Угрозы и страх американской биолаборатории в Казахстане

Конспирологическая «казахстанская теория» возникновения COVID-19 обсуждается многими англо- и русскоязычными ресурсами и обросла массой деталей

Пандемия коронавируса привлекла внимание ко всему, что связано с биологической безопасностью. Одним из объектов повышенного интереса стала казахстанская центральная референс-лаборатория в Алматы (ЦРЛ). Сначала были озвучены скандальные и спорные обвинения, что новый штамм коронавируса был разработан американскими специалистами именно в ней. Затем – началось обсуждение самого присутствия американских военных в ЦРЛ и на других биологических объектах Казахстана.

Мы попытаемся разобраться в ситуации на основе открытых источников информации, отделить слухи и иррациональные страхи от фактов и реальных рисков.

Лаборатория американская или казахская?

ЦРЛ была построена в 2016 года на территории Казахстанского научного центра карантинных и зоонозных инфекций им. Масгута Айкимбаева (КНЦКЗИ). Объект имеет третью степень биозащиты (BSL-3), достаточную для изучения особо опасных заболеваний. Строительство осуществлялось на средства Департамента Обороны США, затратившего на этот проект около 108 млн долл, а также более 5 млн сопутствующие сооружения.

Номинально КНЦКЗИ находится в собственности Казахстана, но преимущественно КНЦКЗИ работает над американскими проектами. По опубликованным данным, республика тратит на работу центра около 680 тыс долл в год, а Агентство по предотвращению угроз безопасности (DTRA) американского Департамента Обороны – в среднем 1,3 млн, немецкий Бундесвер – не менее 300 тыс евро.

Кроме того, сотни тысяч долларов идут через контролируемый НАТО «Международный научно-технический центр», базирующийся в Нур-Султане, но на 95% финансирующийся правительствами Альянса. Главой МНТЦ является Рональд Леман, бывший глава Агентства по контролю над вооружения США и высокопоставленный сотрудник аппарата американского президента. Имея формальный юридический адрес в Казахстане, организации легче работать с исследовательскими центрами в странах ОДКБ, мимикрируя под «союзную» структуру.

Помимо ЦРЛ американские военные исследования еще с начала 2000-х реализуются еще в 5 научных центрах Казахстана, включая НИИ Проблем Биологической Безопасности (Гвардейский), Национальный центр биотехнологии и его филиалы, а также Референс центр по ветеринарии. Трудно поверить, что эти масштабные исследования ведутся США и НАТО из чистого любопытства.

Работой над проектами руководят зарубежные специалисты из Центра медицинских исследований ВМФ США (Сильвер-Спринг), микробиологической лаборатории центра Минобороны Великобритании в Портон-Дауне, Института микробиологии Бундесвера (Мюнхен), многие из которых являются действующими армейскими офицерами. Некоторые сотрудники из числа граждан Казахстана проходили стажировку на базах ВМФ США, а теперь совмещают работу в казахских биологических центрах и американских компаниях-подрядчиках Департамента обороны.

В рамках некоторых проектов КНЦКЗИ также напрямую сотрудничает со штабом Центрального командования армии США (Макдилл, штат Флорида), отвечающим за текущие военные операции в Афганистане, Ираке и Сирии, и любые возможные в центрально-азиатском регионе. Столь тесных военно-биологических связей у Казахстана нет ни с одной из стран мира, включая союзников по ОДКБ и ШОС.

Большая часть американских биопроектов в Казахстане связаны с изучением характерных для региона болезней и их распространения животными и насекомыми. Департамент обороны США подобная информация может интересовать либо на случай защиты от болезней оккупирующих регион войск США, либо как часть подготовки к ведению биологической войны в Центральной Азии. Оба варианта не радуют.

Про коронавирус

Конспирологическая «казахстанская теория» возникновения COVID-19 обсуждается многими англо- и русскоязычными ресурсами и обросла массой деталей и теорий, но в основе лежат реальные исследования, проводившиеся при поддержке армии США. Попытаемся разглядеть рациональное зерно.

Шумиха вроде бы началась с анонимного сообщения в казахских соцсетях зимой 2020-го, что штамм коронавируса, завезенного из Китая, совпал с исследованным несколько лет назад в ЦРЛ образцом. Анонимный вброс не канул в небытие, так как журналисты нашли в открытых источниках упоминание о реально проводившихся в 2017 году в НИИ ПББ исследований коронавируса, переносимого летучими мышами, как и COVID-19. (Впрочем, сходство двух этих вирусов кроме формы молекулы и вида переносчика – ничем не подтверждено).

Работы велись при поддержке DTRA (проект KZ-33) группой биологов во главе с профессором Гэвином Смитом. Ранее, согласно публикациям в научной печати, он занимался исследованием аналогичного коронавируса в Сингапуре недалеко от военно-морской англо-американской базы, на которой находится лаборатория упоминавшегося выше Центра медицинских исследований американских ВМФ «Центр-Азия» (NMRC-A).

После же начала пандемии профессор Смит полностью исчез из информационного пространства, хотя его опыт изучения близкого заболевания явно был бы востребован наукой и журналистами, ищущими комментаторов. Впрочем, это все может быть и простой чередой совпадений.

Сторонники теории заговора ссылаются на ряд иных косвенных фактов. Есть публикации о проводившихся в 2014-2015 гг работы по модификации коронавируса к форме опасной для человека в университете Чапел-Хилл (Северная Каролина). Также известны аналитические исследования разведки США (2004) и Фонда Рокфеллера (2010), моделировавшие появление опасного вируса в Азии и его последующую пандемию.

Подчеркнем, большинство биологов считают теорию искусственного происхождения и утечки COVID-19 сомнительной по ряду причин, хотя некоторые специалисты и высказывают обратное мнение. Кроме того, обращают внимание на явную неготовность к пандемии некоторых стран НАТО, особенно Италии и Испании, а также проблемы самих США. Правда, иные американские «конспирологи» склонны видеть и здесь «хитрый план» самого Дональда Трампа, пытающегося поднять свой рейтинг за счет борьбы с национальной угрозой.

Теория заговора является крайне спорной. Но приводимая цепочка доказательств наглядно показывает, что у военных США есть возможности использовать КНЦКЗИ и иные местные научные центры для подготовки биологической атаки против России или Китая, если будет принято подобное политическое решение.

Риски военной биологии

Пандемия коронавируса продемонстрировала многим политикам, экспертам и простым гражданам, что биологическая угроза или биооружие не что-то абстрактное. Даже вирус с невысокой летальностью может нанести существенный вред экономике и обществу.

В ходе холодный войны известна масса примеров использования биооружия для экономических диверсий, как в 1971 году на Кубе (африканская свиная чума). Сейчас многие политологи сравнивают международную напряженность именно с той эпохой.

Повторюсь, теория искусственного происхождения коронавируса остается сомнительной, но череда совпадений, связанных с проектами DTRA, ставит Казахстан в сложное положение перед союзниками по ОДКБ и ШОС, подрывая биологическую безопасность Москвы и Пекина.

Россия в предыдущие годы уже ставила вопрос об угрозах, связанных с ЦРЛ, однако реальный выход из ситуации не найден. Существующие механизмы контроля над происходящим в ЦРЛ не мешают США собрать данные и биообразцы, а затем использовать в военных разработках на других своих объектах, включая специализированный институт в Форт-Детрике или упомянутую базу в Сингапуре.

В ходе текущего кризиса или по его итогам проблема военно-биологических программ США в Казахстане и других странах СНГ неизбежно окажется в центре внимания. Поэтому казахстанским властям необходимо выработать новый подход к этой проблеме с учетом национальных интересов и обязательств перед странами-союзниками.

***

Источники:

Yeh, K.B., Parekh, F.K., Musralina, L., Sansyzbai, A., Tabynov, K., Shapieva, Z., Richards, A.L., Hay, J. A Case History in Cooperative Biological Research: Compendium of Studies and Program Analyses in Kazakhstan // Trop. Med. Infect. Dis. 4, 136, 2019.

Global Partnership Working Group Annual Project Report (2018). Consolidated Report Data; Annex. Washington D.C., 2018.

Financial Statement for International Science and Technology Center for the year ended December 31, 2018. Riga: KMPG Baltics As, 2019.

ISTCS Annual Report 2018. Nur-Sultan, 2019.

Dr. Ronald Lehman II // US Department of State, 2019.

Что скрывает американская биолаборатория в Казахстане // Stanradar, 25 марта 2020.

Ашимбаев назвал получателей госзаданий на сумму более $1 млрд в обход тендеров и конкурсов // Zonakz, 30 октября 2019.

Kazakh Scientists Visit NMRC: Train on MLST Molecular Assays // The Naval Medical Research and Development News, Vol. IV, Iss. 12 December 2012.

Mendenhall, I. H., Kerimbayev, A. A., Strochkov, V. M., Sultankulova, K. T., Kopeyev, S. K., Su, Y., Smith, G., Orynbayev, M. B. Discovery and Characterization of Novel Bat Coronavirus Lineages from Kazakhstan // Viruses, 11(4), 356, 2019.

Gavin James Smith Bio // Duke Global Health Institute, 2019.

Mendenhall IH, Borthwick S, Neves ES, Low D, Linster M, Liang B, Skiles M, Jayakumar J, Han H, Gunalan V, Lee BPY, Okahara K, Wang LF, Maurer-Stroh S, Su YCF, Smith GJD Identification of a Lineage D Betacoronavirus in Cave Nectar Bats (Eonycteris spelaea) in Singapore and an Overview of Lineage D Reservoir Ecology in SE Asian Bats // Transbound Emerg Dis, Dec; 64(6), 2017.

Naval Medical Research Center Asia Home Page // Naval Medical Research Center, 2020.

Bulter D. Engineered bat virus stirs debate over risky research // Nature, November 12, 2015.

Menachery, V., Yount, B., Debbink, K. et al. A SARS-like cluster of circulating bat coronaviruses shows potential for human emergence // Nat Med 21, 2015.

Mapping the Global Future. Report of the National Intelligence Council, 2020 Project. Washington D. C.: NIC, 2004.

Scenarios for the Future of Technology and International Development. The Rockefeller Foundation, Global Business Network. May 2010. New York: Rockefeller Foundation, 2010.

Мальчикова В. К вопросу о биологической безопасности стран ОДКБ // Российский Совет по Международным Делам, 12 сентября 2019.

Ayoade G.O., Adeyemi I.G. African Swine Fever: An Overview // Revue d’elevage et de medecine veterinaire des pays tropicaux, Volume 56 (3-4), 2003.

***

© ZONAkz, 2020г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.