Казахская экспансия в Узбекистан как высшая стадия развития капитализма

Как всегда, классики оказались правы! Достигнув высшей стадии своего развития “в отдельно взятой стране”, частный капитал начинает просачиваться за пределы государства в поисках выгодных для себя мест вложений (деньги должны делать деньги). Это хорошо видно на примере Казахстана, где все выгодные сферы экономики уже поделены и республика, по-видимому, “начинает плавно переходить в состояние развитого капитализма”.


Об усиливающейся роли казахстанского капитала в экономике Кыргызстана написано уже немало. Но благосостояние новых казахстанских капиталистов растет (в отличие от простого народа), и, очевидно, 4-миллионного Кыргызстана им уже недостаточно. Неудивительно, что следующим на очереди оказался Узбекистан, имеющий огромный экономический потенциал и 25 миллионов населения (очень солидный рынок). Тем не менее, речь пойдет не о товарах повседневного спроса, поток которых из Казахстана в Узбекистан растет с каждым днем, а о чуть-чуть более серьезной сфере – нефтегазодобывающей промышленности.


Влияние казахстанской нефтегазодобывающей отрасли и инфраструктуры на аналогичные структуры соседнего с нами Узбекистана сегодня уже достигло значительных масштабов и продолжает неуклонно возрастать. Мало того, что все экспортные нефте- и газопроводы, по которым реализуются добываемые в Узбекистане углеводороды, проходят через территорию РК, казахские бизнесмены ещё и “нагреваются” на противоречиях между Ташкентом и Ашгабадом. Дело в том, что обострение взаимоотношений Узбекистана с Туркменбаши привело к срочной выплате узбекской стороной задолженностей по сырой нефти и газоконденсату, добываемым на пограничном Кокдумалакском месторождении. Объемы углеводородного сырья, которые в 2003 году подлежат отправке в Туркмению и которые недополучат узбекские НПЗ, достигают 1 миллиона тонн. В этих условиях единственным приемлемым вариантом для Узбекистана стали поставки в республику кумкольской нефти, чем и воспользовались казахстанские бизнесмены вместе с канадской компанией “Харрикейн”, резко взвинтив на неё цены (вот они, жестокие реалии капиталистического мира).


Очередным шагом по пути экспансии Казахстана в нефтегазовую отрасль соседнего Узбекистана стало проникновение казахстанского капитала в перспективное СП “УзПЕК”.


Справка: Весной 2001 года НХК “Узбекнефтегаз” и компания “УзПЕК Лимитед” (дочернее предприятие британской компании “Тринити Энерджи”) подписали Соглашение о разделе продукции на реализацию комбинированного инвестиционного проекта по разведке и разработке нефтегазовых месторождений и строительству инфраструктуры на лицензионных территориях Центрального Устюрта и Юго-западного Гиссара Узбекистана.


В том же году, в соответствии с правительственным постановлением, “УзПЕК Лимитед” получила две соответствующих лицензии. Первая — на осуществление поисково-разведочных работ на территориях Центрального Устюрта и Юго-Западного Гиссара сроком на 5 лет с правом дальнейшего продления на очередной трехлетний срок. Вторая лицензия — на добычу углеводородов сроком на 25 лет с правом продления срока на 15 лет в пределах согласованных сторонами географических координат.


Согласно Соглашению, предполагалось следующее долевое разделение продукции: НХК “Узбекнефтегаз” — 30% и “УзПЕК Лимитед” — 70%. Проект планировалось реализовать за счет поэтапно осуществляемых прямых инвестиций в объеме 420 миллионов долларов, в том числе, в первые пять лет — более 200 миллионов долларов. Ожидалось, что к 2006 году “УзПЕК Лимитед” будет производить уже 2 миллиарда кубометров природного газа и около 120 тысяч тонн нефти.


Как уверяют специалисты холдинга, группа месторождений, переданных “УзПЕК”, является лакомым кусочком для любой нефтегазовой компании, так как не требует значительных капиталовложений: необходимо запустить лишь первую очередь, начать качать нефть и реинвестировать получаемые за сырье средства для дальнейшего развития проекта.


Однако до сегодняшнего дня “УзПЕК Лимитед” по различным причинам так и не смогла привлечь в проект западные инвестиции и поэтому провела лишь минимальный объем необходимых работ на лицензионных территориях. Причины — поспешное подписание договора об СРП, слабая проработка положений этого документа, ухудшение инвестиционного климата в стране; а как следствие — выход из СП некоторых западных инвесторов (по некоторым данным, это — “Ройал Датч Шелл”) и потеря потенциальных инвестиций.


Однако если условия работы в РУз не устраивают бизнесменов из дальнего зарубежья, то ближайшие соседи, в частности, из Казахстана, привыкшие играть по восточным правилам, стремятся побыстрее занять освободившееся место. Н.Назарбаев как-то обещал своему коллеге И.Каримову завалить Узбекистан казахскими инвестициями (ранее аналогичное предложение он сделал и В.Путину). Однако, не получив открытого приглашения, Астана стала действовать в Узбекистане инкогнито. В частности, для проникновения в “УзПЕК” была использована вывеска британской компании “Меридиан”, с которой было подписано соглашение о начале инвестиционной программы.


Справка: Компания “Meridian Capital Ltd.” (зарегистрирована на Бермудах) с штаб-квартирой в Лондоне является инвестиционной компанией, специализирующейся в основном на рынках стран СНГ. На территории России “Meridian Capital Ltd.” работает через компанию “East Capital Inc.”, а на территории Казахстана – через “Kazkommerts Securites Inc.”.


Компания “Kazkommerts Securites Inc.” является дочерней структурой “Казкоммерцбанка” и участвует в управлении ценными бумагами таких казахстанских предприятий, как “Казкоммерцбанк”, “Казтрансойл”, “Казахойл”, “Алматы Кус”, “Каражанбасмунай”, “Казахтелеком”, “ШНОС” и т.д.


Председателем совета директоров компании “Meridian Capital Ltd.” является Аскар Алшинбаев, до этого занимавший пост управляющего директора “Казкоммерцбанка”. В настоящее время он также входит в состав совета директоров таких компаний, как “Hurricane Hydrocarbons Ltd.”, “Nelson Resources Ltd.” и “Chaparral Resources Inc.”. Ещё ранее А.Алшинбаев являлся управляющим директором компании “Central Asian Industrial Holdings Ltd.”, зарегистрированной на Антильских островах и владевшей 30% акций компании “Hurricane Hydrocarbons Ltd.”.


Важно подчеркнуть и наличие определенных взаимоотношений между А.Алшинбаевым и зятем президента Н.Назарбаева — Тимуром Кулибаевым, который является первым вице-президентом национальной нефтяной компании “КазМунайГаз” и владельцем 35% акций другой канадской компании “Nelson Resources Ltd.”. В своё время А.Алшинбаев выразил намерение приобрести ещё 23% акции компании “Hurricane Hydrocarbons Ltd.” именно при поддержке со стороны Т.Кулибаева. Тогда и возник вопрос о возможном слиянии компаний “Hurricane Hydrocarbons Ltd.” и “Nelson Resources Ltd.”.


В совет директоров компании “Meridian Capital Ltd.” также входят: Ян Коннор – главный исполнительный директор (он же председатель правления компании “Kazkommerts Securites Inc.”); Сауат Мунбаев – директор (бывший министр финансов РК, бывший глава администрации президента РК); Евгений Фелд – директор (бывший управляющий компании “Алаутрансгаз”, бывший член совета директоров “Казкоммерцбанка”); Ильдар Абдразаков – директор (он же главный исполнительный директор “Kazkommerts Securites Inc.”, бывший член совета директоров “Казкоммерцбанка”).


В общем-то теперь все ясно. Казахские бизнесмены,наодев маску джентльменов туманного Альбиона, начали осваивать новый для себя рынок, пообещав для начала внести в течение года 20 миллионов долларов (вместо того, чтобы вложить эти деньги в развитие экономики родного Казахстана). Поскольку они ребята серьезные (как ловко и быстро они поделили свои ресурсы!), то, по-видимому, очень скоро забьют фонтаны нефти и на месторождениях “УзПЕК”, а там, глядишь, и другие выгодные проекты подоспеют. Так что скоро в узбекской нефтегазовой отрасли все будет “жаксы”.


Получено по электронной почте


uzbekinfo@list.ru