Неравенство усиливается, несмотря на технологический прогресс

100 лет назад была убита Роза Люксембург

«Те, кто не двигаются, не замечают своих цепей».

Роза Люксембург

«Роза Люксембург и через сто лет является современной фигурой», – подчеркнул Булат Султанов, директор Исследовательского института международного и регионального сотрудничества, в ходе круглого стола «Актуальные проблемы современных обществ». Мероприятие проходило вскоре после вековой годовщины убийства Розы Люксембург и Карла Либкнехта в Берлине, а одним из организаторов выступал Фонд Розы Люксембург (Германия). «Мы вступаем в эпоху пожара на торфяном болоте. Ощущаем дым, понимаем, что что-то горит, но не знаем где провалится», – считает г-н Султанов.

Регулярное обращение к марксизму и собственно Карлу Марксу стало отличительной чертой прошедшего круглого стола. Пусть в эпоху Интернета великому мыслителю жить не пришлось, однако и на данный счет определенные параллели имеются. Философ Наталья Сейдахметова акцентировала внимание на том, что годы научной и общественной деятельности Карла Маркса – это время интенсивной идеологической атаки через газеты. Уже тогда стало понятно: информационная война может влиять на формы общественного сознания.

Карла Маркса наряду с Аристотелем и Гегелем объединяют в тройку мыслителей, которые синтезировали огромный объем накопленного до них научного знания. Обладая мощным аналитическим умом, Маркс мог прогнозировать события на бирже в диапазоне от трех лет до одного дня. В связи с этим ему поступали предложения участвовать в биржевой игре, но мыслитель отказался, ссылаясь на то, что подобная деятельность будет наносить удар по рабочим местам, а он не намерен ухудшать положение пролетариата.

Наталья Сейдахметова отметила сложное отношение к «молодому» Карлу Марксу в советских научных марксистских кругах. В своих «Экономически-философских рукописях 1844 года» (самая цитируемая книга 2011 года!) он гораздо скептичнее относился к пролетариату и его диктатуре, чем в зрелые годы.

Роза Люксембург как теоретик марксизма глубоко прорабатывала и критически воспринимала самые разнообразные его проявления. К примеру, «увлечение террором против врагов революции ведет к падению морали самих революционеров». В адрес большевиков она заявляла, что «товарищи неправильно поняли Маркса». Марлиз Линке, руководитель представительства Фонда Розы Люксембург в Центральной Азии, отметила такой научный вклад Розы Люксембург, как анализ экономических отношений. «Мы – как Фонд – всегда пытаемся поднимать вопросы, связанные с социальной справедливостью», – заявила г-жа Линке.

неравенство технологии экономика

«В Германии сейчас время перемен, – сообщила Марлиз Линке. – Сделаны первые шаги к концу эры канцлера Ангелы Меркель. По сравнению с соседями у нас достаточно спокойно, но это внешнее спокойствие». Теперь в Германии люди вынуждены работать в двух-трех местах, чтобы сводить концы с концами, ощущается нехватка молодых квалифицированных людей на рынке труда, приватизируются медицинские учреждения и предприятия сферы ЖКХ. «Новое неравновесие между городами и сельской местностью. Кроме всего прочего, есть разрыв между поколениями. Германия перестала быть мотором в движении за сокращение выбросов парниковых газов. Партия «Альтернатива для Германии» стала второй политической силой после ХДС/ХСС», – познакомила с новым раскладом г-жа Линке.

Булат Султанов заметил, что даже Давосский форум предлагает прекратить приватизацию государственных услуг. А тем временем в Казахстане планируется приватизация еще и районных поликлиник. «В Казахстане работают на 1,5 ставки, потому что на 2 сил не хватает, а на 1 не проживешь», – провел проекцию германских трудовых реалий на местную почву г-н Султанов. Остается загадочной методика расчета прожиточного минимума в РК: «Как прожиточный минимум может составлять 29 тысяч тенге в месяц, если мне счет за квартиру пришел 34 тысячи?» «Вы едите мясо, мы капусту, а в среднем мы едим голубцы», – это комментарий эксперта к средней зарплате по Казахстану в 174 тысячи тенге.

Леся Каратаева, КИСИ, сообщила, что Казахстан занимает 28 место в мире по количеству кибератак в день. Германия, например, на 6-ом месте, а лидером является Россия – «больше всех обвиняется, но она же и главная жертва». «Киберпространство стремительно милитаризуется. Информационная война есть, а правил поведения на ней нет», – констатировала г-жа Каратаева. Цифровые решения и технологии – это с одной стороны дорогое удовольствие, а с другой они убирают рабочих мест больше, чем создают новых. Как четвертая промышленная революция – 4.0 – повлияет на социальную сферу – пока остается открытым вопросом.

Ирина Черных, КИСИ, указала, что порядка 60% населения Казахстана принимает гражданскую идентичность как основную. Однако «в критической ситуации на первое место выступает этническая идентичность – она является базовой для большинства населения Казахстана». События в Караганде (ресторан «Древний Рим») после Нового года это лишний раз подтвердили. «Анализ социальных сетей свидетельствует о наличии «языка вражды», – еще один тезис г-жи Черных. Вообще для РК характерна поляризация по линиям «богатые – бедные», «город – село» и «модернистские – традиционные ценности». Отдельное влияние оказывает языковая среда, поскольку она отличается у разных групп населения.

Политолог Рустам Бурнашев заметил, что государственная установка на «межэтническое и межконфессиональное согласие» автоматически активизирует этническую и религиозную идентичность. Такой вот парадокс. Он отдельно остановился на том, что в Центральной Азии используется огромное количество терминов, смысловое значение которых не проработано. Среди таких и слово «безопасность». В регионе часто строится противопоставление «безопасности» и «свободы». Больше безопасности – меньше свободы, больше свободы – меньше безопасности. Для Франции, например, такой подход совершенно неочевиден. В самостоятельной связке идут страх и безопасность, акцентирование проблем страха и ненависти. «Доминирование страха приводит к тому, что люди боятся даже говорить о своих проблемах», – резюмировал эксперт.

«Казахстан находится на этапе, в котором преобладает неопределенность», – подчеркнул Юрий Булуктаев, КИСИ. Связано это с приближающимся транзитом власти, относительно протекания которого четкой картины ни у кого нет.

***

© ZONAkz, 2018г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.