От вражды к братству: турецко-узбекские отношения

Сдержанность Ташкента в плане налаживания более тесных связей с Анкарой объясняется, пожалуй, его нежеланием безоговорочно следовать в фарватере в какой бы то ни было чужой политики

Газета Daily Sabah опубликовала статью под названием «From hostility to fraternity: Turkish-Uzbek relations» — «От вражды к братству: турецко-узбекские отношения».

В ней говорится так: «Турция стала первой страной, признавшей Узбекистан после провозглашения им своей государственной независимости в 1991 году.

Однако их отношения ухудшились в 1993 году, когда Турция предоставила убежище узбекскому оппозиционеру Мухаммеду Салиху, который в качестве альтернативного кандидата противостоял Исламу Каримову на выборах 1991 года.

Несмотря на то, что Салих был вынужден покинуть Турцию из-за давления со стороны Ташкента, узбекское руководство постоянно обвиняло Турцию во вмешательстве во внутренние дела Узбекистана.

В 2005 году наметился резкий спад в турко-узбекских отношениях. Такая перемена была обусловлена ситуацией, сложившейся после андижанской резни. Тогда Анкара первой выступила с осуждением нарушений прав человека в Узбекистане. В ответ Ташкент отказался участвовать во встречах тюркоязычных лидеров и не позволил тогдашнему (турецкому) президенту Абдулле Гюлю посетить Узбекистан. Он также прервал свои военные связи с Анкарой и стал зависеть от Москвы в плане обеспечения своей безопасности.

турция-узбекистан

(Фото: Sputnik Uzbekistan)

Примирение и взаимное сближение двух стран было достигнуто после прихода к власти Шавката Мирзиеева».

Такое видение, как представляется, не совсем соответствует действительности. В 1994 году, то есть вскоре после того, как двусторонние «отношения ухудшились в 1993 году», президент Узбекистана Ислам Каримов дважды совершил официальные визиты в Турцию: в июне и в ноябре. В октябре 1998 года он принял участие в торжествах по случаю 75-летия победы Турции в войне за независимость, проходившей в 1919-1923 годах. Во время этого визита состоялись переговоры между лидерами двух государств, в результате чего была сформирована договорная основа отношений Турции и Узбекистана. В частности был подписан договор о «Вечной дружбе и сотрудничестве». В первой половине нынешнего десятилетия Узбекистан, выйдя из состава ОДКБ, стал наращивать военное сотрудничество с Турецкой Республикой.

Все это – общеизвестные факты. А сдержанность же Ташкента в плане налаживания более тесных связей с Анкарой объясняется, пожалуй, его нежеланием безоговорочно следовать в фарватере в какой бы то ни было чужой политики. И это достойно одобрения. Столь же сдержанно Ташкент себя ведет, надо сказать, и в отношении Москвы.

К слову сказать, узбеки уже достаточно долгое время в некотором роде дистанцируются от общетюркских инициатив под предводительством Турции. Нет, нельзя сказать, что они вообще игнорируют такие начинания. Просто их официальные и неофициальные представители явно стараются не дать себя слишком уж втянуть в них. От Узбекистана на уже состоявшихся встречах по таким инициативам или никто не появлялся или появлялось лицо, которое рангом ниже, чем делегаты от других стран. Но даже при появлении на таких форумах узбекский представитель зачастую не спешил одобрять горячо поддерживаемые другими идеи и предложения, а высказывал или выдвигал свою особую позицию. Возьмем, к примеру, инициативу предложения общего для всех тюркских народов языка.

Вопрос этот рассматривался в ходе ХI Курултая дружбы, братства и сотрудничества тюркских государств и народов, который состоялся 17-19 ноября 2007 года в Баку. Речь идет об отношении к давней идее, которую в свое время лидер крымских татар Абдулджемиль Кырым-оглу (Мустафа Джемилев) со страниц турецкого издания Tarih ve medenyet выразил следующим образом: «При встрече (представители тюркских народов бывшего СССР — авт.), чтобы быть понятыми друг другом, общаются на русском языке. Поэтому нам нужен (свой — авт.) общий язык. И его не нужно придумывать, а лучше в его основе использовать тюркский язык турецкого государства. Для этого необходим общий алфавит, который бы у всех тюрок не отличался бы друг от друга. Вот почему в 1991 году мы принципиально приняли решение перейти на латинский алфавит».

На вышеназванном международном тюркском форуме самого высокого уровня обсуждению этого вопроса было уделено серьезное внимание. О том, что это было очень серьезное мероприятие, говорит следующее. В нем не только принимали участие, но и выступили с докладами президент Азербайджана Ильхам Алиев, премьер-министр Турции Режеп Эрдоган, президент Турецкой республики Северного Кипра Мехмет Талат, главы правительственных делегаций Казахстана, Кыргызстана и Туркменистана. А с заключительной речью при закрытии Курултая выступил бывший президент Турции Сулейман Демирель.

Из независимых государств тюркского корня один только Узбекистан в Курултае был представлен общественными деятелями. Именно представители этой страны оказались самыми серьезными оппонентами идеи внедрения турецкого языка в качестве общего языка для всех тюркских народов. Узбекистан в лице них, как выяснилось, больше склоняется к проекту воссоздания, так называемого, среднетюркского языка путем отбора слов по частоте их повторяемости во всех существующих тюркских языках. В общем – своего рода тюркского эсперанто. Что на практике представляется еще менее реальным, чем согласие всех тюркских народов на принятие турецкого языка в качестве общего им всем языка.

Но Узбекистан не хочет следовать за другими. Это – единственная постсоветская республика, которую Турции не удалось и все еще не удается, образно говоря, подладить под себя. Благодаря ее такой позиции, в среде тюркских стран, народов и народностей не сложилась практика всеобщего и безоговорочного следования за «старшим братом» в лице Турции всех «младших братьев», вышедших из «шинели» Советского Союза. Изменится ли такая ситуация в дальнейшем? Это, надо полагать, покажет время.

***

© ZONAkz, 2019г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.