После принятия определенной дозы спиртного любой казах становится “адаевцем”

Обзор казахскоязычной прессы

Весь последний номер еженедельника “Туркiстан” (26.05.2000) посвящен городу Туркестану, 1500-летие которого под эгидой ЮНЕСКО и правительства РК будет праздноваться этой осенью. Как написал в начале двадцатого века великий казахский поэт Магжан Жумабаев: “Врата в два мира – это Туркестан; И мужественных тюрков колыбель – это Туркестан (перевод “Навигатора”. — Прим.). Газета приводит список упокоенных в гробнице мавзолея Ходжи Ахмеда Яссави казахских ханов, святых, правителей, биев, военачальников и батыров: Есим-хан, Тауке-хан, Барак-хан, Абылай-хан, Кожа Дервиш Мухаммед, Шуджа ад-дин Мансур мырза, Найман Конакай аулие, Казыбек-би, Шон-би, Жаппас Колшабапй болыс, Жетимдер Байзак-датка, Тиней Елконды-датка, Канжыгалы Богенбай-батыр, Шакшак Жанибек-батыр, Матай Борибай-батыр, Есенкул, кыргызский батыр и манап, Бек-Шайкым-кожа и пр. Также приводится несколько фактов, связанных с долгой и бурной историей самого мавзолея святого Ахмеда Ходжи Яссави, расположенного в городе Туркестан. Последним суверенным казахским ханом, владевшим городом Туркестаном и, соответственно, мавзолеем, который построил сам великий эмир Темирлан, из тюркского рода Барлас, был хан Есим. Но после шестнадцатого века Туркестан был во владении среднеазиатских ханов и беков. Во время правления Канат-шаха в 1846 году мавзолей святого Ахмеда Ходжи Яссави был залит наводнением. В восемнадцатом веке Туркестан, как, впрочем, и Бухара, Ташкент и казахские ханства, попадает под протекторат царской России. В 1864 году российские войска три дня осаждали Туркестан, и 11 июня лучшая в мире русская артиллерия выпустила по мавзолею 11 снарядов. В 1884 году царское правительство выделило 15000 рублей на ремонт кровли. Ташкентский Закир ходжа и русский инженер Печенкин провели эти работы. В 1978 году мавзолейный комплекс был полностью взят под государственный надзор и получил статус исторического музея.

Национальная газета “Ана тiлi” (25.05.2000), несмотря на русскоязычное приложение, обилие “нефтяных” материалов, не оставляет без внимания пропаганду государственного языка. Речь идет о решении сената парламента РК вести свои заседания на казахском языке. Из 33 депутатов 21 проголосовали за это решение. Пойдет ли по этому пути другая палата парламента (мажилис) — вот что волнует теперь Нурлыбека Сапагали, втора заметки “Двадцать один сенатор защитили государственный язык”. Он также предлагает принять закон, согласно которому человек, который не знает государственный язык, не может быть избран в представительные органы власти.

В преддверии Дня памяти погибших от голода 1931-1933 гг. и жертв политических репрессий, который отмечается Казахстаном 31 мая, “Казак эдебиетi” (26.05.2000) опубликовало письмо Хабибы Каракпайкызы, свидетельницы тех страшных лет. Она помнит весь тот ужас до мельчайших подробностей, когда казахи мерли целыми аулами как мухи. На первой полосе, где размещена часть указанного материала, также дана репродукция картины великого русского художника Верещагина (написанная им еще в 1868 году), на которой изображены туркестанские террьякеши (курильщики опиума). Намеренно ли сделала это редакция “Казак эдебиетi” или это случайно получилось, но соседство верещагинских наркоманов XIX века и воспоминаний о лихих годах весьма и весьма символично. Дело в том, что никто до сих пор толком не может объяснить, почему именно 31 мая выбрано казахстанским Днем памяти погибших от голода тридцатых годов и сталинских репрессий? Ведь абсолютно никаких исторических либо идеологических предпосылок к обоснованию такого решения не было… Зато во всем мире 31 мая отмечается как Всемирный день без табачного дыма. В такой день обильная табачная реклама, коей заполнены улицы крупных городов Казахстана, воспринимается, если вдуматься в контекст происходящего, несколько по-иному… Т.е. в Казахстане две эти даты совпали самым непонятным образом. Между тем в Казахстане процветает табачная промышленность, стремительными темпами растет наркомания. А как утверждают врачи, табакокурение — это один из кратчайших путей к курению наркотических веществ: анаши, опиатов.

Один из самых громких политических скандалов ушедшей недели — это кусок интервью, данный известным политологом и оппозиционером Нурболатом Масановым корреспонденту ИТАР-ТАСС Игорю Черепанову, который сначала появился на одном из интернетовских сайтов, а затем был ретранслирован прессой (“Казахская правда”, “Караван” и в косвенном порядке “Доживем до понедельника”). Несмотря на тот факт, что и Черепанов, и Масанов затем заявили, что они не имеют никакого отношения к данному тексту, это только подогрело общественный интерес к данному информационно-идеологическому инциденту. Так, известный газетный публицист Аманхан Алим по этому поводу разразился большой статьей, в которой представляет Масанова как интеллектуального люмпена, компилятора и инфантильного политика: “Прежде чем критиковать собственный народ, Масанов должен был бы сначала достичь того уровня нравственно-духовного развития, которыми отличались Абай и Чаадаев”. В своих умозаключениях г-н Алим опирался на высказывания великих деятелей русской культуры и литературы. В всколыхнувшем всех интервью Масанов, по сути, отказал в будущем казахской нации, уничижительно отозвавшись об умственных способностях казахов и их общих перспективах развития своих соплеменников…


Литературный критик Амирхан Мендеке (“Казак эдебиетi”) обнародовал в высшей степени интересное эссе, посвященное нынешнему состоянию казахскоязычной литературной среды и литературы: “Иногда мне кажется, что Союз писателей Казахстана стоит переименовать в Союз бывших писателей Казахстана…”.

Практически все номера провластного “Жас Алаша”, кроме одного (из трех), увидевших свет на прошедшей неделе, были не в пример прошлым достаточно остры и интересны. В номере от 25 мая опубликована солидная статья независимого исследователя Ермека Нарымбаева, посвященная сути и истории пограничного казахстанско-узбекского вопроса, а также соотношению сил в случае жесткой фазы геополитической схватки. В следующем номере, субботнем (от 27 мая), газета опубликовала щемящее письмо читателя из Кызылординской области. Мынжасар Акмаганбетулы описывает тяжелое положение местного населения, проживающего вокруг космодрома Байконур: “Сегодня запуск российских ракет поставлен на конвейер. Эти коммерческие запуски приносят России миллионные прибыли. А вот мы, местное население, страдаем неимоверно. Здоровье людей, и без того подорванное различными негативными факторами, сильно усугубляется воздействием на окружающую среду, включая и людей”. Жаль, далее пишет М.Акмаганбетулы, что не находится пока человека, который поднял бы клич “Аттан!”, после чего народ воспрянул бы и своей волей закрыл бы ненавистный космодром…

Республиканский еженедельник из Актюбинска “Алтын Орда” (19.05.2000) сообщает, что в Атырау открыла свои ворота большая новая мечеть, которая называется “Иман”. Местный люд сие название напрямую связывает с именем атырауского акима – Имангали Тасмагамбетова. Газета продолжает муссировать вопрос возможной отставки действующего премьер-министра и прикидывает, кто же из власть предержащих может занять премьерское кресло. Обозреватель “Алтын Орды” Даурен Куат рассматривает на этот счет двух акимов и трех министров, наиболее реальными кандидатами из которых, согласно его выкладкам, являются Имангали Тасмагамбетов и… Жаксыбек Кулекеев (министр экономики). Своеобразно на страницах актюбинского еженедельника комментирует идею Гани Касымова о переносе парламента в Алматы некий Искандер Ертай. Если следовать логике Касымова, то парламенту надо переезжать в Аркалык, ведь там свободных квартир всем хватит; ведомствам, курирующим нефтегазовое хозяйство республики, надо передислоцироваться в Атырау, сельхозникам — в Костанай, Минпечати — в Талдыкорган и т.п. “Алтын Орда” в последнее время богата на так называемые “пиаровские” материалы, которые так или иначе связаны с промышленным производством алкогольной продукции. Допустим, большая статья посвящена производителю водочной продукции “Аяжан”. Встречается прямая реклама водочной продукции – реклама фирмы “WIMPEX” (конкурент “Кристалла”). В прошлых номерах газета, наоборот, критиковала знаменитый завод “Кристалл”. Тут же газета устами своих читателей клеймит пьянство среди казахских женщин и молодежи – “Жастарды аракка уйiр кылып…”. Издевается над умниками, умудрившимися назвать один из сортов водки – “Адай”. Как известно, род “адай” является одним из самых известных и обширных в Западном Казахстане, и адайцы известны своим буйным нравом, хотя после принятия определенной дозы спиртного любой казах на глазах превращается в “адаевца”. А во что же тогда превращается адаец, выпивший водку “Адай”? Наверное, он становится адайцем в кубе…

Радикально оппозиционный “СолДат” (23.05.2000) публикует два письма: одно — из глубинки, от гражданки Орынбасар Алимжанкызы, адресованное Акежану Кажегельдину; а другое — написанное самим г-ном Кажегельдиным — адресовано президенту Назарбаеву. Жительница дальнего аула сетует, что ссора Кажегельдина и Назарбаева, обоюдные обвинения в том, кто сколько украл и т.п., не красят их как мужчин и государственных деятелей. Весь мир смеется теперь над ними и над нами. Автор письма тем не менее замечает, что она далека от мысли в чем-либо обвинять того же Акежана. Она просто желает одного: чтобы казахи объединились (в первую голову, судя по логике, это Кажегельдин и Назарбаев) и засучив рукава взялись за восстановление промышленности и всего остального — только тогда можно будет избавиться от трудной жизни. А беспрерывная ругань лишь во вред. Редакция сие письмо комментирует следующим образом: что может написать человек, который получает информацию только из телеканала “Хабар” и газеты “Егемен Казакстан”? Кажегельдинское же письмо, содержащее прямое обращение к господину президенту (“Азамат ретiнде аландаймын” — “Обращаюсь к вам в качестве гражданина”), лоббирует идею “национального диалога”, точнее “круглого стола”, за которым встретилась бы оппозиция и верховная власть. В пользу своего предложения Кажегельдин приводит польский опыт, когда в 1986 году вице-премьер тогдашнего польского правительства Ягельский встречался с лидером оппозиции Валенсой, и в конце концов после тех встреч Польша разрешила внутренний кризис. Сегодня Польша успешно движется по пути реформ и построения гражданского общества.