о том, что Фонд полностью избавился от банков второго уровня, которые «тянули» Фонд вниз, Фондом инициирована и реализована трёхлетняя Программа сокращения затрат Фонда и портфельных компаний, сокращен внешний долг и количество компаний в структуре Фонда.
Автор поста щедро оперирует цифрами: затраты сокращены на 150 млрд. тнг, экономия – 180 млрд. тнг, эффект – 90 млрд. тнг. От таких успехов кружится голова, хочется понять, на чем основаны такие выкладки. Но приходится верить на слово: перепроверить, уточнить все равно не получится. Эти данные – величина производная, можно написать хоть триллион…
Он с упоением вещает о том, что «разработан и внедрён Кодекс корпоративного управления, соответствующий лучшим практикам, который взят за основу при разработке типового кодекса для квазигоссектора».
Почему он – лучший, если нет полного раскрытия информации, если не проводится независимая оценка деятельности совета директоров, если годовые отчеты скорее похожи на ребусы, чем на четкий финансовый документ? Интернет-газета ЗОНАКЗ публиковала статью об этом год назад: Кодекс корпоративного управления ФНБ на самом деле несовершенен, но абсолютно удобен для управленческой верхушки.
С применением восклицательного знака, задыхаясь от нежности, автор пишет еще и о том, что в фонде «выстроена эффективная система благотворительности – при сокращении её объёмов в 4 раза охват получателей увеличился в десятки раз!». Вот, как оказывается, измеряется эффективность математиками по образованию и экономистами по призванию. Учитесь, господа, пока креативные финансисты живы!
Но вот так ли нужен был этот благотворительный фонд фонду, который призван заниматься прежде всего менеджментом и управлением? Наша статья «Зачем ФНБ «Самрук-Казына» создал еще один фонд? Что лучше: мечеть или значимый для экономики проект?» осталась без ответов, и широкая общественность по-прежнему не знает, какие средства тратит ФНБ на благотворительность, какие проекты поддерживает – все это скрыто за общими словами о той самой пресловутой эффективности.
***
Ну вот, панегирик опубликован, и публика, как водится, приступила к обсуждению этого события.
Мнения разные. Кому-то нравится Шеф (нашлись еще!), кому-то совсем не нравится, потому что развел кумовство, ничего не сделал для искоренения откатов и проведения честных госзакупок. Кто-то считает его незаменимым – кто-то делает ставки, кого отправят ему на смену. Кто-то хлопает в ладоши – так рад за сельхозку. Кто-то уверен в том, что этот фонд надо скосить под корешок – абсолютно бессмысленная, громоздкая, финансово затратная надстройка. Еще кто-то отдает должное Шефу (а что, почему нет?) , а кого-то позабавляет/удручает/настораживает форма излияний чувств – зачем публично, зачем так явно, зачем недостойно?
А коллеги по государственному чиновничьему цеху даже отметили автора панегирика «как человека с высокими моральными качествами и глубокими профессиональными знаниями»: знать, такие в Астане нравы…
***
Итак, товарищи, и настал момент, когда мы скажем, кто автор дифирамбов и всех этих словесных междуусобиц. Это, товарищи, Нурлан Рахметов, поприветствуем его аплодисментами!
Это он был смещен с должности финансового директора ФНБ «Самрук-Казына» именно Умирзаком Шукеевым, кажется, еще в прошлом году и стал, по определению одного из комментаторов, «глашатаем царских указов».
Но, как видите, он нисколько не в обиде – по-прежнему пытает пылкие чувства к шефу.
По закону жанра, Шеф это непременно оценит. В общем, следите за полетом Нурлана Рахметова!
***
© ZONAkz, 2017г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.