Терроризм не пуговица, но “пришить” можно

Сегодняшний обзор российской прессы будет посвящен оппозиционерам Центральной Азии, так распорядились материалы в СМИ.


“Коммерсантъ” пишет, что в книжные магазины Туркмении поступила книга бывшего вице-премьера страны Бориса Шихмурадова, оппозиционера, который обвиняется в организации покушения на президента Туркмении. Книга называется «Я сам и мои сообщники-террористы».


Впрочем, многие в Ашхабаде сомневаются в том, что Борис Шихмурадов до сих пор жив и является автором столь странного саморазоблачения, отмечает издание.


«Мне бы очень хотелось, чтобы Борис Шихмурадов действительно являлся автором этой книги, что бы ни было в ней написано, — сказал Ъ один из ашхабадцев, симпатизирующий господину Шихмурадову. — Это бы свидетельствовало о том, что он жив и здоров. Но у нас уже давно говорят, что он умер в тюрьме. Во всяком случае, к нему никого не допускают, достоверно неизвестно, где он сейчас находится«. Другие собеседники Ъ тоже поставили авторство «книги о террористах-отщепенцах» под большое сомнение. По их мнению, книга могла быть написана кем-то из близких к Сапармурату Ниязову журналистов.


Речь в книге идет о событиях ноября 2002 года, “когда «кучка отщепенцев» попыталась организовать покушение на президента страны. Господин Шихмурадов находился в Ашхабаде в момент покушения и, по версии прокуратуры, являлся главарем террористов. После 25 ноября 2002 года он некоторое время скрывался, но затем сдался властям”.


Это уже не первый такой случай, ранее журналист Леонид Комаровский, который был обвинен в пособничестве террористам и через пять месяцев после ареста выдан американским властям, написал книгу «Теракт в Ашхабаде».


По выходе книги Леонид Комаровский поспешил откреститься от авторства, пообещав подать в суд на издателя за использование его имени. “По словам журналиста, то, что он написал в Ашхабаде, сидя в тюрьме, «не является книгой». «Они принесли мне материалы так называемого дела 25 ноября и потребовали переписать их нормальным русским языком. Для меня это было единственным шансом получить свободу, и я согласился. Каждый день я писал по 15-20 страниц. Поверьте, там еще и не то напишешь, лишь бы выбраться на свободу», — передает слова Комаровского Ъ.


Правозащитный Центр «Мемориал» опровергает сообщения ряда СМИ и ФСБ России о том, что задержанный 13 февраля гражданин Узбекистана Юсуп Касимахунов, будучи членом партии «Хизб-ут-Тахрир», ранее был объявлен «в международный розыск за совершение преступления террористической направленности«.


Представитель ФСБ заявил, что «Хизб-ут-Тахрир» «известна своими активными связями с радикальной организацией «Исламское движение Узбекистана«, члены которой использовали ее существующую инфраструктуру… По оперативным данным, члены «Хизб-ут-Тахрир» также направляли своих боевиков для боевой подготовки в лагеря Аль-Каеды.


В действительности эти заявления содержат многочисленную дезинформацию, а проведенный арест имеет весьма отдаленное отношение к борьбе с реальной угрозой терроризма, сообщает Правозащитный Центр “Мемориал”.


“Хизб-ут-Тахрир” не имеет никакого отношения к покушению на Ислама Каримова в 1999 г. Среди десятков осужденных в Узбекистане по обвинению в причастности к взрывам 1999 г. нет ни одного члена этой организации. В специальной листовке «Хизб-ут-Тахрир», касающейся взрывов в Ташкенте, излагается принципиальная позиция этой организации о том, что она «никогда не использует оружие и насилия, не занимается террористическими актами и взрывами и никогда не сделает ни одного шага в этом направлении, потому что… руководствуется предначертаниями Посланника Аллаха (мир и благословение ему), в которых нет места насилию«. Ненасильственный характер деятельности «Хизб-ут-Тахрир» отмечается и западными экспертами, в частности, об этом говорится в докладах авторитетной Международной кризисной группы”.


Также “Мемориал” считает, что утверждение ФСБ об «активных связях» «Хизб-ут-Тахрир» с ИДУ и Аль-Каедой также не соответствует действительности. Экспертам по Центрально-Азиатскому региону хорошо известно, что «Хизб-ут-Тахрир» по идеологическим мотивам считала недопустимой участие своих членов в вооруженной борьбе между ИДУ и правительством Узбекистана. «Боевики» «Хизб-ут-Тахрир», о которых ФСБ РФ сообщает журналистам, являются не более чем мифом.


В целом, создается впечатление, что арестом активиста «Хизб-ут-Тахрир» ФСБ пытается прикрыть провалы в своей работе по предотвращению реальных террористических актов на территории России, отмечает “Мемориал”.


О третьем случае ареста диссидента сообщает сайт HRW.Org со ссылкой на международную организация Human Rights Watch, которая заявила об аресте правозащитника в Узбекистане.


16 февраля в Джизаке милицией был арестован Муидинджон Курбанов — руководитель регионального отделения Общества прав человека Узбекистана и коалиции правозащитных организаций. Курбанов также возглавляет джизакскую областную организацию оппозиционной партии «Бирлик» («Единство»). В 1998 г. его уже арестовывали по раздутому обвинению в хранении наркотиков, угрожали возбудить против него дело о религиозном экстремизме и подвергли пыткам, в результате которых он стал инвалидом, передает сайт.


Очередной случай задержания правозащитника, как представляется — по политическим мотивам, является продолжением развернутой узбекскими властями кампании по подавлению гражданского общества, заявила сегодня Хьюман Райтс Вотч.


О преследовании властями Туркмении гражданина России пишет “Литературная Россия”.


Рахим Эсенов, участник Великой Отечественной войны, народный писатель Туркменистана, член редколлегии газеты «Литературная Россия» сообщает, что “21 января 2004 года после так называемой отмены туркменскими властями выездной визы я поехал в Москву на консультацию врачей,.. возвращаясь в Ашхабад, в ночь с 31.01 на 1 февраля с.г. у трапа самолета меня встретили два незнакомых лица — один из них в гражданском, другой в форме майора погранслужбы. У КПП они отобрали два моих паспорта — туркменский и российский, вместо которых после моих требований выдали протокол об их изъятии”.


После этого Эсенов прошел процедуру досмотра вещей, его физическое состояние дошло до той фазы, что ему пришлось два раза принимать нитроглицерин.


Свое письмо он заканчивает просьбой: “Я прошу оградить меня, российского гражданина, члена Союза писателей РФ, лауреата многих литературных премий, от произвола и преследования со стороны туркменских властей”.


На фоне таких событий губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко совершила стремительный вояж по трем странам Центральной Азии – Казахстану, Кыргызстану и Туркменистану.


“Родная газета” очень лояльно оценивает сие турне.


Никогда прежде ни один глава субъекта Российской Федерации не предпринимал столь энергичных шагов для вывода своего региона на уровень серьезных международных контактов. Известно, что намерение администрации Санкт-Петербурга установить более прочные связи с центральноазиатскими партнерами по СНГ обозначилось достаточно давно. Но обрело это намерение зримые очертания уже с приходом на должность губернатора Валентины Матвиенко”.


Рассказывая об итогах поездки корреспонденту «Родной газеты», Валентина Матвиенко, в частности, отметила:


Нельзя допустить потери рынка сбыта продукции российских предприятий в странах СНГ, куда сейчас на смену россиянам приходят Иран, Турция, США. Нам пора восстанавливать некогда утраченные позиции, поэтому бизнесу должен быть дан политический сигнал о том, что на самом высоком уровне эти отношения поддерживаются. Экономические итоги нашей поездки в Казахстан, Туркменистан и Киргизию очень перспективны”.


При составлении обзора использованы материалы дайджеста «Центральноазиатские новости» от ИА «Фергана.Ру«