Военная многовекторность

Акорда даже в военной сфере пытается совмещать несовместимое

Любая модель имеет пределы возможностей. Многовекторность в этом отношении не исключение. Одно дело торговать на всех направлениях и совсем другое заниматься военным строительством с блоками и державами, которые готовятся воевать (а фактически уже сражаются) друг с другом. По идее все это должно закончиться эпичным провалом для сидельца на многих стульях, но пока сроки отодвигаются вправо.

Общаясь с представителями экспертных кругов Казахстана регулярно интересуюсь: как они воспринимают диаметрально противоположные заявления политического руководства государства на одну и ту же тему? Одни признают такой факт и высказывают опасения, что такое поведение может кончиться плохо. Другие говорят, что в такой вычурной форме многовекторность можно наблюдать только на российском направлении. Потому что Москва ключевой экономический партнер, а Запад всегда может ввести вторичные санкции и отрезать от тех же активов Национального фонда, которые складированы на территории его юрисдикции.

Если посмотреть на заявления Астаны по ситуации в Секторе Газа, то с одной стороны указывается на необходимость соблюдать суверенитет и территориальную целостность государств, а с другой признается требование создания независимого Палестинского государства в соответствии с резолюцией ООН от 29 ноября 1947 года. Но в этом случае ни о какой территориальной целостности нынешнего государства Израиль говорить не приходится. В общем, противоречивые заявления Акорды можно наблюдать не только на российском направлении.

Сначала проходит информация, согласно которой посол США в Республике Казахстан Дэниэл Розенблюм открыл центр НАТО. Потом представители республики заявляют, что это Центр миротворческих операций, который подчинен Министерству обороны РК. А миротворческие курсы созданы при поддержке ООН, Красного креста и Пентагона.

Казахстан вроде как союзник России по ОДКБ. Высокопоставленные американские государственные функционеры открыто заявляют, что хотели бы уничтожения России в ее нынешнем виде. Поэтому совершенно естественна болезненная реакция российской стороны, когда посол страны-врага открывает новый конференц-зал в центре, где осуществляется «языковая подготовка и подготовка военного, полицейского и гражданского персонала к участию в миротворческих операциях по стандартам ООН, обучение основам международного гуманитарного права, положениям нормативной правовой базы по миротворческой деятельности».

В Вашингтоне и НАТО не скрывают, что хотели бы видеть Казахстан в качестве одного из главных плацдармов «гибридной войны» с Россией в Центральной Азии. Астана заявляет, что никакой атироссией становится не собирается, но из штопора многовекторности не выходит.

Уже два года подряд подразделения казахстанской армии участвуют в учениях «Региональное сотрудничество», которые организует Пентагон. В 2022 году они проходили на территории Таджикистана (тоже многовекторный член ОДКБ), а в 2023-ем непосредственно в Штатах. В ходе учений происходит отработка оперативной совместимости и слаживания армий США и стран ЦА в обстановке, приближенной к боевой.

Вашингтон сотрудничает с Астаной в военной сфере с 2000 года, когда американские специалисты начали подготовку солдат и офицеров для казахстанской стороны. В 2003 г. был подписан первый пятилетний план военного взаимодействия между сторонами. В сегодняшних геополитических реалиях военное сотрудничество Казахстана с США противоречит духу и букве международных обязательств республики по линии ОДКБ и ШОС.

Стоит помнить, что к американскому военному присутствию в Казахстане весьма болезненно относятся в Китае. Эскалация военной напряженности вокруг Тайваня продолжается, а РК является территориальным соседом КНР, источником энергоносителей, сухопутным транспортным коридором и просто участником инициативы «Пояс и Путь».

В Пекине активно не возмущаются биологическими лабораториями Пентагона в Казахстане, но это не означает, что китайской стороне все это нравится. В последнее время Вашингтон активно продвигает НАТО в зону Индо-Тихоокеанского региона. Поэтому, когда в текущем году представители Казахстана приняли участие в работе Парламентской ассамблеи НАТО, где страна имеет статус наблюдателя, то это было воспринято как недружественный жест не только в Москве, но и в Пекине.

Сегодня в авангарде антироссийской политики внутри ОДКБ находится премьер-министр Армении Никол Пашинян. Для Еревана следование по этой дороге вылилось в поражение во Второй карабахской войне и потерю Нагорного Карабаха. Не лучший пример для подражания. Тем более для Казахстана, у которого 86% вооружения советского и российского производства, интегрированная с РФ система ПВО. Играя на стороне США Астана способна создать Москве массу проблем в военной сфере и вообще по линии безопасности. Однако Россия в ответ может еще больше. Поэтому стоит отдавать приоритет своим интересам, а не западным.

***

© ZONAkz, 2023г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.