«В нашем обществе есть две глобальные проблемы. Первая — отсутствие веры в справедливость. Вторая — явный кризис моральных ценностей в стране»

Сетевые СМИ о насилии над женщинами в Казахстане

Заявление редакции «Власти» — «Почему важно говорить о насилии над женщинами и требовать изменения ситуации» — Насилие над женщинами в Казахстане годами остается нерешаемой проблемой.

Пока депутаты мажилиса пытаются «найти баланс» в вопросе криминализации насилия над женщинами, а спикер сената Маулен АШИМБАЕВ уверен, что женщины в стране защищены законом – нет только культуры взаимоотношений с мужчинами, в Казахстане продолжают происходить трагедии.

И назначенный президентом сенатор, и другие депутаты отвечали на только что произошедшие резонансные случаи насилия в отношении женщин: убийство Салтанат НУКЕНОВОЙ, в котором подозревают ее супруга, экс-министра национальной экономики Куандыка Бишимбаева, изнасилование жительницы Талдыкоргана начальником местной полиции Маратом Куштыбаевым и изнасилование жительницы Алматы, в котором подозревается охранник бара «B-52».

Можно привести массу примеров пренебрежительного отношения к женщинам как в обществе, так и на уровне государства. За годы независимости Казахстана так и не были приняты конкретные меры, которые действительно бы защищали женщин от любого вида насилия – будь то избиение дома или приставание в общественном транспорте.

А признавать эпидемию насилия и сегодня никто не хочет.

Маленькая доля женщин во власти не дает им возможность быть услышанными – последнее слово всегда остается за мужчинами. В парламенте, например, насчитывается всего 19 депутатов мажилиса (менее 20%) и 11 – сената (20%).

Женщин избивают, насилуют, убивают, но в обществе принято молчать и осуждать жертв насилия за «неподобающее поведение» или «обесценивание семьи». Мужчины в казахстанском обществе либо всячески пытаются оправдать жестокость по отношению к женщинам, либо просто отмалчиваются. Никто не призывает своих друзей, родственников, коллег мужского пола образовываться и формировать нетерпимость к насилию.

С такой реакцией пережившие насилие женщины сталкиваются везде: в полиции, в больницах, в судах. И на каждом из этапов они вынуждены бороться с сопротивлением институтов, отказывающихся защищать их только потому, что они женщины. Все эти ступени демонстрируют феномен укоренившегося «системного насилия».

Редакция «Власти» решительно выступает против системного насилия в отношении женщин. Мы считаем, что для того, чтобы искоренить это, важно перестать молчать. Важно говорить не только о проявлениях любого насилия в отношении женщин, но и открыто выступать против. А также требовать действий от властей, а не соглашаться с очередным перекладыванием ответственности.

Паоло СОРБЕЛЛО, Ақбота УЗЕКБАЙ, Алмас ҚАЙСАР — «Акция пропрезидентского движения против насилия» — Около 250 человек собралось в Алматы на постановочном санкционированном митинге.

 

митинг против насилия

Фото Алмаса ҚАЙСАРА/vlast.kz

Акция против насилия, проводившаяся в окружении заборов и полиции, прошла 26 ноября под статуей высокопоставленного советского руководителя Михаила Калинина. Представители «Жаңа Адамдар» раздавали шарфы и плакаты возле сцены, на которой лидеры движения, гости и инфлюенсеры готовились произнести речь.

Ведущие начали акцию на русском и казахском языках словами о президенте Токаеве: «Мы верим в президента. Разделяем каждое его слово и будем ему помогать».

Участники движение были разделены на «организаторов» в фиолетовых куртках и на «участников» в желтых ветровках. Большинство участников были рекрутированы через вебсайт. Заказчики обещали оплатить проезд и проживание.

Жаңа Адамдар было основано в августе 2022 года. По словам лидера движения Асель Баденовой в нем насчитывается 700 членов. Баденова рассказала Власти, что несмотря на отсутствие господдержки, ценности и идеи движения соответствуют политике Касым-Жомарта Токаева.

«Наше движение поддерживает реформы Токаева и мы этого не скрываем», – сказала Баденова.

Митинг, изначально запланированный на 25 ноября — Международный день борьбы за ликвидацию насилия в отношении женщин, был перенесен на 26 ноября — Международный день тортов.

Идея проведения митинга возникла после того, как бывший министр национальной экономики Куандык Бишимбаев избил свою жену Салтанат Нукенову, что, предположительно, стало причиной ее смерти. На следующий день Бишимбаев был обвинен в убийстве и арестован на два месяца. Это событие спровоцировало широкую дискуссию о бытовом насилии в Казахстане.

После выступлений на протяжении 40 минут ведущие призвали собравшихся разойтись, в последний раз процитировав Токаева: «Один народ, одна страна, одна судьба. Скажем нет насилию!»

Ксения ЕВДОКИМЕНКО, Юлия ЗЕНГ – «Откат в средневековье» — Откуда в наших людях столько злобы? Казахстан захлестнула волна насилия. Листая новостные ленты, испытываешь ощущение, что бьют все и всех: мужья — жен, взрослые — детей, подростки — стариков. В прошлом году в полицию поступило 115 тысяч обращений о бытовом насилии. Больше (около 180 тысяч) их было только в карантинном 2020-м. С начала этого года с такими заявлениями в полицию обратились более 60 тысяч человек.

Трагедия с Салтанат НУКЕНОВОЙ полностью разбила стереотип о том, что жен поколачивают мужики необразованные, опустившиеся, неудачники, которые вымещают все свои проб­лемы на слабых и беззащитных, чтобы хоть так почувствовать свою значимость и силу. Мол, в среде людей образованных и культурных такого происходить не может. Руководитель информационно-издательского проекта “Кто есть кто в Казахстане?”, политолог Данияр АШИМБАЕВ уверен: от бытового насилия не застрахован никто, даже те, кого считают элитой.

— В нашем обществе есть две глобальные проблемы. Первая — отсутствие веры в справедливость. Пострадавшие не верят, что можно защитить свои права, насильники понимают, что уйти от наказания не так и сложно. И чем богаче соответствующая публика, тем выше у них вера в покупку “справедливости”. А государство не дает населению примера законного поведения. Если за насилие не следует мгновенное наказание вне зависимости от статуса обвиняемого, этот момент легко усваивается на всех уровнях. Поэтому лучшая профилактика любых преступлений — это представление о неотвратимости наказания.

— Вторая проблема — явный кризис моральных ценностей в стране. От старых мы отказались, а новые не создали. Есть попытки заменить их то традиционными, то духовными, то светскими, порой даже советскими ценностями. Весь этот микс разнится в зависимости от регионов, национальных групп, возраста. Отсюда рост количества преступлений в семейно-бытовой сфере, подпитываемый со всех сторон.

Еще один немаловажный фактор, который позволяет “воспитывать” жен и детей кулаками, — это архаизация общества.

Этот процесс очень активно происходит сейчас в Казахстане, — отмечает президент центра социальных и политических исследований “Стратегия”, эксперт-социолог Гульмира ИЛЕУОВА. — Причина — переломный момент, который переживает общество. Архаизация возрождает то, что в первобытном строе помогало человеку выжить, — культ силы. К слову, религиозность, которая должна вроде бы укреплять духовные, семейные ценности, в этом вопросе дает обратный эффект.

В 2020 году мы проводили исследование среди женщин, подвергшихся насилию в Туркестанской области. Мы опросили 800 женщин в возрасте от 15 до 64 лет в пяти районах, — продолжает эксперт. — Подчеркну, что насилие не замыкается только на этом регионе, хотя он был выбран не случайно. По словам наших респонденток, мужчины, которые призваны были помочь решить ситуацию и защитить жертву (медиаторы, имамы), напротив, давали главную рекомендацию женщинам: терпеть и ради детей сохранить семью. И этот архаичный тренд “женщина — существо второго сорта” имеет накопительный эффект.

Отмечу, что в насилие вовлечены все члены семьи, очень активны свекрови. Результаты нас поразили: в качестве невесты на юге наиболее ценятся женщины вовсе без образования, у некоторых не было даже удостоверения личности, а значит, никакого доступа к социальным благам. А те, кто все-таки мог получать пособия на детей, отдавали их мужу и свекрови и потом были удивлены, что есть в стране и другая власть кроме семьи супруга.

Так как же воспитывать мальчиков, чтобы в будущем они сами не множили насилие и не становились его жертвами? У председателя РОО “Союз отцов” Максутбека АЙТМАГАНБЕТА есть свое видение — Я не понимаю, когда звучат фразы типа “нельзя бить женщин”. На самом деле нельзя бить никого — и стариков, и детей, и мужчин, и собак, кошек, тюленей… Бить, причинять боль и страдания вообще никому нельзя. Вот о чем мы должны говорить. О том, что насилие в любом его проявлении, хамство должны вызывать отрицательную реакцию у общества, у всех нас.

Тем временем вопрос о частичной криминализации побоев и причинения легкого вреда здоровью женщин, о котором 10 ноября заявил депутат мажилиса Асхат АЙМАГАМБЕТОВ, некоторые эксперты тут же назвали “подарком абьюзерам”. Поясним: речь идет о том, что если побои не являются нормой жизни семьи и инцидент произошел впервые, то ответственность вспыливший супруг понесет административную. А уголовную — лишь в случае повторения побоев в течение года.

По сути, законодатели сделали мужьям подарок — раз в году можно от души избивать своих жен. И отделается дебошир предупреждением, в худшем случае штрафом. Почему бы, опираясь на опыт развитых стран, не ввести исправительные общественные работы для абьюзеров, краткосрочные аресты? — негодует доктор права PhD, юрист по правам человека и уполномоченный по правам ребенка Алматы Халида АЖИГУЛОВА.

Асель ИБАДУЛЛАЕВА – «“Так жила моя мама”: почему казахстанки терпят насилие?» — В Казахстане год за годом растет число насильников, избивающих и убивающих своих девушек, жен и детей. По данным Бюро нацстатистики, за последние два с половиной года домашние агрессоры беспощадно убили 300 женщин. Всколыхнувшая Казахстан трагическая гибель Салтанат Нукеновой показывает, что насилие есть везде, независимо от уровня образования, возраста и материального благополучия человека. Почему женщины терпят насилие, будучи умными, успешными, самодостаточными, и как вырваться из абьюзивных отношений…

Только с начала 2000-х годов в Казахстане начали открыто говорить о насилии, эмоциональном интеллекте и создавать кризисные центры. Однако за прошедшие 23 года число жертв насилия не стало меньше. Причин тому много: укоренившиеся традиции, страх, моральные нормы, верования, стереотипы.

— Наше общество пропитано психологическим насилием. По истории нам известно, что у нас было раскулачивание, голодомор, лагеря. Такая атмосфера общества, естественно, влияла на жизнь семей, отношение к женщинам. Бить, манипулировать было нормой. В прошлом в большинстве случаев терпеть насилие означало выжить. У нас осталась установка “так жила моя мама”, “так вел себя мой папа”, – говорит психолог-консультант Евразийского Института практической психологии и психотерапии Ксения Радионова.

Таким образом из-за негласных правил жизни женщина может не понимать, что находится в токсичных отношениях. Кроме того, на восприятие насилия могут влиять и психические заболевания, а также длительное нахождение в постоянном стрессе.

— Насилие очень связано с темой выживания. Эти темы лежат в сфере бессознательных процессов. Именно поэтому даже образованные, умные женщины могут попадать в ситуации насилия и терпеть его. К тому же, если у женщины недостаточно психологических ресурсов (она инфантильна, у нее низкая самооценка, синдром “спасателя”, привязанность к партнеру), ей трудно будет выйти из насильственных отношений, – пояснила эксперт.

Ахмет ТАЛАПУЛЫ — «Не нужно выделять женщин, как некую привилегированную часть казахстанского общества» — Последние ужасающие события пролили свет на серьезные, до сих пор не решенные проблемы в жизни нашего общества и страны.

Об этом журналист медиапортала Caravan.kz поразмышлял вместе с общественным деятелем Муратом ТЕЛИБЕКОВЫМ.

— «Я не удивлен. Как бы печально это ни звучало, но преобладающее большинство людей восприняло произошедшее как обыденность, типичный случай, характерный для полицейских и высокопоставленных чиновников. Понять казахстанцев можно. Какое может быть удивление после ареста и разоблачения таких личностей, как экс-глава КНБ Карим Масимов или генерал Серик Кудебаев, ранее возглавлявший департамент полиции Алматинской области?!.. Народ все больше склоняется к мнению, что на верхних этажах власти обитает немало подобных «кадров». Вот такой естественный отбор со знаком «минус» происходит во многих сферах государственной власти», — обозначил Телибеков вначале.

По словам нашего спикера, есть основание говорить о серьезной болезни, которой охвачено общество.

«Метастазы стремительно распространяются по всему организму. В детских садах, школах, университетах – повсюду витает дух наживы, лжи и лицемерия. Из общественного сознания напрочь вытравили такие понятия, как мораль, нравственность, духовность. Они исчезли даже из лексикона государственных деятелей. Когда в последний раз вы слышали из уст высокопоставленных лиц рассуждения о совести, призывы к совести, упреки в отсутствии совести? Репутацией никто не дорожит. Она обесценилась. Весьма показательный фактор — за всю историю независимости страны ни один государственный деятель не подал в отставку по собственному желанию, хотя поводов было немало! Ни один!!! Разве это не признак нравственной деградации?! Все, как заведенные, повторяют одну и ту же избитую фразу: «Решение о моей отставке принимает президент! Только он имеет право меня уволить». Так и хочется задать вопрос: «Послушай, парень, но разве у тебя нет собственного мнения?! Где твои принципы, чувство собственного достоинства?! Почему за тебя должен принимать решение вышестоящий начальник?!

О каких проблемах в первую очередь идет речь? Непотизм, воровство и коррупция. Практически на всех этажах власти процветают кумовство, землячество, трайбализм. Бишимбаев и Куштыбаев – это всего лишь следствие. В работе нашей полиции по-прежнему отсутствует прозрачность, открытость», — сказал эксперт.

На вопрос о том, приведет ли ситуация к реальным позитивным изменениями и сдвигам в вопросе защиты женщин от насилия, Мурат Телибеков отметил, что сплошь и рядом раздаются голоса о необходимости ужесточить наказание за бытовое насилие.

«У нас достаточно законов, карающих подобные преступления. Не вижу необходимости в издании новых. Причина в другом – избирательный подход при наказании преступников. Представьте себе, если бы жертвой оказалась не племянница экс-акима Павлодара Кайрата Нукенова. Велика вероятность того, что эта история не стала бы достоянием общественности. В доказательство приведу пример, с которым недавно мне пришлось столкнуться. В Наурызбайском районе Алматы женщина подверглась ограблению и попытке изнасилования. В полиции даже отказались принимать заявление, несмотря на то что это была вдова погибшего офицера полиции. Вот она, бесчеловечность во всей своей красе! Более того, для возбуждения уголовного дела один из сотрудников запросил у нее 500 000 тенге. Женщина обратилась ко мне за помощью. Пришлось вмешаться. И только после этого ее заявление приняли, зарегистрировали и возбудили… административное дело! Представляете?! За попытку изнасилования и ограбление – административная ответственность! Какие тут могут быть комментарии. Все эти факты я опубликовал в социальных сетях. И что вы думаете?! Никакого эффекта!

Какой напрашивается вывод? Можно принять огромное количество законов, но если нет системы контроля за выполнением, это ни к чему не приведет. Должна быть политическая воля руководства страны, твердое намерение искоренить коррупцию и злоупотребления, прежде всего в судах и правоохранительных органах. Иначе получается переливание из пустого в порожнее. Здесь не надо изобретать велосипед. Мир давно уже разработал эффективные методы борьбы. Бери и пользуйся, но нет. Мы по-прежнему блуждаем в трех соснах, ломаем голову над азбучными истинами.

При этом, по мнению Телибекова, проблема насилия остается неразрешенной во всех сферах.

«Пытки в тюрьмах, издевательство над животными, дедовщина в армии, насилие в школах, произвол в государственных учреждениях. Культ силы присутствует повсюду, даже в межгосударственных отношениях. Мы живем в брутальную эпоху. Происходит странная трансформация человеческого сознания на глобальном уровне. Приведу небольшой пример. В 70-х годах прошлого века Международный олимпийский комитет всерьез обсуждал вопрос об исключения бокса из олимпийских игр как опасного, негуманного вида спорта. Теперь посмотрите, что происходит сегодня на спортивных аренах. Бокс, бои без правил, смешанные единоборства даже среди представительниц прекрасного пола. Окровавленные женские лица стали нормой жизни и никого не шокируют.

В мире, где главными ценностями являются прагматизм и меркантильность, а дух наживы превалирует над прочими ценностями о каком уважительном отношении к женщине может идти речь?! Равнодушие и бесчеловечность во всем. В Караганде погибли десятки шахтеров. Не один шахтер, а десятки!!! Почему же общество также яростно не требует издать специальный закон, защищающий шахтеров?! Чем они хуже убитой госпожи Нукеновой?! Неужели только тем, что не занимались астрологией и не имели родственных связей с акимом?! Вот он апофеоз подобострастия и лицемерия», — сказал общественный деятель.

Также мы узнали у спикера, согласен ли он с тезисом, что сегодня, особенно на фоне ужасающих новостей, женщина в Казахстане не может полностью и уверенно чувствовать себя защищенной и в безопасности?

«Не следует выделять женщин, как некую привилегированную часть общества. Невозможно уберечь ее от насилия, при этом равнодушно взирая на жестокое, бесчеловечное отношение государства ко всем людям. Мы должны в целом противостоять насилию», — ответил спикер.

***

© ZONAkz, 2023г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.